Астраханский театр оперы и балета обретает новые голоса

Героями интервью AST-NEWS.ru стали молодые солисты оперной труппы Астраханского государственного театра оперы и балета. Все они недавно приехали в наш город из разных уголков страны, успев ярко заявить о себе на астраханской сцене.

В разговоре о творчестве, впечатлениях об Астрахани, работе в театре, любимых партиях приняли участие Богдан Гуенок – выпускник ГИТИСа (мастерская Дмитрия Бертмана) и  молодёжной программы Большого театра, баритон; Татьяна Бикмухаметова – выпускница Академического музыкального училища при Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского и Российский институт театрального искусства — ГИТИС (класс Тамары Синявской), сопрано; Иван Абрамов – выпускник Первого Московского областного музыкального колледжа и Нижегородской государственной консерватории имени М. И. Глинки, тенор; Евгений Зеров – выпускник Свердловского музыкального училища имени П. И. Чайковского и Уральской консерватории имени М. П. Мусоргского (класс Олега Ефимова).

photo_2025-03-04_18-16-24.jpg

– Как вы оказались в Астрахани и что знали о нашем городе?

Богдан Гуенок: Десять лет назад бывал в Астрахани во время учёбы в колледже. Мы приезжали на конкурс, который проходил в Астраханской консерватории. Спустя много лет получил приглашение на прослушивание в труппу Астраханского государственного театра оперы и балета, после чего принят солистом.

Татьяна Бикмухаметова: После окончания института продолжила обучение в ассистентуре-стажировке на факультете музыкального театра ГИТИСа в мастерской Александра Борисовича Тителя. Постепенно начали сбываться мои заветные мечты: я получила роль Первой Сибиллы в мистерии Карла Орффа «De fine temporum comoedia». Эта была эксклюзивная постановка Теодора Курентзиса и Анны Гусевой для Дягилевского фестиваля в Перми. Оркестр и хор «MusicAeterna» стали для меня путеводной звездой. Исполняя эту роль на показах спектакля для членов жюри фестиваля «Золотая маска», почувствовала, что не смогу жить без этих чувств. Здесь же познакомилась с Натальей Соколовской – пианисткой, композитором, сооснователем и художественным руководителем «Île Thélème Ensemble» – кстати, астраханкой.

Так в моей жизни появились единомышленники, открывшие для меня пространство современной музыки и мои возможности в нём. Два года мы создавали интереснейшие камерные программы: «Молитвы и монологи», исполненные в православных храмах Москвы и Суздаля. У нас появился свой абонемент в залах Московской государственной филармонии. Мы дали десятки концертов на лучших площадках Москвы – в «Зарядье», на фестивале Рихтера, в Пермской частной филармонии «Триумф». Но мой драгоценный педагог Тамара Ильинична Синявская каждый урок мягко подсказывала: «Твой голос создан для большой оперной сцены! Ты должна петь в театре!».

Так всё и получилось. С легкой руки моих коллег, солиста Большого театра, тенора Валерия Макарова и солистки Пермского театра оперы и балета Натальи Кирилловой, рассказавших мне о замечательном астраханском театре, попала на прослушивание в труппу. Очень благодарна судьбе и этому городу!

Иван Абрамов: До приезда практически ничего не знал об Астрахани. В прошлом году в Нижнем Новгороде проходила ярмарка вакансий для вокалистов, в которой, будучи выпускником консерватории, я принимал участие. Дирижёр АГТОиБ Евгений Владимирович Кириллов, прослушав наш курс, пригласил меня в Астрахань. У меня тогда уже были приглашения в музыкальные театры Иваново и Омска, но мне захотелось прикоснуться к большому оперному искусству, для занятия котором в Астрахани есть все условия.

Евгений Зеров: Про Астрахань раньше знал только то, что тут много арбузов. Учась на третьем курсе консерватории, постигая историю русской музыки, соприкоснулся с оперой «Сказание о невидимом граде Китеже» Римского-Корсакова. Посмотрев несколько записей, больше всего оценил кремлёвскую постановку АГТОиБ.

Солист АГТОиБ Андрей Шитиков – тоже выпускник Уральской консерватории, с которым мы вместе работали в мимансе в Екатеринбургском театре оперы и балета, в апреле прошлого года написал мне, что в театр нужны басы. Ещё даже не успев выпуститься из консерватории, я прослушивался в несколько театров, включая Большой театр, но в итоге моим первым местом работы в качестве солиста стал Астраханский государственный театр оперы и балета, чему и я и мой педагог несказанно рады.

– Насколько ожидания от работы в Астрахани совпали с реальностью?

