Астраханский омбудсмен отчитался о своей работе за 2023 год

Число обращений астраханцев к омбудсмену по вопросам СВО выросло в 4,5 раза за год. Об этом и многом другом читайте в серии материалов AST-NEWS.ru, посвящённых представленному на днях докладу о деятельности Уполномоченного по правам человека в Астраханской области Андрея Спицына за 2023 год. В первой статье представлен обзор основных тем документа.

***

В минувшем году в адрес Уполномоченного поступило 413 письменных обращений, связанных с вопросами участия наших земляков в специальной военной операции. Если в 2022 году таких обращений было 91, то в 2023 году уже 413. Главные темы — обеспечение жильем и предоставление жилищно-коммунальных услуг, медицинское обслуживание и социальная защита, трудоустройство и защита от безработицы.

Хостинг картинок yapx.ru

***

Также люди жалуются на сотрудников подразделений Управления Федеральной службы судебных приставов-исполнителей по Астраханской области в связи с нарушением сроков рассмотрения их заявлений о сохранении прожиточного минимума. Дело в том, что чаще всего эти люди — пенсионеры, не имеющие иных источников дохода. Помимо неоправданной волокиты, имеются случаи рассогласованности в действиях отдельных судебных приставов-исполнителей, а также явное игнорирование некоторыми из них обязанности по своевременному уведомлению социальных и банковских учреждений о вынесенных ими решениях.

Так, одинокая пенсионерка Л. являлась должником по нескольким исполнительным производствам в разных подразделениях УФССП России по Астраханской области, просила Уполномоченного защитить её права, поскольку «почти вся пенсия снимается, не на что купить элементарное — еду, лекарства и оплатить коммуналку». Хотя по некоторым исполнительным производствам были вынесены решения о сохранении прожиточного минимума, ни одно из этих решений, как выяснилось в ходе проверки, не поступило в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования по Астраханской области. В результате на протяжении нескольких месяцев вся пенсия гр-ки Л. уходила на погашение долгов. «На руки» ей оставалось 6559 рублей. Между тем пенсия была единственным источником её существования. Лишь после вмешательства Уполномоченного все исполнительные производства гр-ки Л. были объединены в одно, в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования по Астраханской области поступило соответствующее решение о сохранении у гр-ки Л. прожиточного минимума.

Как известно, для взыскания денежных средств организации и физические лица вправе предъявить исполнительный лист как в подразделение судебных приставов-исполнителей, так и в банковскую организацию, через которую должник получает пенсию либо заработную плату.

Граждане не всегда могут сразу определить, по какой причине на их банковскую карту зачислено не 70% от пенсии (заработной платы, иного дохода), а только 40%. В связи с этим полагаю, что взаимодействие между финансово-кредитными учреждениями и подразделениями УФССП России по АО должно быть более тесным, причем инициатива должна исходить именно от службы судебных приставов.

Возможно, следует рассмотреть вопрос о регулярном взаимном обмене информацией. Гражданин, даже если он должник, обязанный исполнить судебный акт, не должен заниматься поиском того, кто списывает денежные средства, чтобы потом принять меры к сохранению прожиточного минимума.

***

В приведенной таблице указаны некоторые т. н. «невоспроизводимые» льготные категории. Это заслуженные, многое сделавшие для страны и региона люди.

Хостинг картинок yapx.ru

Годы не прибавляют им здоровья и сил. В этой связи, возможно, следует подумать над вопросом: целесообразно ли и дальше сохранять применительно к ним критерий нуждаемости? По крайней мере, желательно пересмотреть величину дохода, при которой они всё же имели бы право претендовать на предоставление мер социальной поддержки. Особенно актуально данное предложение применительно к «детям войны» с учетом предстоящего в 2025 году празднования 80-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.

***

В структуре обращений, посвященных социальным правам, неизменно имеют место жалобы и заявления, связанные с вопросами труда и занятости. Рассмотрение такого рода обращений имеет свою специфику и часто сопряжено с известными трудностями.

Это предопределено самой спецификой трудовых прав, вытекающих из договорных отношений, а также тем, что часто эти отношения носят «нецивилизованный» характер (т. н. «теневая занятость»).

В основном заявители просят оказать содействие в получении зарплаты, которую «хозяин» прекратил выплачивать. Но при проверке выясняется, что трудовые отношения не оформлялись: договора нет, трудовая книжка не заводилась, а заработная плата просто выдавалась на руки.

