Под конец театрального сезона принято выпускать премьеры. Астраханский театр оперы и балета изменил этой традиции лишь однажды – в 2020 году из-за пандемии, когда не работали театры по всему миру. На этот раз коллектив представляет премьеру сразу двух спектаклей, поставленных в рамках проекта «Рахманинов. Антология русского гения», стартовавшего в этом году по инициативе художественного руководителя и главного дирижёра АГТОиБ Валерия Воронина и при поддержке гранта Российского фонда культуры.
В ближайшие выходные, 20 и 21 мая зрители увидят одноактные оперы Сергея Рахманинова «Скупой рыцарь» и «Алеко», литературной основой для которых послужили произведения Александра Сергеевича Пушкина. Сегодня создатели и участники спектаклей поделились некоторыми подробностями о предстоящей премьере с журналистами.
«В один вечер мы играем две совершенно разные оперы, которые вместе практически никогда не исполнялись. Для нас это своего рода эксперимент. Хочу поблагодарить художника-постановщика Олега Молчанова, создавшего декорации, позволяющие показывать эти спектакли вместе. Надеюсь, что публика оценит нашу работу, придя на премьеру», – сказал дирижёр-постановщик Валерий Воронин.
Опера «Алеко» написана Рахманиновым в 19-летнем возрасте за очень короткий срок. Её успех был огромным. Пётр Ильич Чайковский, высоко оценивший работу молодого композитора, предложил ему сыграть премьеру в Большом театре весной 1893 года вместе с его одноактной оперой «Иоланта». Сценическая судьба оперы «Скупой рыцарь», созданной Сергеем Васильевичем десятью годами позже, складывалась непросто. Оттого особенно интересно, как воплотится замысел постановщиков – соединить за один вечер показа два контрастных по стилистике и темпераменту произведения.
В первом отделении зрители увидят оперу «Скупой рыцарь», в которой, по словам её постановщика, главного режиссёра АГТОиБ Алексея Смирнова, на сцене появятся пять образов одного и того же главного героя – Барона. Средневековая эстетика «маленькой трагедии» Пушкина переплетётся с атмосферой начала XX века, когда произошёл определённый слом эпох. Невероятная по глубине музыка, неожиданная трактовка личностей персонажей, визуальная изысканность форм – всё это обещает произвести на публику огромное впечатление.
Оперу «Алеко» по поэме «Цыганы» представят во втором отделении. Режиссёр-постановщик Сергей Морозов рассказал, что работа над спектаклем шла в эстетике эпического реализма, а цыгане показаны в нём как универсальный кочевой народ без использования общепринятых штампов.
В «Алеко», помимо главных героев оперы, арии которых завораживают своей красотой, огромную роль играет хор. Важной деталью «Алеко» является хореографическая канва. В спектакле задействована балетная труппа театра, номера для которой поставила хореограф Евгения Бердичевская.
Зрителей ждёт настоящий вихрь страстей, который в буквальном смысле переметнётся в зрительный зал. Хормейстером – постановщиком выступил Алексей Мельков, художником по свету – Сергей Васильев.
Для исполнения главных партий в премьерных показах привлечены приглашённые вокалисты: солист Мариинского театра Илья Банник и солист Новосибирского театра оперы и балета Тимофей Дубовицкий. В премьерных показах также выйдут ведущие солисты АГТОиБ Эмилия Аблаева, Татьяна Качанова, Сергей Тараненко, Роман Завадский, Татьяна Чупина, Зинаида Дюжова, Вадим Шишкин и другие.
Считанные дни остались до важной премьеры сезона, пропустить которую было бы большим упущением для поклонников оперного искусства и любителей театра. Ссылка на билеты здесь.