Богдан Гуенок: На мой взгляд, АГТОиБ для строящего карьеру молодого вокалиста даёт большой багаж на всю жизнь. Будучи солистом Молодёжной программы Большого театра,исполнил не так много партий, самой значительной из которых стала партия Андрея Болконского в опере «Война и  мир» Сергея Прокофьева. Здесь же с начала сезона спел ведущие для бариона партии: Роберта в «Иоланте», Онегина в «Евгении Онегине» Чайковского, Энея в «Дидона и Эней» Пёрселла, и это не считая небольших партий в операх «Риголетто» Верди и «Тоске» Пуччини.

Татьяна Бикмухаметова: Моим дебютом на астраханской сцене стало исполнение роли Иоланты в опере Петра Ильича Чайковского «Иоланта» – желанная партия, символ света и Бога. Эта одна из немногих опер всего мирового репертуара со счастливый концом – настоящий гимн красоте. Для меня это многое значит. За такой небольшой период сезона посчастливилось исполнить роль Мими в опере «Богема» Джакомо Пуччини, соприкоснуться с музыкой Римского-Корсакова и Пёрселла в операх «Царская невеста» (Домна Сабурова) и «Дидона и Эней» (Белинда). Жемчужиной этого года для меня стала роль Ярославны в опере И.П. Бородина «Князь Игорь». Это невероятно сложная музыка для опытных мастеров вокального искусства. Театр оказал мне большое доверие, поручив эту роль. Благодарна судьбе, что в свои 25 лет удалось выступить в стольких центральных и значимых образах.

Иван Абрамов: Как начинающий артист театра в начале сезона спел несколько небольших партий, исполнил Ленского в «Евгении Онегина» и Банифаса в оперетте «Званый вечер с итальянцами» Оффенбаха. В феврале солировал в «Реквиеме» Моцарта. В апреле готовлюсь выйти на сцену в роли Хлестакова в опере «Ревизор» Владимира Дашкевича.

photo_2025-03-11_16-02-01.jpg

Евгений Зеров: Мои ожидания от работы в Астрахани никак не вяжутся с действительностью, потому что бас считается возрастным голосом, долго зреющим. Есть определённые партии, которые не принято исполнять раньше 35-40 лет, моим же вторым спектаклем в театре стал «Риголетто», где я выступил в двух разных партиях, предназначенных для опытных певцов и требующих большого мастерства – Монтероне и Спарафучиле. Потом были Колен в «Богеме», Бартоло в «Свадьбе Фигаро» и Гремин в «Евгении Онегине» – партии, спеть который в свой первый сезон работы в театре я точно не рассчитывал.

– Как приняли в театре старшие коллеги?

Богдан Гуенок: Вводиться в спектакли мне очень помогли партнёры по сцене и режиссёры. Тут нет ревнивого отношения к партиям, которые до меня пели другие солисты, как это бывает в других театрах.

Много и плодотворно сотрудничаю с Евгением Владимировичем Кирилловым – замечательным маэстро. Он оказывает постоянную поддержку. Если он видит, что у меня что-то не получается, всегда находит время позаниматься дополнительно. Мне пока не довелось поработать с Валерием Владимировичем Ворониным, но очень надеюсь, что скоро появится такая возможность.

Что касается нашего главного режиссёра Алексея Смирнова, то у нас с ним полное взаимопонимание: он всегда подробно отвечает на все вопросы, при необходимости показывая, что и как нужно делать. Такая самоотдача в работе с артистами в современном оперном театре – большая редкость.

Татьяна Бикмухаметова: Хочу сказать огромное спасибо артистам хора, которых оказывают сильную, добрую поддержку. Каждый заботливый взгляд, улыбка, доброе слово на сцене создают атмосферу. Театр существует только в ансамбле. Ту же благодарность хочу сказать артистам оркестра. Терпкость тембров, тонкость слияния – они наше всё.

Безмерно благодарна, что в моей жизни появился такой музыкант, как Анжела Гасратова, концертмейстер нашего театра. Уникальный профессионал. Она очень поддерживает меня и вдохновляет на большую работу. Настолько подробно, настолько щедро Анжела Гасраталиевна делится опытом, что я готова выучить все партии мира, лишь бы никуда не уходить из класса.

Готовясь к дебюту в «Князе Игоре», впервые сотрудничала с Валерием Владимировичем Ворониным, нашим художественным руководителем, главным дирижером. Мы готовили эту партию всего месяц и уроки с маэстро были жизненно необходимы и ценны. За все мои предыдущие дебюты я благодарна маэстро Евгению Владимировичу Кириллову, чей чуткий слух и твердая рука направляли мои первые шаги на оперной сцене. Никогда не забуду этих дней.

