На Привокзальной площади в сторону улицы Яблочкова всякого выходящего из подземного перехода встречают с предложением такси: хоть по городу, хоть в другой город - до Атырау взять «машинку» стоит 10 тысяч руб. Прогуливаясь чуть дальше, встречаешь зазывал, предлагающих туры по левобережной части области, главным образом - на северное и восточное направления.
Цены у них у всех ниже, чем у официальных перевозчиков. Это сообщество нелегальных водителей, так называемый «Чёрный флаг». Они не платят налогов, «отстегивая» своим покровителям. Уходить в легальное русло не хотят по разным причинам.
Причины у всех разные, однако видно желание людей работать официально, но сегодня в силу неразрешённых до конца вопросов между транспортными структурами и фирмами говорить о наведении порядка пока не приходиться. В результате непродуманной транспортной карты бюджет теряет массу средств за счёт недоплаченных налогов, хотя нелегалы ездят по дорогам и портят их также, как и легальные водители. Каждый пассажир рискует попасть в ДТП в виду бесконтрольного выхода в рейс водителем-нелегалом - может, он с похмелья, а может, и трезвый, но тормоза пошаливают. Могут совпасть сразу несколько факторов и вот - ДТП с гарантированным количеством пострадавших. Средства защиты в общественном транспорте оставляют желать лучшего и априори рассчитаны на трезвого, здорового водителя и исправное транспортное средство. Тогда если авария и произойдет, то по вине третьего лица, но здесь уже никто не застрахован от встречи с капотом молодых да ранних водителей, ещё вчера ходивших в пешеходах, а сегодня бороздящих город и пригород, словно безлюдную трассу.
Самоорганизованный бизнес дошел до того, что превратил наш город в какой-то сплошной спальный район - после девяти вечера ждать и надеяться на транспорт можно пять минут, а можно и до утра - в половину шестого кто-нибудь выйдет на линию и, наконец, довезёт до дома. В результате остаётся только такси, чьей рекламой уделаны все поверхности города. Такси, как и полагается, тоже нелегальное. Берут дешевизной проезда и удалённым расположением. Поэтому к вам может приехать и выпивший, и употребивший психотропные вещества водитель - а может не приехать вовсе! И не спорьте с оператором, не показывайте ему пальцем на воображаемой карте, что вы стоите «через дорогу от автозаправки, рядом с киоском и желтым домом» - палец она ваш, как и воображаемую карту, не увидит, а типично астраханских объяснений попросту не поймёт, ибо операторы-телефонистки сидят в Перми и в... Казахстане. Жесткая конкуренция заставляет такие фирмы держать минимальную цену, идти на любые ухищрения, не давать водителям накручивать цены, когда они об этом сами просят который (!) месяц. С каждого заказа они выплачивают определенный процент или платят за безлимитное обслуживание в месяц. Скачал программу в интернете, установил на телефон, прыгнул в тачку - и вперёд! Можно пропустить пятьдесят грамм, а еще «полтишок» заложить заворотник - операторы в Перми и Казахстане ругаться на вас не будут!
Кто-то предпочитает работать в одно лицо. Тогда цена должна увеличиваться, ведь и стоять в ожидании клиента приходится долго. Но и здесь вы не припаркуетесь в жирных местах - они заняты другими гражданами или не гражданами даже, с коими ехать решается лишь бесстрашный и щедрый на 150 руб. пассажир. Эх, знать бы ему простую вещь: 150 руб. - такса официальных перевозчиков с прошедшими техобслуживание автомобилями и медицинский осмотр водителями.
Одной из основных проблем астраханского извоза является отсутствие второй рабочей смены для водителей маршруток. Ну не может человек физически встать в пять утра и кататься хотя бы до одиннадцати ночи, а многим пассажирам хочется попасть домой и в полночь, и в час ночи. Вторая смена могла бы решить проблему транспортников, открыть порядка 300 рабочих мест, сделать маршруты более рентабельными. Ещё одним выходом видится увеличение стоимости проезда после определённого вечернего часа до 15 или 17 рублей - лучше уехать за лишние четыре рубля, чем не уехать вовсе или уехать в кювет или лес с таксистом-любителем...
Отсутствие нормальной транспортной системы тормозит город и днём (набиваются улицы машинами) и ночью - в то время, когда их не дождёшься. Люди страхуются и после восьми стараются не выходить из дома. А это, в свою очередь вызывает раздражение и желание как можно быстрее купить любую машину, получить права и занять свое место в огромной пробке, в которую постепенно превращается вся Астрахань. Без нормально функционирующего общественного транспорта, без надлежащего контроля за перевозчиками, без того, чтобы дать людям зарабатывать, ничего не получится. Экономические усилия не принесут ожидаемых плодов, когда такие дороги и на них столько транспорта.
Кому выгодна такая постановка вопроса? Реализаторам топлива, конечно! Заправочным станциям требуется всё больше бензина и газа. Бензовозы и газовозы катаются по городу за здорово живёшь прямо днём. Эти огромные бомбы на колёсах могут практически моментально уничтожить всё в радиусе тридцати метров. На днях произошел подобный случай на ул.Кубанская. А если бы взорвалось? Не взорвалось, пронесло. Подумаешь, полицейскую машину сбило и перевернуло, бывает и похуже. И вот мне очень интересно: руководство дорожной полиции думает о том, что не плохо бы ограничить перевозку опасных и особо опасных грузов в дневное время? Но это уже другая, хотя и близкая к этой тема.
P.S. Не так давно переговоры транспортников в очередной раз зашли в тупик. Тогда было принято решение о трёхдневной забастовке. Подумать только! Людей хватает, денег хватает, машин хватает, всего хватает - и забастовка на ровном месте! Но это, опять же, к вопросу об организации движения общественного транспорта, ведь маршрутки - это такой же общественный транспорт и не стоит от него отмахиваться, ведь в противном случае город «встанет» так, что мало не покажется никому. Решения проблем указаны. Конечно, можно заседать и долго все это утрясать, согласовывать... И в один прекрасный день пережить забастовку. Например, 31 декабря. Город, область и люди потеряют миллионы в один день. Последствия окажутся как после наводнения или смерча. Люди у нас терпеливые всё это делают, можно и подождать. Подождём ведь? Самое же интересное в том, что все комментарии об этой кризисной ситуации приходится выслушивать водителям!
- Я до города и на заправку!
- Но впереди вас водитель сказал, что вы пойдёте до конца!
- Садитесь, - вздыхая отвечает водитель пассажиру, и его мечты о том, чтобы выспаться (то есть поспать шесть часов) тают, как остатки топлива в баке.
Вот он уже заезжает с пассажирами на заправку (нормальное явление, а ведь какой риск!), выезжает на дорогу и на автопилоте добивает свой последний на сегодня рейс, чтобы завтра вновь проснуться в шесть утра и слушать жалобы пассажиров на переполненный транспорт.
Ильдар Каратагандаев,
"Факт и компромат" № 32, 14.09.2012 г.