Астраханский «трамвайчик»: дорога к закату
Столь популярные в советское время путешествия на теплоходах по рекам страны после ряда громких катастроф последнего времени, связанных прежде всего с колоссальной изношенностью парка речных туристических судов, мал по малу начинают возвращать былую привлекательность. Так, на заседании совета по туризму Астраханской области, прошедшего неделю назад, отмечалось, что зарубежные курорты стали дорогими и зачастую небезопасными, многие наши сограждане стали выбирать отдых в России. Внутренний туризм в стране этим летом вырос на 10-15% по сравнению с прошлым годом. А если говорить об Астраханской области, то за январь-сентябрь турпоток уже составил более двух миллионов человек.
На этом фоне количество туристов, прибывших в наш регион на речных круизных судах, выглядит до смешного ничтожным: не более 10 тысяч человек.
В целях повышения привлекательности астраханского туристического направления, в особенности для прибывающих в Нижнее Поволжье на речных пассажирских судах, разрабатывается проект «зелёной стоянки», наподобие той, что существовала до двухтысячных годов напротив села Никольское.

Данное предложение было также озвучено на прошлом заседании совета по туризму. В качестве стоянки предлагается село Заволжское Харабалинского района, не территории которого и хотят обустроить пляж, рынок и объекты общественного питания. Предусматривается и возможность организации туристических поездок по территории области, не только на автомобильном, но и речном транспорте.

В целом, идея привлекательная, хотя и запоздавшая. Несмотря на ликвидацию зеленой стоянки напротив села Никольское, туристические корабли причаливают теперь непосредственно в селе, где к их приходу организовывается рынок «по торговле овощами, фруктами, рыбой (копчёной и вяленой), чёрной икрой и алкогольной продукцией местного (домашнего) производства». По отзывам туристов, астраханские базары значительно проигрывают этой стихийной торговой точке в плане цен – несмотря на то, что все товары в Никольском не имеют каких-либо сертификатов качества и хранятся в неподобающих условиях. Решающим становится фактор цены, порой в десятки раз ниже на аналогичную продукцию в Астрахани. Гости нашего региона в своих комментариях отмечают, что цена может снижаться ещё значительнее в то время, когда до отхода теплохода остаются считанные часы.
Вот и получается, что и те два миллиона гостей, выбравших сегодня Астрахань в качестве цели своей поездки, необходимо охватить такой культурно-развлекательной программой, которая могла бы превзойти все имеющие аналоги. Одними рынками с заоблачными ценами на местную продукцию, которую уже и сами астраханцы не позволяют себе приобретать, тут не обойтись.
Наверняка, многие из приезжающих на отдых гостей нашего города желали бы посетить, к примеру, знаменитые лотосные поля в дельте Волги, до которых можно добраться лишь по воде. Но, увы, централизованной системы посещения заповедных угодий в нашем регионе ныне не существует, а все попытки наладить это, организуемые с подачи как властей, так и с частных лиц, в результате оказывают жалкими и незаметными.

Туристические фирмы вынуждены использовать для организуемых прогулок старые речные суденышки, в большинстве и вовсе не приспособленные для перевозки пассажиров. Ни о каком комфорте или приличном сервисе здесь говорить не приходится. Чем богаты, как говорится, тем и рады…

В то же время многие из нас хотя бы раз в жизни совершили поездку по Волге на так называемых «трамвайчиках», в роли которых выступали пассажирские суда типа «Москва», «Заря», «Луч» «Зарница». К тому же, регулярную перевозку пассажиров по рекам Астраханской области осуществляли и многочисленные суда на подводных крыльях – «Ракета», «Метеор» и «Восход». Например, в советское время в некоторые пионерские лагеря детей на отдых доставляли именно на «трамвайчиках». И это было незабываемое время…

Казалось, что возрождение речного пассажирского флота нашего региона не за горами. Особенно ощутимыми эти надежды стали после появления информации о скором вводе в эксплуатацию трех пассажирских судов проекта 23020 «Астраханец», построенных на Московском судостроительном и судоремонтном заводе.
Каково же было разочарование, когда новые «трамвайчики» после открытия навигации этого года не появились на запланированных маршрутах. В дело вмешалась экономика. Рынок, как это принято, диктует свои условия.
В связи с экономической обстановкой в регионе пока не получилось выделить субсидии для организации перевозки пассажиров на новых пассажирских речных направлениях. Покупка же билетов по ценам перевозчика многим жителям Астраханской области просто не по карману. Не проявили интереса к новым пассажирским судам и туристические компании: стоимость аренды оказалась для них не слишком привлекательной.

