Детективный жанр почти всегда в той или иной степени присутствует в каждом произведении. Хотя бы в завуалированном виде – например, в качестве интриги. На днях детектив вернулся в Астраханский драматический театр в классическом бескомпромиссном облике. И не один, а с мистическим подтекстом и многослойными психологическими ходами, ведущими зрителя к долгожданной развязке: «Кто убил Патрика».
Режиссёр Алексей Матвеев, взяв в работу пьесу современного американского драматурга Дона Нигро «Поместье Рейвенскрофт», дал спектаклю название «Пять жар-птиц инспектора Раффинга», зашифровав в нём основную сюжетную линию.
Она такова: инспектор полиции приезжает в старинный английский замок, чтобы узнать причину смерти молодого ирландца Патрика. Там его встречают пять прекрасных и очень разных женщин. По режиссёрскому замыслу жертва трагедии негласно ведёт вторую сюжетную линию, мистическую, уводящую действо в самые неожиданные сферы бытия через небытиё. Формат спектакля «театр на сцене» позволяет зрителю наблюдать за происходящим с максимальной приближенностью к героям, чьи захватывающие взаимоотношения держат в напряжении два с половиной часа. Десять лет назад Алексей Матвеев в том же формате поставил детектив «Мышеловка» по культовой пьесе Агаты Кристи.
Инспектор Раффинг, роль которого в разных составах исполняют Алексей Кульчанов и Александр Ишутин, сталкивается с пятью женскими образами: сладострастной хозяйкой поместья миссис Рейвенскрофт – Екатерина Спирина, её дочерью Джилиан, по типажу схожей с набоковской Лолитой – Елизавета Смирнова и Екатерина Сиротина, гувернанткой Марси в амплуа леди Совершенство – Виолетта Власенко, тревожной служанки Долли – Наталья Тетеревнкина и Полина Курбатова, и домоправительницей-вамп миссис Френч – Эльмира Дасаева и Наталья Вавилина.
Попав в ловушку к этим неоднозначным особам, опытный и хладнокровный инспектор, борется с искушением потерять контроль над ситуацией. Ему приходится выйти на прямой поединок с каждой из дам, невольно поддавшись их умению подводить расследование к тупику. Над реальным ходом событий в буквальном смысле парит призрак красавца Патрика aka Алексей Дуганов, чья молодая жизнь оборвалась на ступенях злосчастной лестницы. Он был не первым обитателем поместья, погибшим подобным образом…Смысл происходящего открывается постепенно. Свет, интонации, музыка, хореографические вариации Жар-птиц с призраком концентрирует внимание на деталях, в которых скрывается ключ к разгадке происшествия, представляемого то преступлением, то несчастным случаем. Запутанный вконец инспектор Раффинг, взывая к воле и остаткам здравого смысла, всё же находит компромисс и докапывается до правды, которая его совсем не радует.Несмотря на то, что спектакль выполнен в стилистике условного нуара, в нём есть смешные моменты, забавный гротеск и ироничный подтекст. «Пять жар-птиц инспектора Раффинга» – не столько упражнение в дедукции, сколько наслаждение для глаз. Режиссёру, творческой группе в лице художника-сценографа Марата Джамалетдинова, художницы по костюмам Татьяны Колесниковой, художника по свету Алексея Акимова и хореографа Ольги Маньковой и блестящей актёрской команде удалось уловить правильную интонацию и создать необходимую атмосферу, присущую настоящему детективу. Вопрос – кто убил Патрика – кажется банальным на фоне разыгравшихся на сцене страстей.
Астраханский драматический театр можно поздравить с успешной второй весенней премьерой. Напомним, что в марте публике представили спектакль «Мастер и Маргарита». Новая постановка прекрасно вписалась в апрельскую афишу, став тридцать восьмым по счёту названием в разнообразном и ярком репертуаре старейшего российского театра.
Ближайшие премьерные показы мистической истории «Пять жар-птиц инспектора Раффинга» состоятся 4 и 12 мая.
Екатерина Некрасова