Российское чиновничество постоянно попадает под прицел критики. Его критикует народ, его критикуют средства массовой информации. Недовольны работой чиновников глава государства и премьер-министр. А коль так много недовольных, значит, нужно что-то делать, что-то менять, чтобы они работали лучше. Один из способов – сокращение и оптимизация, потому что чиновников на всех уровнях просто невозможно пересчитать. Это касается регионов, в том числе Астраханского. Это касается федерального центра.
Доходит просто до смешного. На одном из заседаний в Кремле в прошлом году Дмитрий Медведев тщетно пытался выяснить, сколько же нужно государственных служащих на современном этапе для исполнения ими возложенных обязанностей. И существуют ли какие-то нормативы и выверенные методики для таких расчётов. Но самое главное – есть ли видение перспективы в этом вопрос? Президент на эти вопросы ответы не получил. Так каким же будет чиновничий аппарат, скажем, чрез пять-десять лет?
Некоторое время спустя, наконец-то, в этом вопросе были расставлены некоторые приоритеты, исходя из которых пройдёт оптимизация и сокращения на вех уровнях. Заслуживает внимания весьма интересная информация к размышлению, прозвучавшая из уст вице-премьера, министра финансов Алексея Кудрина. Так вот он заявил, что ни одна из ранее проводимых оптимизаций управленческого аппарата не помогла реально сократить численность. А даже наоборот. С 2008 года численность только на федеральном уровне увеличилась примерно на 18-20 тысяч человек. А на региональном уровне и того больше: почти на 60 тысяч. Муниципалы, не желая отставать от федералов и регионалов, увеличили свою численность на 50 тысяч человек. Всего же общее количество федеральных чиновников, работающих во всех органах, в том числе в судебных, пятьсот с лишним тысяч человек. В том числе в исполнительной власти около 420 тысяч. И если за три года, как предполагается их сократят на 20 процентов, а это 100 тысяч человек, государство получит экономию 43 миллиарда рублей.
В общем, игра, как говорится, заслуживает внимания. Тем более, сейчас, когда страна ещё не вышла полностью из финансового кризиса. Однако обольщаться не стоит. Россия – это не та страна, где действуют какие-то правила. Многие политические и общественные деятели уверены в том, что указ президента России «об оптимизации численности федеральных государственных гражданских служащих и работников федеральных государственных органов» даст положительный результат.
Как известно, меры, предусмотренные указом, будут осуществляться в 2013 году. Именно тогда численность федеральных государственных служащих уменьшится на 20 процентов. депутаты Госдумы и Совета Федерации поддержали документ, и он вступил в законную силу. С первых же дней 2011 года сокращение началось. В том числе и в Астраханской области. Партия сказала: надо. Партийцы на местах взяли под козырёк. Предполагается, что у оставшихся чиновников повысится зарплата, на что планируется направить пятьдесят процентов сэкономленных средств. Такая прибавка, по мнению разработчиков указа, заставит других работать эффективнее.
Как говорится, поживём-увидим. А пока народ обсуждает, делает выводы и предположения. Вот что сказал мне чиновник одного из ведомств Астрахани:
- Сокращение численного состава не очень-то поддерживается нашим коллективом. Первые предупреждения о сокращении уже получены. Теперь ждём новых предупреждений. И, признаюсь, дорожим. Куда пойдём, когда это случится? Ведь на рынке труда вакансий немного.
- У нас тоже кое-кого сократили. И хочешь – верь, хочешь – не верь, как раз тех, кто был наиболее работоспособным, опытным. Правда, они были же предпенсионного возраста. А вот молодых девочек-красоток оставили. Наверное, для украшения интерьеров, потому что работники из них никакие. Правда, некоторые значатся роднё высокопоставленных начальников. Такое вот сокращение, - посетовала другая чиновница из областного ведомства. – Я даже рада, что сокращают управленческий аппарат. Но не верю, что всё получится так, как было рассчитано. У нас на работе, ещё до нового года создали комиссию по справедливому сокращению. Хорошее вред бы дело. Но эта комиссия стала вести какую-то закулисную игру. Вызывала претендентов на увольнение на ковёр по одному. О чём говорилось, не известно. Людям это не нравилось. А что делать? В основном мирилось. Боялись, как бы не попасть в штрафники. А те, кому эта мышиная возня была не по душе – уволились по собственному желанию.
Первый этап сокращений, можно сказать, прошёл. Впереди новые сокращения. Если не в этом, так в будущем году всё начнётся снова. Неприятное это ощущение – ожидание неизвестности: уволят - не уволят?
Допустим, что чиновников действительно сократят на все двадцать процентов, как сказано в указе. Однако я сомневаюсь, что это действительно приведёт к сокращению. Дело в том, что чиновники очень умеют приспосабливаться. Они, как земляные черви, могут размножаться, даже если их перерубили напополам. По статистическим данным, каждое сокращение чиновничьего аппарата увеличивает этот самый аппарат в среднем на 45 процентов. Об этом говорят все сокращения, которые проходили в нашей стране. А за последние годы был уже три или четыре сокращения.
Борис Касаткин,
"Факт и компромат" № 9, 01.04.11.