Только в минувшем июле один из «Астраханцев» открыл прогулочный маршрут вокруг Городского острова. За 150 рублей любой желающий мог прокатиться на «трамвайчике». И, несмотря на то, что желающих совершить прогулку было много (и не только среди гостей города), низкий уровень организации и отсутствие широкой рекламы сделали своё дело: судно выходило в рейс полупустым…

И этот факт прискорбен. Ведь достаточно вспомнить, как радовались такой поездке воспитанники реабилитационного центра «Исток», которым в середине августа этого года посчастливилось полюбоваться родным городом с водной глади. Было бы полезно, если бы такие поездки носили не единичный характер, а стали бы доброй традицией.

В итоге, вместо возрождения регулярных речных пассажирских перевозок и туристических прогулок, три «трамвайчика» типа «Астраханец» в начале октября 2016 года были выставлены на продажу – на 10% ниже закупочной стоимости.

Основными причинами провалами этого проекта можно считать полное отсутствие интереса администраций районов области и астраханских туристических компаний к использованию этого вида транспорта. Но и их вина в этой ситуации косвенная.

По признанию одного из глав района, выделение нескольких миллионов рублей на строительство причальной стенки для вновь приобретенных «трамвайчиков» в условиях экономического кризиса выглядит абсурдно. Он напрямую обвинил министерство промышленности, транспорта и природных ресурсов Астраханской области в отсутствии здравого смысла, поскольку речной транспорт не играет заметной роли в перевозке пассажиров. Возразить на данную критику попросту нечем.

Однако, помимо чиновников указанного министерства, большой груз ответственности лежит и на руководстве объектов транспортной инфраструктуры, выставляющих заоблачные счета за использование причалов 17-й пристани. Обслуживание и заправка пассажирского транспорта в Астраханской области обходится в три раза дороже, чем в других субъектах Российской Федерации. Что это? Банальная недальновидность, жадность или последствия монополизации рынка?

Какой уважающий себя предприниматель захочет организовывать туристические поездки в наш регион при таких ценах на сопутствующие расходы? И если для иностранцев стоимость наших товаров и услуг еще может показаться приемлемой, то большинство граждан России предпочитает внутреннему туризму курорты Турции, Греции с организованным досугом и низкими ценами на приличный сервис. В таких условиях наша туристическая сфера неконкурентоспособна. Логично предположить, что те, кто приехал в нашу область первый раз в качестве туриста, едва ли захочет вернуться. Конечно, это не относится к любителям рыбалки, которых низкий комфорт пугает меньше, нежели отсутствие клева.

Остаётся лишь надеяться, что по итогам неэффективной работы министерства промышленности, транспорта и природных ресурсов Астраханской области будут сделаны соответствующие выводы. Ведь бюджет области не может себе позволить выкидывать деньги на ветер.

Может быть, стоит присмотреться к опыту Испании, в которой рост экономики происходит на фоне почти годичного отсутствия правительства? Не станет ли положительным фактором и для астраханской экономики ликвидация региональных министерств и ведомств, выказывающих всё последнее время полную профессиональную непригодность?

Одно можно сказать с уверенностью: новые речные «трамвайчики» постигла судьба их сухопутных собратьев.

Только «непотопляемые» пассажирские суда «Москва», курсирующие по старым, востребованным жителями прибрежных населённых пунктов области маршрутам, продолжают свою трудовую деятельность.

Надолго ли? Покажет время…

Вадим Куликов, астраханский областной общественно-политический еженедельник «Факт и компромат» № 42 (701), 2016 г.