Недавно узнал, что в районе садового товарищества «Лотос», где «Астрахань-2», кто-то выбрасывает щенят и котят, обрекая их тем самым на голодную и мучительную смерть. Без пищи, на палящем солнце несмышлёные зверята дохнут пачками в ближайших камышовых зарослях. Выбрасывать практически в никуда – дело грешное, не достойное цивилизованного человека. Но это делается. И делается довольно часто.
Мы к этому даже стали привыкать. Повозмущаемся, увидев подобную картину, и пройдём дальше. Ну а чем поможешь? Ну принесёшь хлеба, остатки от несъеденного обеда, накормишь. Но делать это ежедневно не у каждого на это есть время. Да и если бы где-то в кустах, или около подъезда один-два кутёнка или котёнка, куда ни шло. Вынести остатки со стола большой трудности не составит. Так, думаю, делают многие. Возле нашего дома, как и около других многоэтажек в нашем микрорайоне, много разных щенков и котят. Они появляются как-то незаметно. Люди их подкармливают. Потом они куда-то исчезают, а через некоторое время появляются новые. Этакая своеобразная ротация. К этому мы уже привыкли. Чаще всего кутята появляются около мусорных контейнеров. Здесь всегда можно найти что-то съедобное. Сердобольные даже специально приносят, чтобы подкормить мелкоту.
Недавно подхожу к мусорной площадке, чтобы выбросить отходы. А мне навстречу около десятка щенят разной расцветки. Все одного возраста. До этого я их здесь не видел. Тоже, видать, кто-то выбросил. Скорее всего, принесли или привезли с территории ближайших предприятий, которые ещё сохранились и работают. Там чаще всего находят пристанище бесхозные собаки. Пока они живут и не приносят щенков, их терпят и даже кормят. А вот как появляется потомство да ещё огромное, от них стараются избавиться. Вот и от этих избавились, пристроив к мусорной площадке.
Щенкам здесь неплохо. Кто-то даже поставил ёмкости для воды и еды.
Целый год потребовался городской думе, чтобы принять соответствующий законодательный акт о правилах содержания домашних животных на территории Астрахани. До этого аналогичные правила существовали только на региональном уровне. Необходимые ограничения содержания домашних животных, в первую очередь, собак и кошек должны навести необходимый порядок, а в случае нарушения – владельцы любимых питомцев могут поплатиться серьёзными штрафами. Раньше всё обходилось лишь внушением участковых нерадивым собачникам и кошачникам. Да и то в том случае, если поступали жалобы от жильцов.
В Астраханской области с первого августа действует запрет на охоту и отстрел кабана и сайгака – животных, которых год от года становится всё меньше и меньше. И если собак и кошек становится больше, то количество кабанов и сайгаков катастрофически уменьшается. Хищническая охота и жадность горе-охотников и браконьеров сделали своё чёрное дело. Несмотря на то, что ежегодно у нас объявляется запрет на отстрел этих животных, для людей, думающих только о выгоде и личном благополучии, никаких строгих рамок не существует.
По официальным данным, в настоящее время в Астраханской области численность кабана не превышает 124 особи. До смешного мало. Ведь буквально несколько лет назад кабанов в заповедных волжских низовьях было так много, что нередко они представляли опасность для людей. Лесные пожары и безучётная охота довели до такого критического состояния. Много лет назад мне нередко приходилось бывать в таких сёлах, как Петропавловка и Барановка. Здесь осенью показывали полудомашних полосатых поросят. Это были поросята от сельских свиноматок и кабанов, обитающих в камышовых зарослях вблизи названных сёл.
Не всё благополучно и с поголовьем сайгаков. В общей сложности, не считая молодняка текущего года, их количество колеблется в пределах 3500 голов. И опять хочется обратиться к недалёкому прошлому. Сайгаков было так много, что они в зимний период подходили к фермам Наримановского района. О большом количестве стада сайгаков говорила разрешённая охота в зимний период для заготовки мяса на реализацию населению. Люди старшего поколения помнят горы сайгаков на Татар-базаре и Больших исадах.
Потом для сайгака наступили непростые времена. Необдуманное решение о строительстве в степи калмыцко-астраханской оросительной системы стало одним из факторов снижения численности поголовья. Ведь эта водная артерия, уходящая на сотни километров от Волги в сторону Калмыкии, проходила как раз по местам ежегодной миграции этих диких антилоп. Встретив на пути непредвиденную преграду, животные тысячами гибли в рукотворном канале. Сейчас от той большой стройки остались только воспоминания в виде глубокого безводного канала. Построили, потратили миллионы государственных средств и никакой отдачи не получили. А вот в природу вмешались, да так сильно, что до сих пор никак не оклемаемся.
Не знаю, как у нас в регионе будет охраняться сайгак и кабан. Если только решениями и постановлениями о намерениях сделать так или эдак, то ничего из этого не получится. Браконьеру нужна строгость. Только строгих мер он боится. Ну а что касается добропорядочных охотников, они год-другой потерпят без сайгачины и кабанины. Ничего с ними не случится. А вот наши соседи – калмыки намерены создать специальные отряды для охраны реликтовых животных – сайгаков. Это правильные меры. По данным Минприроды, в Калмыкии за 20 лет численность сайгаков с 600-700 тысяч сократилась до четырёх тысяч. Просто мор какой-то произошёл.
Действительно, мор и был, и стреляли без разбора, и много всего другого было. И вот теперь, как и Астраханская область, пожинают плоды беспечности. В пример можно, пожалуй, поставить Казахстан, где благодаря хорошей охране и правильным мерам по воспроизводству поголовья, количество сайгаков уже несколько лет держимся на уровне 200-250 тысяч голов.
Борис Стрелецкий, астраханский областной общественно-политический еженедельник «Факт и компромат», № 34 (644)