Граждане нередко заблуждаются, что в таком случае деньги можно истребовать в судебном порядке, ссылаясь на то, что другие лица, «с которыми вместе работали, пойдут свидетелями» (выдержка из обращения гр-на Ф.).

Приходится объяснять, что их показания не будут приняты во внимание, поскольку они сами работали по той же «серой» схеме.

Ещё одним распространенным поводом для обращений с жалобами служит принуждение со стороны работодателя расторгнуть контракт «по инициативе работника». Люди сообщают, что обычно в ход идет всё, вплоть до провокаций и запугиваний, или создается тяжелая моральная обстановка, не обеспечиваются условия для исполнения трудовых функций. Но, опять-таки, люди приходят за помощью уже после расторжения трудовых отношений, то есть уже подписав заявление об увольнении «по собственному желанию». А доказать факт «принуждения» чрезвычайно трудно, практически невозможно. О том, что подобного рода нарушения действительно распространены, свидетельствуют и данные Государственной инспекции труда в Астраханской области. Так, согласно информации Гострудинспекции, количество жалоб по поводу уменьшения работникам размера заработной платы, установленного трудовым законодательством, соглашениями, коллективным договором, трудовым договором, с нарушением порядка изменения трудового договора в 2023 году составило 35 (в 2022 г. — 40), а количество жалоб на принуждение работников к подаче заявления об увольнении по собственному желанию в 2023 году составило 21, тогда как в 2022 г. было всего таких 9 обращений. Впрочем, лишь одну из этих жалоб Гострудинспекция признала обоснованной, что неудивительно с учётом вышесказанного.

***

Здесь уже приводился пример того, как недоработки судебных приставов-исполнителей влияют на права граждан с точки зрения фактического ущемления права на социальное обеспечение. Случай с гр. З. наглядно демонстрирует то, как ошибки и нежелание некоторых судебных приставов-исполнителей контактировать с гражданами (даже с целью разъяснить им процедуру реализации права) фактически приводят к нарушению трудовых прав. В своей жалобе Уполномоченному гр. З. указал, что работает водителем-экспедитором, заработная плата является единственным источником его дохода. Согласно п. 1 ч. 4 ст. 67.1 ФЗ от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», временное ограничение на пользование должником специальным правом не может применяться в случае, «если установление такого ограничения лишает должника основного законного источника средств к существованию». Таким образом, фактически З. был лишен возможности зарабатывать на жизнь, кормить свою семью. При этом представлял судебному приставу-исполнителю копию приказа о приеме на работу, однако о том, что необходимы также заверенная копия трудовой книжки и справка о доходах 2-НДФЛ, он узнал только через полтора месяца, когда Уполномоченный попросил руководство ФССП России по АО разъяснить сложившуюся ситуацию. Очевидно, что судебным приставам-исполнителям необходимо наладить разъяснительную работу с гражданами, чтобы исключить случаи, когда ущемляются последние права.

***

Определенное место в деятельности Уполномоченного занимает работа по отстаиванию экономических прав граждан, в том числе права на землю, предусмотренного статьей 36 Конституции Российской Федерации.

Так, гр. Б. обратился к Уполномоченному в связи с неоднократным отказом администрации муниципального образования «Городской округ город Астрахань» предоставить ему услугу по утверждению схемы расположения земельного участка, что требовалось заявителю для последующего перераспределения данного участка и увеличения его площади. Предлагаемая гр. Б. схема трижды отклонялась по явно надуманным предлогам.

По утверждению органа местного самоуправления, границы участка заявителя якобы «накладывались» на муниципальные земли общего пользования, в пределах которых последовательно располагались то водопровод, то линия электропередач, то некая автомобильная трасса... Однако в ходе проверки выяснилось, что «красные линии», которые отграничивали муниципальные земли от участка, принадлежащего Б., официально не были утверждены.

Обстоятельно изучив все материалы, Уполномоченный оказал гр. Б. необходимую правовую помощь для грамотного обращения в суд с административным иском. Ленинским районным судом гор. Астрахани требования заявителя были удовлетворены в той части, что распоряжение городской администрации об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельного участка было признано незаконным и отменено. Тем временем полномочия по перераспределению земельных участков были переданы с муниципального на государственный уровень.

