Может быть, об этом и не стоило бы напоминать, потому что уже так много говорилось, как вместо 6,1 процента наши пенсии проиндексировали на 7 процентов. Практически на целый процент! Вот как заботится власть о стариках!
Впрочем, эта прибавка не взялась с бухты-барахты. О ней председатель правительства сказал давно. Ну а коль сказал, отступать уже было некуда. К тому же необходимые средства «на всякий случай» уже отложили в бюджете. И вот 25 января текущего года, согласно постановлению № 4 с первого февраля пенсионеры стали получать прибавку.
Астраханское отделение Пенсионного фонда РФ утвердило коэффициент индексации страховой части трудовой пенсии по старости и трудовой пенсии по случаю потери кормильца в размере 1,07. Прибавку получат более 226 тысяч человек – столько числится в регионе пенсионеров. Через два месяца, первого апреля, нашего брата-пенсионера ждёт новая индексация трудовых пенсий. Через два месяца будут увеличены социальные пенсии. Их увеличат на 14,1 процента.
Два месяца – срок небольшой. Думаю, продержусь. Тем более что прибавят мне почти 600 рублей. Что в общей сложности составит восемь тысяч с небольшим в месяц.
Казалось бы, радоваться надо. Да где там радоваться, если всё подорожало и продолжает дорожать. Чтобы покупать хотя бы только самые необходимые продукты, нужно иметь в кармане 12-15 тысяч. А ведь кроме продуктов есть ещё монополисты-капиталисты в лице газовиков, коммунальщиков и прочих жаждущих наших денег, для которых нужно, чтобы карманы наши потяжелели ещё на пять, а то и на десять тысяч рублей.
Пройдитесь по рынкам. От изобилия глаза разбегаются. Да изобилие это не всем по-карману. Особенно пенсионерам. Цена мяса перевалила давно за двести рублей за кило. Это относится и к свинине, и к говядине, и к баранине.
Не по дням, а по часам дорожает рыба. Она уже приблизилась к мясу. Это я о нашей, родной речной рыбе: соме, сазане. О судаке и говорить не приходится. Перед новогодними праздниками, как говорится, куда ни шло. Народ хотел поставить на стол и мясо, и рыбу. И брал всё по ценам, которые предлагались. Морская рыба дороже нашей. Даже самая невкусная шла по 100-150 рублей. А о так называемой красной рыбе-сёмге, например, большинству населения можно только мечтать. Некоторое время назад килограмм стоил 480, теперь 500 рублей.
А что творится с нашим судаком! Он тоже бьёт рекорды. В конце декабря килограмм этой нежирной рыбы стоил 100-130 рублей, сейчас – 150-180.
Хотим мы этого или не хотим, но большого оптимизма недавняя индексация пенсий людям не прибавила. Судя по опросам, лишь 10 процентов россиян, а это менее одной пятой населения, от 2012 года ждут позитивных перемен. Это, скорее всего, олигархи вроде Михаила Прохорова, который рвётся к президентству. Ему и раньше было неплохо. Хорошо будет и в наступившем году. Ему и таким же как он, богатым и сытым.
Прибавки денежных средств в 2012 году ждут семь процентов россиян. Шесть процентов вообще ничего не ждёт. Три процента населения надеется на улучшение здоровья. Столько же ждут продвижения по карьерной лестнице и исполнения намеченных планов. Пять процентов россиян ждут конца света. А это совсем уж печально.
Аналитики проанализировали десятилетний период российской истории: с 2000 по 2011 год. И вот к какому выводу пришли. Зарплата выросла в 3,5 раза, а реальные доходы – в 2,5 раза. Безработных за 10 лет стало в два раза меньше и в данный момент составляет шесть процентов. Меньше стало неимущих. В двух тысячному году было 42 миллиона человек. Это почти треть населения. Сейчас, с учётом кризиса, бедных 18 миллионов человек, что составляет 12,8 процента. Довольно много. Такой показатель обязывает власти искать выходы для улучшения жизненного уровня населения. К сожалению, выход этот ищется, видимо, не так эффективно, как хочется простым людям.
Государство за последние десять лет приняло несколько различных программ, призванных улучшить экономическую составляющую, а стало быть и жизнь, и благосостояние народа. Но они разрозненны и порой не связаны между собой. Специалисты подсчитали и назвали целых 57. На их реализацию в 2011 году было выделено более 217 миллиардов рублей. Да что там государство? В каждом регионе десятки различных программ, которые нередко так и остаются не реализованными из-за нехватки средств, из-за ненужности, а порой и из-за нежелания.
Теперь о пенсиях, которые самым непосредственным образом влияют на благополучие людей, отдавших молодость, силу, профессионализм стране. А она, как это ни грустно, как-то неохотно идёт навстречу ветеранам труда. Чаще всего, при этом, выдвигаются различные причины. В том числе и такие, к примеру, если работников много, их заработная плата высокая, и страховые взносы платятся в полном объёме, тогда денег в социальных фондах хватает на достойные пенсии и на многое другое. В том числе, на медицинское обслуживание. Но, как известно, страна ещё в девяностые годы «заболела» зарплатами в конвертах и теневой направленностью экономики. Подсчитано, что в конвертах в то время выдавалось до 60 процентов всех заработанных денег. А социальные платежи с них не делались, и доходы в Пенсионный фонд не шли. С тех пор, видимо, всё и пошло и идёт до сих пор. Правда, серых зарплат стало меньше, тем не менее, они ещё есть. Стало быть, Пенсионный фонд недополучает большие суммы. А ведь они шли бы на нужды пенсионеров.
В текущем году аналитики считают, что пенсии будут составлять 1,67 прожиточного минимума. В Советское время, выходя на пенсию, человек получал до 50-55 процентов от своего среднего заработка. Покупательская способность средней пенсии равнялась 2-2,5 прожиточного минимума. В 1998 году средняя пенсия опустилась ниже прожиточного минимума. До 2010 года, несмотря на регулярные индексации, около 30 процентов пенсионеров получали от государства суммы ниже черты бедности.
Хочется это правительству страны или не хочется, но назревшие пенсионные проблемы придётся решать. Иначе, несмотря на некоторое улучшение денежного обеспечения, пенсионеры так и будут влачить жалкое существование.
Борис Касаткин,
"Факт и компромат" № 5, 17.02.12.