Иван Абрамов: Мне со всеми работается легко и приятно. Когда  впервые оказался на репетиции «Отелло» с Валерием Владимировичем, то у меня были опасения – но, как оказалось, зря. Его жесты понятны, красивы и грациозны, как ни у какого другого дирижёра. Комфортно и интересно работать и с Алексеем Валерьяновичем Смирновым, который оказывает нам огромную помощь при вводах в свои спектакли.

Евгений Зеров: Здесь с молодыми солистами работают основательно, требовательно, но деликатно, без намёка на халтуру, как это бывает в других местах. Руководство театра и лично Валерий Владимирович приглашают для работы с солистами известного оперного коуча из Санкт-Петербурга Нелли Абди. Она – большой профессионал своего дела, способная за один урок поставить голос на место, ведь у всех певцов, особенно молодых, нередко бывает такое, что напоёшься на уроке с концертмейстером или позанимаешься сам как-то не так, и уже голос перестает слушаться, становится неудобно, даже тяжело петь, верхние ноты перестают получаться. Поэтому я благодарен театру за возможность заниматься с таким потрясающим педагогом, как Нелли Оруждевна.

photo_2025-03-11_16-02-02.jpg

– Сколько уходит времени на разучивание партии, и какие иностранные языки должны знать оперные певцы?

Богдан Гуенок: Всегда по-разному. На подготовку партии Онегина у меня ушло примерно три недели, но это с учётом того, что я её выучил ещё в Москве. Любому театру выгодно приглашать солистов, имеющих определённый творческий багаж. Мне, например, пока не хватило месяца выучить большую партию Графа из «Свадьбы Фигаро». В Астрахани прекрасные концертмейстеры, помогающие солистам разобраться в партии по стилю, по тексту. Во всех музыкальных колледжах и институтах обязательным предметом является итальянский. Мне повезло, обучаясь в молодёжной программе Большого театра, учить четыре языка. Базовыми считаются итальянский и английский, а немецкий с французским изучают с помощью международного фонетического алфавита.

– Какие правила должны соблюдать оперные певцы, чтобы голос был идеальным?

Богдан Гуенок: У каждого свои правила, всё зависит от типа голоса. За себя скажу, что никогда не выхожу на сцену голодным. За два-три часа перед выступлением мне нужно съесть что-то плотное, лучше мясное. Ещё очень важно высыпаться и не перегружать голос.

Евгений Зеров: В апреле прошлого года закрывал гала-концерт лауреатов 52-го Всероссийского смотра-конкурса вокалистов в концертном зале Мариинского театра. Тогда исполнял арию Мефистофеля со свистом из одноименной оперы Бойто, и перед выступлением мой педагог Ефимов Олег Владимирович распел меня по видеосвязи. Голос звучал отлично и легко, я чувствовал, что могу спеть очень достойно. Однако после распевки решил поесть и пошёл в столовую Мариинки. После того, как я поел, обнаружил, что вся голосовая настройка сбилась. Вновь позвонил педагогу, хотя в Екатеринбурге была уже ночь, и мы попробовали снова поставить голос на место – но после еды сделать этого так и не получилось. В итоге выступление получилось, мягко скажем, не очень удачное: голос хрипел, верхние ноты не получались, но опыт есть опыт... С тех пор никогда не ем за два-три часа до выступления – лучше выйду на сцену голодным.

Иван Абрамов: Мне перед выступлением помогает горячий душ.

Татьяна Бикмухаметова: Готовясь к спектаклю, особенно, если это дебют,  соблюдаю пост. Сконцентрироваться мне помогает молитва, которая приносит внутренний покой, необходимый для безупречного звучания голоса.

photo_2025-03-11_16-02-03 (2).jpg

– Уже успели познакомиться с астраханской публикой?

Богдан Гуенок: Когда ехал сюда, предполагал, что в театре небольшая посещаемость. Но в реальности всё оказалось по-другому.  Практически не видел здесь незаполненного зала. Отдельно хочу отметить мой дебютный спектакль «Евгений Онегин», где я исполнял партию Онегина. Бурные овации, что астраханские зрители подарили нам, запомню надолго. Радостно, что люди верят в происходящее на сцене. В спектакле был эпизод ссоры Ленского и Онегина на балу, после которого был должен уйти за кулисы и переодеться. Но я настолько вжился в роль, что мне хотелось кричать от ярости – так герой завладел мной. Публика всегда считывает состояние, в котором находятся артисты, давая обратную связь.

photo_2025-03-11_16-02-00.jpg

Татьяна Бикмухаметова: Благодарна астраханской публике и этому тёплому залу. Перед дебютом в «Иоланте» волновалась, забыв спросить заранее у администрации контрамарку для своей бабушки, которая специально приехала в Астрахань на спектакль. В последний момент пришла в режуправление, где мне сказали, что свободных мест нет – полный аншлаг. Зайдя на сайт продаж билетов, увидела одно-единственное непроданное место на самом верхнем ярусе. Было приятно, что наш дебют астраханцы встретили с таким воодушевлением.

