Характер – это свойства личности, проявляющиеся в её поведении. Особым характером может обладать и группа населения, проживающая на отдельно взятой территории.

Для примера можно взять Астраханскую область. Невыносимые природные условия жизни выковали особый характер, который по праву называется Астраханским. Астраханцы излишне доверчивы, свободолюбивы, упорны в своих заблуждениях и пристрастиях, хотя могут их менять достаточно часто. Астраханцы не любят однообразный и утомительный труд. Поэтому, кстати, почти все строительные работы в Астраханской области выполняют приезжие.

Начало

Население астраханской сторонушки пополнялось в основном за счет беглых людей. Нормальные беглые люди бежали в основном на черноморское побережье, так как доподлинно знали, что там теплое лето и нехолодная зима. Люди с характером делали наоборот – селились там, где летом предельно жарко, а зимой – жестокие морозы с весёлым ветерком. Эти люди и были первыми астраханцами.

В Астрахани в те времена жилось очень неплохо. Летом астраханцы совершенно бесплатно питались яблоками, арбузами, сливой и абрикосами. Если хотелось рыбы, достаточно было дойти до берега Волги, сунуть руку в воду и схватить первое, что попалось. Это мог быть и сазанчик, и осетринка. С отоплением жилищ проблем не было – всю зиму топили топляком, который приносила в Астрахань Волга с верховий.

Понятно, что жилось трудно, но это только делало астраханцев еще сильнее и выносливее.

Одни восстания

Астраханцы таким образом прожили несколько веков. Однообразие, пусть даже приятное, приедается и в конечном итоге надоедает. Неплохим разнообразием могло быть восстание, но достаточно веского повода для него не было, и приходилось ждать.

Первым поводом могло стать так называемое Смутное время. Астраханцы могли бы подрядиться сторонниками одного из Лжедмитриев или даже всех самозванцев, но эта идея совсем не понравилась астраханцам. Подчиняться полякам или их приспешникам как-то не улыбалось им. В этом было нечто унизительное. Так что когда Марину Мнишек привезли в Астрахань, а не в какой другой российский город, никто даже не подумал ее освобождать. После этого на короткое время за астраханцами установилась репутация заядлых патриотов.

Но это продолжалось недолго.

Разинский бунт взбудоражил воображение астраханцев. Они представили, какого могущества может достичь Астрахань в случае победы восставших.

Но разинцы обманули все ожидания. Грабежи, насилие и убийства - это всё, что «подарили» они астраханцам. Этим разинцы подписали своё поражение.

В 1705 году восстание подняли уже сами астраханцы, не дожидаясь помощи со стороны. Всех бородатых астраханцев, а бородатыми тогда были все мужчины, возмутил указ Петра I об обязательном бритье этого естественного украшения и о таком же обязательном ношении европейской одежды. В восстании участвовали все народы, населявшие Астрахань, ведь бороды тогда носили все мужчины. Противниками восставших были только калмыки, которые в большинстве были безбородыми. Захватив власть в Астрахани и окрестностях, восставшие не предались разгулу, словно разинцы. В городе работали все промышленные и перерабатывающие предприятия, работали торговые точки, ничто не мешало спокойной жизни горожан. В течение нескольких месяцев астраханцы - единственные по всей России - беспошлинно ходили с бородами. Петр I не мог этого допустить. Восстание было срочно подавлено.

Октябрьский переворот положил конец увлечению восстаниями. Многие астраханцы клюнули на обещания красных. Рабочим очень хотелось стать хозяевами заводов, а крестьянам – хозяевами земли, но ничего из этого не вышло. К 1919 году в Астрахани рабочие страдали от голода. Они вышли на митинг, желая воззвать к совести настоящих хозяев заводов и земли – коммунистических руководителей. Диалога не получилось. Ответом на митинг стал пулемётный огонь.

Больше в Астрахани восстаний не было, но астраханцы не сломались. Просто внешней свободе они временно предпочли внутреннюю.

Войны

Никогда астраханскую землю не топтали захватчики и оккупанты.

В Смутное время XVII века поляки так и не дошли до Астрахани.

В 1812 году французы, руководимые Наполеоном, вошли в Москву, но им не хватило решимости и отваги захватить Астрахань.

В период I и II Мировых войн немцы топтали улицы многих российских городов, но потоптать астраханскую землю им так и не удалось.

Во всех этих войнах обязательно участвовали астраханцы, наводя дикий ужас на врагов. Оставшиеся дома астраханцы всегда были готовы встретить в штыки любого врага.

Боевой дух астраханцев крепчал от войны к войне.

Коммунизм, перешедший в капитализм

Более 70 лет астраханцев заставляли строить коммунизм. Они внешне подчинялись, но внутренне не верили в равенство и братство. Астраханцы ловили рыбу и выращивали овощи, а потом всё это продавали на стороне назло коммунистическим боссам, лицемерно зовущих всех работяг к бесплатному труду.

В конце 20-х годов прошлого века мощная группа астраханских рыбопромышленников споила и развратила партийных и советских руководителей Астрахани во главе с секретарём крайкома ВКП (б) Старанниковым. Всех рыбопромышленников позднее судили и расстреляли, а явление это так и назвали – «Астраханщина».

Но «Астраханщина» продолжалась и позже. В конце 70-х годов попался с поличным и осуждён на концлагерь директор икорно-балычного объединения Забурунов, который загонял на сторону черную икру буквально вагонами. Очень возможно, что он был родней одних их Забуруновых из с.Сероглазовки Енотаевского района, раскулаченных в30-х годах.

В начале 80-х годов был арестован, осуждён и расстрелян простой рыбоприёмщик Трусовского рыбозавода Астахов.

За годы советской власти за спекуляцию к различным солидным срокам было осуждено тысячи ни в чем неповинных людей. Ведь начиная со второй половины 80-х годов спекуляция стала совершенно легальным занятием.

За годы советской власти за антисоветскую деятельность были осуждены на лагеря и смерть миллионы ни в чем неповинных людей, но никто не был осуждён за настоящую антисоветскую деятельность, когда группа коммунистических оборотней развалила СССР.

С тех пор в Астрахани начался капитализм, который одним астраханцам нравится, а другим – нет. Кто прав – покажет время. А пока астраханцы продолжают крепчать духом и телом.

Николай Иванов,

"Факт и компромат" № 6, 15.02.2013 г.