Гр. Б. на этот раз подал соответствующее заявление в министерство имущественных и градостроительных отношений Астраханской области, и вопрос был немедленно решен положительно, что ещё раз подтвердило необоснованность позиции администрации муниципального образования «Городской округ город Астрахань».

***

К сожалению, не всегда итог оказывается столь благополучным. С целью реализации своего права, предусмотренного статьей 34 Конституции Российской Федерации (гарантия свободного использования своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности), гр-ка Т. обратилась в администрацию муниципального образования «Черноярский муниципальный район Астраханской области» с просьбой узаконить земельный участок (утвердить схему расположения), который она длительное время использовала под пастбище.

Заявительнице было отказано под предлогом того, что границы земельного участка якобы пересекаются с землями лесного фонда, не подлежащего приватизации. По факту это совершенно не соответствовало действительности. Однако кто-то, опираясь на картографические материалы 20-летней давности, явно стремился пустить заявительницу по «длинному кругу» доказывания очевидных вещей. Служба природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области, куда Уполномоченный обратился с просьбой провести проверку, сначала дала разъяснение о том, что для актуализации сведений Т. надлежит обратиться в Филиал ФГБУ «Рослесинфорг» — «Заплеспроект» (расположен в г. Брянске), но затем Служба с привлечением ГКУ Астраханской области «Астраханьлес» решила данный вопрос самостоятельно. К сожалению, пока всё это происходило, земельный участок, на который претендовала Т., был предоставлен иному лицу.

***

Доля жалоб на правоохранительные органы (в первую очередь на сотрудников полиции) составляла в 2023 году 6,9% от общего числа письменных и устных обращений.

В структуре по данной категории обращений на первом месте те, в которых содержатся утверждения граждан о нарушении их прав в ходе дознания и предварительного следствия. Прежде всего, люди жалуются на затягивание сроков следствия, длительный невывоз для проведения процессуальных мероприятий. Нужно отметить, что обоснованность подобных претензий иногда подтверждается. Вторая разновидность нарушений: неудовлетворительные материально-технические и бытовые условия в местах принудительного содержания (отсутствие полагающегося инвентаря, тусклость освещения, несоответствие температурного режима установленным требованиям, антисанитарные условия и т. д.). Как будет видно из последующего изложения, наличие подобного рода нарушений также подтверждается в ходе проверок, проводимых Уполномоченным и сотрудниками его аппарата. Примечательно, что в случае подачи гражданами исков о выплате компенсации за ненадлежащие условия в СИЗО, ИВС, помещениях для административно задержанных лиц, суды удовлетворяют подобные требования со ссылкой на заключения Уполномоченного по правам человека. Такого рода решения выносились судами и в истекшем году. Ещё одно нарушение прав, о которых пишут люди, — применение отдельными должностными лицами недозволенных методов физического, а чаще морально-психологического воздействия (запугивание, манипулирование и др.).

На втором месте — обращения, содержащие жалобы на бездействие должностных лиц правоохранительных органов. Граждане сетуют на волокиту при рассмотрении их заявлений, на отсутствие оперативной реакции, на необоснованное (в связи с отсутствием реальных проверочных мероприятий) вынесение постановлений об отказе в возбуждении уголовных дел. Иными словами, речь идет о нарушении прав лиц, выступающих потерпевшей стороной, ставших жертвами неправомерных, а иногда и преступных посягательств.

Наконец, на третьем месте обращения, связанные с гражданством, административным выдворением, депортацией. В 2023 году имели место обращения к Уполномоченному от поданных Армении, Вьетнама, Казахстана, Молдовы, Сенегала, Туркменистана, Узбекистана, Украины, находящихся в Центре временного содержания иностранных граждан и лиц без гражданства Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Астраханской области (ЦВСИГ).

Уроженцы Казахстана и Средней Азии задавались вопросом: по какой причине они, имея денежные средства на оплату проезда, удерживаются в ЦВСИГ в течение нескольких месяцев? После направления обращения Уполномоченного в адрес руководителя Управления Федеральной службы судебных приставов по Астраханской области указанные лица получили возможность возвратиться на родину.

