Астраханский табор уходит в подполье. Об исчезающем цыганском колорите Каспийской столицы
Цыгане сейчас совсем другие пошли. Они на первый взгляд мало чем отличатся от остальных граждан. Во-первых, одеты практически как среднестатистические жители нашего города, в формате рынка «Маяк» – никакого колорита.

Во-вторых, цыганские женщины стали меньше золота носить. Никаких тебе монист, звенящих браслетов, стограммовых серёжек. За редким исключением можно встретить цыганок, на чьих ушах висит страховочная верёвка, не позволяющая мочкам уха оттянуться или оборваться. Ювелирные украшения из червонного золота, видимо хранятся в сундуках у цыганского барона, потому что большинство изделий, которые носят представительницы этой диаспоры – сделаны из так называемого самоварного золота.

Ведут они себя в общественном транспорте, например, весьма пристойно и дружелюбно; правда, говорят на несколько тонов громче, чем принято. Но как мы знаем, правила хорошего тона в астраханских маршрутках – это весьма скользкий вопрос. Вот на днях, цыганский подросток решил послушать музыку через динамик в телефоне – ну не может человек без музыки, темперамент такой! После тихого замечания он без споров и бурчания отключил свой гаджет и проехал остаток пути без музыкального сопровождения. Несколько раз я был свидетелем, когда с такой же просьбой люди обращались к молодым астраханцам, ни образом, ни ликом не походящих на ромалов. И ответом было полнейшее неповиновение общественному порядку и элементарным приличиям!
Так что, градус протеста и нежелание соблюдать общепринятые нормы человеческого общежития в цыганском сообществе в наши дни носит исключительно характер мифа.
В былые времена цыганские граждане были куда как активны и энергичнее. Они кочевали толпами по городским улицам. А в «додомофонную» эпоху инспектировали многоэтажки, повествуя о своей тяжкой участи. Сердобольный или просто потерявший бдительность человек легко становился жертвой цыганского коварства. А эти бесконечные истории: как цыганка завела за угол, посверкала глазами, побурчала что-то – и в итоге наивная жертва осталась без кошелька! Добровольно отдала все свои имеющиеся драгоценности наглой мерзавке! И никакая милиция не могла помочь, ведь у них, мол, всё схвачено!

Лет двадцать тому назад, я невольно оказывался в эпицентре одного забавного скандала! Толпа цыганок, окружила одну девушку, причём выбрали именно мнительную и мечтательную, стали просить денег. Как водится, святая простота, пожалев их детишек, конечно же, подала милостыню. Но пёстрой толпе этого пожертвования показалось недостаточно – и они вырвали клок волос из её головы, пригрозив, что если она не отдаст им все свои деньги, быть ей всю жизнь незамужней! Она поддалась на эту уловку, отдала всё, что было и в слезах вернулась домой. И поведала мне об инциденте. Я в диком возмущении решил отыскать аферисток и передать их руки правосудия. Это случилось в самом центре Астрахани у сквера имени Кирова. Причём в день славянской письменности и культуры – когда проходит традиционный для этого праздника Крестный ход и в городе было как никогда много милиции. Я рассказал правоохранителям о произошедшем и через 15 минут на моё обозрение была выставлена многоцветная галдящая шеренга. Вот, сказал милиционер, выбирайте, кто из них ограбил! Но не я же был потерпевшим, а всего лишь представлял поруганные интересы девушки.

Позвонил по телефону-автомату жертве цыганского произвола, и сказал: скорее беги в Братский сад, мы нашли их – осталось только опознать и составить протокол. Но моя подруга, прибывая в полнейшем неадеквате, отказалась ещё раз встретиться со своим кошмаром. Ну что оставалось нам с милиционерами делать, как только отпустить цыган дальше творить свои чудеса!

Кто виноват: аферизм отдельных представителей вольного народа, доблестная милиция, моя общественная инициатива или традиционная российская апатия? Кстати, эта девушка до сих пор не замужем, и я не думаю, что в этом виноваты коварные цыгане со своими проклятьями! Если ты не хочешь быть чей-то жертвой, ты ей никогда не станешь! А если есть такое попустительство, то глупо обвинять в своих неудачах чёрную магию, государство и всё человечество в целом.

Да, а цыгане всё равно не те пошли! Вот товарищ рассказал историю, как во времена его детства (это значит – при Брежневе) весёлые люди, одетые, выражаясь хипстерским сленгом, в крафтовую одежду, пели частушки на Больших Исадах:

На заводе Ленина,
зарезали мерина!
Три недели кишки ели,
Вспоминали Ленина!

Ну не прелесть ли? Почему нынешнее то так идеологически скованы, да и лошадей, говорят, почти не держат! Гадают, правда по-прежнему, но тоже как-то без энтузиазма!

Бронислав Никитин, астраханский областной общественно-политический еженедельник «Факт и компромат», №32 (742), 2017 г.