Никогда не забуду аплодисменты астраханцев после сцены плача Ярославны на недавнем показе оперы «Князь Игорь». Такие золотые моменты остаются в сердце на всю жизнь...

Иван Абрамов: Астраханская публика прекрасно принимает, как в большом, так и в малом зале. И хочу отметить бурные овации на «Евгении Онегине», где дебютировал в роли Ленского. На исполнении «Реквиема» в зале было много астраханских музыкантов из консерватории, филармонии, которые высоко оценили нашу работу – поддержка коллег всегда важна и приятна.

photo_2025-03-11_16-02-01 (2).jpg

Евгений Зеров: Каждый раз приятно удивляюсь, что после спектаклей люди в зале встают и аплодируют стоя, пока не закроется занавес. Бывал во многих театрах, но такое видел редко: чаще всего зрители по окончанию массово устремляются в гардероб. А на «Евгении Онегине» был настоящий фурор – крики «Браво» в свой адрес удивили и обрадовали.

– Расскажите о партиях своей мечты.

Богдан Гуенок: Мне повезло уже исполнить две таких партии – Андрея Балконского в «Войне и мире» и Евгения Онегина в одноимённой опере. Хотел бы петь эти партии всегда на разных сценах страны и мира. Теперь мечтаю о партиях Князя Елецкого в «Пиковой даме» Чайковского и Фигаро в «Севильском цирюльнике» Россини. Являюсь большим поклонником творчества Дмитрия Александровича Хворостовского – как любой баритон, учившийся на его творчестве, хочу сделать большой концерт романсов Чайковского и Рахманинова.

Татьяна Бикмухаметова: Готова спеть всё, что пошлёт мне судьба. Хочу попробовать себя в музыке Вагнера и Малера. Мечтаю спеть Лизу в «Пиковой даме» и Дездемону в «Отелло» – эти спектакли есть в репертуаре нашего театра. Мечтаю поучаствовать в современной опере, поработать с живым композитором, переосмысливающим опыт своих предшественников.

Иван Абрамов: Мир оперы настолько многообразен, безграничен и прекрасен, что готов ко всему теноровому репертуару, но, конечно же, в пределах разумного. Важно понимать свои возможности.

Евгений Зеров: Давно мечтал спеть Спарафучиле, и эта цель уже реализована, но теперь есть стремление дальше развиваться в этой партии. В принципе, это касается любого спектакля, который я спел. Цель не должна ограничиваться дебютом, цель в том, чтобы в любой партии стремиться к совершенству, но за одно исполнение это нереально. В будущем мечтаю исполнять партию Мефистофеля в одноимённой опере Бойто, по которой писал свой выпускной диплом в консерватории. Не могу не упомянуть партию Короля Филиппа Второго в опере «Дон Карлос» Верди, о которой мечтают, наверное, все басы. Из русской музыки, это, пожалуй, заглавная партия в опере «Борис Годунов» Мусоргского и Хан Кончак в «Князе Игоре» Бородина.

– Как вам Астрахань за пределами театра?

Богдан Гуенок: Времени для прогулок у нас не много, но то, что Астрахань – город  интересный, заметили сразу. Здесь много исторических зданий. Кремль – нереальный, полный намоленных мест, хранящих дух подлинной истории!  Ещё мы с Таней ходили в драматический театр на водевиль – нам понравилось.

Татьяна Бикмухаметова: Да, замечательный старинный театр с прекрасными актёрами. Мне бы очень хотелось поездить по области: знаю, что Астраханская область – регион контрастов, где есть и пустыня, и озёра. Мне как татарке интересно посетить места, связанные со временами Золотой Орды. Я родилась в городе Сатка Челябинской области, среди красивейших Уральских гор, и никогда не жила в столь тёплом климате южной пустыни.

Иван Абрамов: Мне нравится набережная Волги – она необычайно уютная, в Нижнем Новгороде тоже красивая набережная, но не такая душевная, как здесь.

Евгений Зеров: Я также оценил исторические достопримечательности Астрахани, но хочу отметить, что здесь много отличных мест, где можно провести время в приятной непринуждённой атмосфере и вкусно поесть. Для меня, как уроженца Урала, тёплый астраханский климат – это что-то совсем непонятное и даже неведомое, но к концу февраля я привык к зиме без снега или вернее сказать, почти без снега.

photo_2025-03-04_18-16-27.jpg

– Cпасибо за интересную беседу!

Интервью провела Екатерина Некрасова