Астраханский писатель Геннадий Гладченко: Страсти вокруг троллейбуса
Ах, какие долгие, многолетние страсти бушуют вокруг жизненно важного для населения транспорта. За эти годы ещё тысячи астраханцев состарились в страхе, ожидая: закроют – не закроют единственный в городе народный троллейбус. Сколько нерв пожилым жителям истрепала этой чехардой народная власть!

Совсем недавно в родной Астрахани трудились на благо земляков два электротранспорта, хорошо, ритмично, не загрязняли и без того загаженную нашу сливную на теле Европы яму всеми видами химических выбросов, выхлопов.

Был у нас такой жулик-грабитель, который ликвидировал трамваи и рельсы продал. Хотя сам на трамвае не ездил. И народ не спросил. Химичил по-чёрному. Теперь в далёкой загранице барствует на ворованные у народа деньги. До какого маразма доходит дорвавшийся до власти чиновник – грабит и … счастлив. «С виду он чиновник бравый, но подлец душой». Это великий Н.А. Некрасов сказал о нём ещё в 19 веке. У властителей много негативных рычагов в любых сферах деятельности. Они всесильны, выше закона. Иначе бы сидели в тюрьме, в муках отрабатывая и возвращая украденное. Другой поэт-мыслитель Мандельштам уже в 20 веке оценил подобное у властей за сделанное ими куда жестче: «Власть отвратительна, как руки брадобрея».
Уничтожен трамвай. Пакостить так пакостить народу. Последователи закрыли два из четырёх троллейбусных маршрута. И этого мало. Над оставшимися двумя висит и дрожит, готовый сорваться дамоклов меч уничтожения.
И надо же, дело просто до анекдота дошло. От полного отсутствия элементарного ума в троллейбус сажают контролёра-счётчика душ, входящих в салон. Какой же это бред! Сколько насчитает контролёр, если на любой остановке нет и не может быть желающих уехать именно на троллейбусе. Никакого графика движения у него нет и в помине. Кто же будет ждать полтора часа под палящим солнцем? Да и он вовсе может не придти. Не редки случаи, когда по пол дня не бывало ни единой машины на маршруте. И вот вывод: пассажиров совсем мало, транспорт нерентабелен. Закрыть! Стоп, а зачем сажать контролёра-счётчика: неужели только часть выручки сдают водители? А если полностью, то количество пассажиров за рейс, за смену на каждой машине по проданным билетам должно быть известно парковому начальству. И всем, кто в этом заинтересован. Или здесь утечки? Пассажиры-то билеты не берут. Положил деньги и пошёл. А уж если сажать контролёров, то на всю смену на каждую машину.

До чего странно всё это. В Москве, Волгограде, Париже… трамвай и троллейбус – нужный, необходимый, рентабельный вид перевозки людей внутри города. А у нас – не рентабельный. Почему? Элементарно, Ватсон. Беспомощность, неумение, нежелание, недобросовестное отношение к выполнению своих обязанностей. Вот и всё. Никто ни перед кем не ответственен. Демократия отучила работать чиновный люд. Сделали – не сделали, на зарплате и премиях это не отражается. Выговоров с занесением теперь нет, народного и партийного контроля тоже нет, в тюрьму за такие мелочи тоже не сажают, казнь отменена… Ишь чего, какой-то там немытый народ удобного транспорта для себя захотел. Обойдёшься, быдло нечёсаное, получаешь пенсию в 7 тысяч рублей и радуйся, пока не отменили. И хватит сладкий чай пить, а то диабет наживёшь.
О какой рентабельности может идти речь, если троллейбус всё же иногда ждут от 40 минут до полутора часов только самые древние пенсионеры, у которых каждый рублик на строгом учёте. Вот примеры.
Ждёт троллейбус №2 на улице Звёздная, время 9-11 часов. Надо в центр, в сторону стадиона. Ждём-с. Прислонившись к стене здания, никакой оборудованной остановки здесь нет, ни козырька, ни скамейки (а ведь мы ещё и люди). Когда лозунг был придуман: «Главное богатство – это наши люди». Это для фанфар. По существу, мы – балласт. Наконец, первая ласточка. Идёт, увы, с другой стороны, на конечную, на Кубанскую. С разницей в 15-25 минут туда же, на Кубанскую, последовал второй, третий, четвёртый. Всё. Их на линии всего четыре. Наконец, через час возвращается (не всегда первый из четвёрки). Спрашиваем у водителя: «Почему все троллейбусы на конечной, а мы ждём больше часа?». Поразитесь ответу, читатель: «У нас график». Хоть плачьте, хоть смейтесь. Все машины мёртво стоят в кольце, а на 13-километровой линии ни в одну, ни в другую сторону ни единой машины. Какая уж тут рентабельность.

И вот такой ответ мы получаем от водителя: «У нас обед». Этот обед у них и в 9.00, и в 10.00, и в 11.00, и в 12.00. Да за такую работу им кружки воды в месяц достаточно.
Для сравнения. Пока ждём свой троллейбус – проходят 5-7 автобусов №25. Другая работа, правда? Эти на обед себе зарабатывают.

