Астраханский год с экологическим уклоном
Как стало известно, 2017 год официально объявлен годом экологии. Думаю, никто не будет против, если в будущем году в Астрахани и вокруг неё зацветут новые сады, раскинуться парки, появятся новые скверы. Сейчас этого нам очень не хватает. Мало зелени, мало деревьев, мало цветов. А если добавить к этому не убранные мусорные контейнеры и грязные дворовые территории, замусоренные речные берега – совсем неприглядная картина получается.

Милая моя, Астрахань! Сколько уже лет ведутся разговоры о превращении тебя в цветущий, приятный для проживания город, а воз и ныне там. Получив статус Каспийской столицы (официально или неофициально – это не имеет значения), мы так и не сделали тебя, отвечающей всем требованиям, необходимым для столичного города. Может быть, год, который уже на пороге, поможет изменить положение в лучшую сторону?

Не скажу, что в областном центре ничего не делается для благоустройства микрорайонов. Делается. Но пока всего этого недостаточно. Хочется большего. Хочется, чтобы мы, астраханцы, гордились тобой, а туристы с восторгом рассказывали о тебе своим родным, друзьям и товарищам.

Э, как загнул я! А почему бы и нет? Ведь когда-то должны мы войти в число лучших городов России по красоте, чистоте и порядку. Не плестись же всё время в хвосте!

Год экологии – это довольно значительное событие. В этот год всё должно быть посвящено сохранению природы, её охране, облагораживанию городов, сёл, деревень. Природа, а вместе с ней окружающий нас мир, должны, наконец, почувствовать, что люди заботятся о ней, заботятся об экологии, которая неразрывно связана с матушкой-природой.
К сожалению, об экологии мы говорим довольно редко, в основном, когда почувствуем какие-то неполадки в воде, воздухе, почве. Вспомним лето 2016 года. Жаркое, сухое. Не сладко природе выдерживать такой натиск. А тут ещё нет-нет, да и подпустит газоконденсатное производство... Тут уже и людям не до радости: болит голова, появляется усталость, силы на пределе.
Вода прошедшим летом быстро зацвела. В основном, от жары. По Волге поплыла вверх пузом рыба. Много рыбы плыло. Никогда столько не было. Видать, не всё хорошо и с водой. Всё труднее становится ей самоочищаться от всей той грязи, которая попадает в Волгу от предприятий, расположенных в городах выше по реке.

А сколько камыша сгорело прошлым летом, сколько деревьев оказалось в зоне палевых пожаров. Пожары вдоль рек, особенно в низовьях Волги сильно подпортили экологию нашего региона. Убытки от пожаров вылились не в одну тысячу рублей. Горько или не горько это слышать, но надо сказать, не умеем мы беречь природу, защищать её. Зато умеем жаловаться на плохую экологию. А откуда ей быть хорошей, если мы сами гадим на эту природу? И уже почти всю изгадили. Извините, за выражение.

Есть термин: экологическая культура. У нас этой культуры не видно. Говорят, такая, мол, у нас ментальность. И, мол, государство должно прививать эту культуру нам, людям. И вроде бы даже не пряниками, а кнутом. В западной Европе не выбросят пустую бутылку на улице или там, где отдыхают. И не потому, что за сданную бутылку деньги получат, а просто потому, что у них там порядок такой. А у нас после пикников от бутылок и всякой дряни – ноге негде ступить. А почему бы не собрать все эти отходы цивилизации в пакет и не отвезти к мусорному контейнеру, который находится около дома? Нет, мы к этому не приучены.

Взять пляжи. Там, где они официальные, какие-никакие, а мусорные баки имеются. Нет бы, туда бросить пакет из-под молока или банку из-под пива. Но так поступают немногие. Большинство бросит там, где загорает. А находятся и такие, которые бросают отходы рядом с контейнером. Видимо, надеясь, что кто-то за них подберёт. И так везде.

Доктор биологических наук, профессор, член-корреспондент РАМ Алексей Яблоков два десятка лет назад придумал термин «деэкологизация страны». Прошло достаточно времени. Что изменилось? Как он утверждает, за этот период все законодательные акты изменились в худшую сторону. В том числе Лесной и Водный кодексы. Когда они принимались, общественность встретила их в штыки, потому что не отвечали велению времени. Но власть предержащие не услышали гласа народного. Пришлось вносить поправки. Их было внесено более 150. Кое-что стало изменяться в лучшую сторону: частично восстановлено авиаохрана, прибавилось количество лесников. Но это лишь капля в море. Без должного присмотра и ухода за лесными угодьями, вовсю ведётся строительство предприятий и коттеджей.
  
По расчётам ученых, в середине столетия Россия потеряет половину всех видов растений. А ведь разнообразие растительного мира – это жизнеобеспечивающая система. Это воздух, которым дышим, это состав пресной и морской воды. Это плодородие почв. По утверждению учёных, с 1970 по 2010 год численность животных в лесах сократилось на 52 процента, а в пресных водах биоресурсов стало меньше на 76 процентов. Надо сказать, это утверждение мы, астраханцы, как никто другой очень хорошо понимаем.

Красная книга – это документальное подтверждение об исчезновении тех или иных видов животного мира. По ней видно число видов, которые попадают в категорию исчезающих или исчезнувших. И количество их растёт. В европейской части России, например, стало меньше дневных бабочек, меньше певчих птиц, ящериц… Меньше стало насекомых опылителей. На них, скорее всего, повлияло применение пестицидов при обработке сельхозугодий.

Настоящим стражем экологической безопасности нашей страны является лес. Слава Богу, в нашей стране лесное царство довольно обширное. Но и оно оказалось в очень трудном положении. Ежегодно погибают от разных причин тысячи гектаров лесных угодий. Но больше всего от пожаров – из-за того, что они, как обычно, находятся на удалённых и труднодоступных территориях и их трудно тушить. И вот чиновники из министерства природных ресурсов и экологии нашли выход, внеся в правило тушения лесных пожаров изменения. В октябре минувшего года специальным решением разрешено не тушить пожары там, куда не просто добраться, если они не угрожают населённым пунктам или когда затраты на их тушение «превышают прогнозируемый вред». В том же 2015 году власти Якутии воспользовались этим решением. На произвол огненной стихии были оставлены 219 миллионов гектаров и лесов из 254 миллионов. В России 795 миллионов гектаров лесных угодий. Получается, что Якутским властям дали право не тушить пожары на площадях, где произрастает до четверти российских лесов.

Дурной пример, как говорится заразителен. Вслед за якутскими властями не торопились тушить пожары в Сибири, на Дальнем востоке и в ряде других регионов. При таком отношении к лесному фонду, через несколько лет просто нечего будет тушить.

Борис Касаткин
«Факт и компромат» (№ 51 (710), 2016 г.)