Культурная жизнь Астрахани разнообразна: в городе регулярно проходят интересные события и мероприятия, создают которые талантливые музыканты, режиссёры, литераторы и представители других творческих профессий, чью деятельность регулярно освещает наше издание. На этот раз собеседником AST-NEWS.ru стал астраханец, художник и фотограф Михаил Овсянников.
– Михаил Валентинович! Как вам удаётся совмещать сразу два амплуа в искусстве?
– Легко, ведь один жанр перетекает в другой. Часто сделанные мною фотографии становятся эскизами и прообразами для картин. А иногда во время работы над живописными произведениями зарождаются фотографические идеи на будущее.
– Что для вас оказалось первично – живопись или фотография?
– Значительной частью моей жизни долгое время было рисование, но параллельно с этим я фотографировал, как было принято в прошлом веке, на плёнку. Эти кадры служили материалом для многих художественных зарисовок. С появлением художественной фотографии ощутил гигантский простор для творчества, мог снимать интересные мне моменты в неограниченном количестве, в любых условиях, с разным освещением…
– Получается, что Союз фотохудожников России, в котором вы состоите, стал для вас не случайным творческим объединением?
– Именно так. В Союз входят люди, создающие не протокольную фотографию, а именно художественную. Каждый авторский снимок несёт в себе свои эстетику, философию, настроение. Для таких фото присуще особое эмоциональное состояние, где важную роль играет интересный свет и знание законов создания композиции.
– Ограничивает ли свободу самовыражения академические законы жанра?
– Не ощущаю подобных ограничений: творческий процесс идёт своим путём, ведь у каждого автора собственные темперамент и индивидуальный взгляд на жизнь. Даже самый смелый фотограф, пытающийся удивить зрителя новизной восприятия кадра, должен знать определённые каноны, в которых работали его предшественники. На моей недавней выставке «Философия натюрморта» были представлены снимки, которые мне кажутся несколько консервативными – они подчиняются законам академической живописи.
– По какому принципу вы отбираете работы для своих выставок?
– Отбор – дело непростое. Мне в этом часто помогают мои коллеги по фотосудии «Дельта». Это достаточно тяжёлый труд – сортировать работы по сюжету, по формату, по общей концепции. Взгляд со стороны людей, чьему мнению я доверяю, всегда упрощает отбор произведений для выставок. В своё время в «Дельту» меня привёл фотограф и художник Виктор Мамцев. Тогда студию возглавлял Александр Шевелёв, который мне очень много дал в плане профессионализма, раскрыл для меня безграничные возможности фотографии. Он говорил, что если у нас нет под рукой фотоаппарата, то можно делать снимки глазами, то есть постоянно наблюдать за окружающим миром, фиксируя уникальные моменты. Так вырабатывается чувство гармонии и развивается вкус. Сейчас, во время занятий в Астраханском губернском техникуме, советую своим ученикам систематизировать знания, чтобы в необходимый момент использовать их по назначению.
– Существует ли астраханская школа фотографии?
– На мой взгляд, астраханские фотографы отличаются, например, от столичных коллег некоторым консерватизмом. Кто-то может назвать это провинциальным недостатком, но в отставании от мейнстрима есть определённый плюс – тем самым сохраняются традиции, связанные с особенностью нашего многонационального региона. Периферийным фотохудожникам свойственно гнаться за подражательством авторской манере мастеров Москвы и Санкт-Петербурга. При этом важно взаимодействие с единомышленниками по цеху из разных городов и стран. Например, в прошлом году к нам приезжал председатель Союза фотохудожников России Дмитрий Иванов и питерский фотограф Александр Дымников. Это было интересное и плодотворное общение. Развитию провинциальных талантов способствуют и всероссийские и международные выставки, в которых мы с удовольствием участвуем.
– После выставки натюрмортов, к какому жанру вы готовитесь обратиться?
– После работы с неодушевлёнными объектами хочется вернуться к созданию портретов. Мне это жанр близок, ведь отразить красоту человека и передать его психологию – задача чрезвычайно увлекательная и ответственная.
Одним из интересных для себя направлений считаю балетную фотографию как проявление совершенства человеческой красоты и грации. Но мне нравится снимать балет не на сцене, фиксируя созданный балетмейстером момент, а создавать кадры из балетной жизни вне контекста спектакля.
Огромное удовольствие получаю, фотографируя людей на улице, ловя потрясающие сцены обычной жизни, которые не увидишь ни в театре, ни в кино. Простые люди в быту – тоже своего рода актёры, поэтому перенести эту непродуманную реальность на фотографию может стать большой творческой удачей.
– В чём особенность вашего фотографического почерка?
– Слышал, что для моих работ характерна устойчивая композиция и что в моих снимках нет ничего лишнего. Многие зрители и коллеги говорят, что мои фотографии похожи на картины.
– В вашей профессиональной среде присутствуют зависть и конкуренция?
– Разумеется. Фотографами, как и любыми другими людьми, движет желание обогнать своего собрата, сделать непревзойдённый кадр. Только если строить своё творчество на бесконечной зависти, подражании, стремлении кого-то опередить, вечно демонстрируя своё эго, то это тупиковый путь развития. Нужно искать бесконечный источник вдохновения в себе, когда невозможно не выразить своё эмоциональное состоянии в искусстве, в частности, искусстве фотографии.
Интервью провела Екатерина Некрасова