Так вот, господа. На линии должно быть не 4, а 12 машин. Через каждые 10 минут троллейбус обязан быть на остановке. Только такой график движения рационален. Тогда его будут ждать люди. Тогда салоны будут полны. Тогда большая часть людей уйдут с маршруток. Если бы вы знали господа, как эти маршрутки не удобны для пожилых, старых, полных людей. Буквально влезаем в них на полусогнутых, разбитых артритом- артрозом ногах, да ещё и с продуктовыми авоськами, пакетами. Часто маршрутки переполнены, лишних 5-6 человек, а водитель всё сажает. Ему наплевать, что стоят на карачках. Опасно всё это. В троллейбусе куда спокойнее всё, надёжнее. Почему этого не хотят учитывать те, от кого зависит судьба астраханцев на дорогах?
Закрыть! Ишь чего захотели, удобств? Не повезло вам со страной, старичьё. А мы будем считать, что с начальством. Ведь так не много мы хотим.
Месяца четыре назад я писал, что остановки у нас совсем не оборудованы. Август на календаре. Ничего не изменилось. Положение удручающее. Вот пример. Остановка «Большие исады», она же «Картинная галерея». Пожалуй, одна из самых загруженных. Столпотворение. Здесь, кроме троллейбусов, автобуса №30, по меньшей мере, три десятка линий маршруток.

Жара. Пекло. 35-37 градусов в тени, за 50 градусов на солнце. Ни одного козырька, ни навеса. Некуда голову приткнуть от солнцепёка. Постоянно здесь многие десятки людей в ожидании своего транспорта. Самые несчастные, ждущие троллейбус, у которого особый график. Так вот, при мне (3-6 августа) двое свалились от солнечного удара – женщина 60 лет и подросток 12 лет. У нас подобных, никак не оборудованных остановок, каждая вторая.

Остановки не обозначены. Нет указателей с их названием. А как бы хорошо прочитать остановка «Октябрьская площадь», «до Берлина 3500 километров». А у нас так фиксированной точки нет, водитель останавливает машину в любом месте стометровой линии, где есть свободное место от газелей, легковушек. И вот с выпученными глазами будущие пассажиры бегут, кто на встречу, кто догоняет, истошно ругаясь. Не скажу как.

Маленькое лирическое отступление. На той же «Октябрьской площади», со стороны кремлёвской стены стоят биотуалеты. Нужные очень в жизни биологических людей. Но их так мало в городе, что от каждого дерева, пардон, мочой несёт. Так вот. Только человеку с большим чувством юмора могло придти такое в пустую голову. Рядом с туалетами установили точку продажи кваса. Всё компактно. Встал человек с горшка, попил квасу, перешёл на другую сторону улицы (Премиум Холл) и стал ждать свой троллейбус на огромной голой территории. Это 150 метров длины и 60 метров ширины чистого асфальта и каменной брусчатки. Солнцепёк неимоверный. От огненных камней и асфальта деваться некуда. Яйца, наверное, сжарятся за пару минут. Ждать же нам час. Вот это благоустройство города.

Ни о каком закрытии этого вида транспорта не может быть и речи. А потому несколько замечаний, касающихся непосредственно троллейбусного хозяйства и его контингента.
Водители совершенно не знают, а потому и не выполняют должностных обязанностей. Инструкции в глаза не видели. Заступают на смену без инструктажа.

Водитель не имеет права трогать машину, пока все вошедшие не займут места. У нас же люди ещё на ступеньках, а троллейбус уже резко дёрнулся, помчался, народ шарахается из стороны в сторону, люди падают. Зачем же так он торопится? А чтобы в кольце полтора часика побазарить с коллегами, может, интимом каким позаниматься. В общем, курорт себе устроили. Забыли: на работе работать нужно.

Никто из пассажиров не должен вставать с места до полной остановки машины. Всё наоборот у нас. Водитель приказывает во время движения: «Готовьтесь к выходу заранее». И люди готовятся, встают с мест с продуктовыми сумками в руках, валятся на сидящих, падают, идут через весь салон – выход ведь только через переднюю дверь, машину трясёт, качает, дороги-то наши аховые. Полное безобразие.
Внешние признаки города – электротранспорт: трамваи, троллейбусы. А если их нет, говорят селяне, то это всё равно, что наш колхоз. Грязь одинаковая.
В чём же дело? Почему властные чиновники стремятся закрыть и троллейбус? Может, нет денег. Куда же они деваются? Неужели разворованы? Но выходить из положения как-то надо.

Город наш небольшой. Всего полмиллиона жителей. Областные и городские администрации с огромными штатами в основном дублируют друг друга. Может быть, следует убрать одну администрацию. Хватит нам и одной. А деньги отдать на благоустройство улиц, наведению порядка с транспортом. Ведь при двух администрациях город наш, мягко скажем, плохо ухоженный.

Вариантов много. Ещё вот такой. Объявить о скором закрытии одной администрации, как о закрытии троллейбуса. Ведь крепко перепугаются: из коммунизма опять в быдло… И произойдёт чудо, на глазах расцветет наш край.

Геннадий Гладченко, астраханский областной общественно-политический еженедельник «Факт и компромат»