Гражданин Сенегала, который в 90-е годы обучался в одном из астраханских вузов, просил оказать ему содействие в получении российского гражданства в упрощенном порядке. Однако после проверки выяснилось, что законных оснований для его проживания в России нет. Поданный Социалистической Республики Вьетнам ранее получил гражданство России, скрыв при этом сведения о своем семейном положении, на основании чего был российского гражданства лишен. Теперь, несмотря на наличие жены (имеет вид на жительство в РФ) и ребенка (гражданин РФ), ему ничего не остается, как покинуть Россию вплоть до 2028 года, а затем вновь въехать и легализовать свое положение.

Одно из заметных явлений 2023 года – снижение количества обращений из учреждений принудительного содержания уголовно-исполнительной системы.

Всего из следственных изоляторов, исправительных колоний, исправительных центров в течение 2023 года поступило 265 обращений (148 – письменных и 117 – устных). Для сравнения – в 2022 году таковых было 365 (220 письменных и 141 устное). Общее количество письменных и устных обращений из СИЗО-2 (г. Нариманов) составляло 86 – в 2022 году и 46 – в 2023 году (снижение практически наполовину). Из СИЗО-1 (г. Астрахань) в 2022 году поступило 73 письменных и устных обращения, а в 2023 году – 52. В 2022 году осужденные, отбывающие наказание в виде лишения свободы, в исправительной колонии № 6 подали 17 письменных обращений, а в 2023 году – всего 6 обращений.

Однако говорить о том, что данная тенденция имеет всеобщий и необратимый характер, пока не приходится. Например, письменных и устных жалоб из исправительной колонии № 2 в 2023 году, напротив, стало больше, чем в 2022 году (соответственно – 104 и 79). В 2022 году из исправительной колонии № 8 было 7 письменных обращений (устных не было), зато в 2023 году из указанного исправительного учреждения поступило 25 письменных и устных обращений.

При этом нельзя не отметить, что многие проблемы, связанные с обеспечением прав подозреваемых, обвиняемых и осужденных, о которых говорилось в Докладах Уполномоченного по правам человека в предыдущие годы, к сожалению, продолжают иметь место, о чем будет сказано ниже.

Доля жалоб на решения, действия, бездействие органов власти всех уровней, правоохранительных структур, должностных лиц и т. д. составила 74% от общего количества письменных обращений к Уполномоченному (соответственно – 941 и 1270). Для сравнения – в 2022 году эта доля составляла 69,2%.

***

Как уже отмечалось выше, поток обращений, касающихся вопросов участия граждан в СВО, значительно возрос. Однако дело не только и не столько в количественном росте обращений. Существенно изменилось их содержание. 

В 2022 году в заявлениях и жалобах данной категории превалировали следующие темы:

  1. предоставление отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации либо полное освобождение от него;
  2. изменение военно-учетной специальности;
  3. пересмотр категории годности к военной службе, направление на медицинское обследование;
  4. прекращение действия ранее заключенного контракта.

В обращениях, поступивших в 2023 году, главное место занимали иные вопросы. Прежде всего, это:

  1. невыплата либо выплата не в полном объеме денежного довольствия,
  2. непредоставление мер социальной поддержки и/или неоказание помощи, предусмотренных федеральным и региональным законодательством;
  3. неоказание должной медицинской помощи и/или ненаправление на военно-врачебную комиссию (ВВК) в случае ранения или болезни;
  4. длительное непредоставление отпуска;
  5. неполучение от командования воинских частей необходимых документов (контрактов, справок о ранении и др.);
  6. неуставные отношения.

Переходя к изложению конкретных вопросов, с которыми столкнулся Уполномоченный в работе с обращениями, следует начать с реализации права военнослужащих, находящихся в зоне СВО, на охрану здоровья. Значительное количество заявлений касалось неоказания или некачественного оказания медицинской помощи, ненаправления на военно-врачебную комиссию (ВВК). В ходе совместной работы с вышеуказанными органами (Минобороны России, командование войсками ЮВО, военные прокуратуры и др.) права военнослужащих на охрану здоровья в случае установления факта их нарушения восстанавливались.

В целом единичные случаи ущемления прав военнослужащих в части получения денежного довольствия и мер социальной поддержки нельзя считать системным, «связанным» с недостатками правового регулирования или несовершенством процедур. Как правило, возникающие проблемы являются результатом субъективных факторов: бездействия должностных лиц либо ошибок, допущенных при подготовке документов.

Продолжение следует.