В Астраханское УФАС России 25.08.2015 поступила жалоба Общества с ограниченной ответственностью «Ахтубинские коммунальные системы» (далее - Заявитель) на действия организатора торгов – администрации муниципального образования «Город Ахтубинск» (далее – Организатор торгов) при проведении открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов коммунальной инфраструктуры системы теплоснабжения и горячего водоснабжения, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования «Город Ахтубинск» (далее – открытый конкурс).


По мнению Заявителя, Организатор торгов неправомерно отказался от заключения договора по итогам проведения открытого конкурса. Договор был заключен с ООО УК «Центр», которое не являлось участником конкурса.


На основании вышеизложенного, Заявитель просит провести проверку законности отказа от заключения договора, а также законности его заключения с ООО УК «Центр».


Представитель Организатора конкурса не согласился с доводами жалобы, указав, что считает свои действия правомерными.


Комиссия, заслушав представителей сторон, а также изучив документы, представленные сторонами, пришла к следующим выводам.


В соответствии со ст.12 и ч.1 ст.130 Конституции Российской Федерации вопросы местного значения решаются органами местного самоуправления самостоятельно.


Согласно ст.2 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон о местном самоуправлении) местное самоуправление обеспечивает самостоятельное и под свою ответственность решение вопросов местного значения.


Как следует из пп.3 ч.1 ст.14 Закона о местном самоуправлении к вопросам местного значения относится владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом.


В силу требований ст.4 и ст. 5 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее – Закон о концессионных соглашениях) органы местного самоуправления могут передать хозяйствующим субъектам в пользование по концессионным соглашениям системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства (в том числе объекты тепло-, газо- и энергоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения и отдельные объекты таких систем).

При этом, в силу требований ч.1 ст.13 Закона о концессионных соглашениях такие соглашения заключаются путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения.


Распоряжением администрации муниципального образования «Город Ахтубинск» от 16.03.2015 №160-р была утверждена конкурсная документация для проведения открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов коммунальной инфраструктуры системы теплоснабжения и горячего водоснабжения, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования «Город Ахтубинск» (далее – Конкурсная документация).


17.03.2015 на официальном сайте torgi.gov.ru и на официальном сайте администрации муниципального образования «Город Ахтубинск» adm-akhtubinsk.ru в информационо-телекоммуникационной сети «Интернет» было опубликовано извещение о проведении открытого конкурса на право концессионного соглашения в отношении объектов коммунальной инфраструктуры системы теплоснабжения и горячего водоснабжения, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования «Город Ахтубинск».


На участие в открытом конкурсе была подана одна заявка – от ООО «Ахтубинские коммунальные системы», которое, в соответствии с протоколом от 12.08.2015 был допущен к проведению конкурса.


Как следует из протокола от 21.08.2015 конкурсное предложение ООО «Ахтубинские коммунальные системы» было признано несоответствующим требованиям конкурсной документации; процедура конкурсного отбора была прекращена.


Комиссия, рассмотрев конкурсное предложение, поданное ООО «Ахтубинские коммунальные системы», установила, что оно было правомерно признано несоответствующим требованиям конкурсной документации, поскольку не содержало числовые значения для каждого критерия, указанного в конкурной документации, как того требует ч.5 ст.30 Закона о концессионных соглашениях.


Кроме того, Комиссия полагает необходимым отметить следующее.


Порядок рассмотрения жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, установлен ст.18.1 Закона о защите конкуренции.

При этом, в силу ч.17 ст.18.1 Закона о защите конкуренции, при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.


Изучив конкурсную документацию Комиссия установила, что согласно пп.»к» п.1.3 конкурсной документации заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать нотариально заверенную копию лицензии на право эксплуатации особо опасных объектов или копию лицензии организации, действующей по договору.

Для эксплуатации взрывоопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III класса опасности хозяйствующие субъекты обязаны получить лицензию на указанную деятельность в порядке, установленном Федеральным законом от 05.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».


Между тем, в соответствии с п.4 Положения о лицензировании эксплуатации взрывоопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III класса опасности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.06.2013 №492, основанием для выдачи лицензии является наличие у хозяйствующего субъекта на праве собственности или ином законном основании по месту осуществления лицензируемого вида деятельности земельных участков, зданий, строений и сооружений, на которых размещаются объекты, а также технических устройств, планируемых для применения на объектах.


Из вышеизложенного следует, что требование о представлении участниками конкурса в составе заявки на участие в конкурсе лицензии на право эксплуатации взрывоопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III класса опасности фактически невозможно исполнить.


Данное требование не только существенно ограничивает количество потенциальных участников конкурса, что запрещено ч.1 ст.17 Закона о защите конкуренции, но и противоречит требованиям ч.3 ст.23 Закона о концессионных соглашениях.


Помимо указанной правовой нормы администрация муниципального образования «Город Ахтубинск» нарушила ч.1 ст.21 Закона о концессионных соглашениях в части неопубликования на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» протокола проведения предварительного отбора участников конкурса.

Кроме того, при рассмотрении жалобы представители администрации муниципального образования «Город Ахтубинск» подтвердили, что имущество, которое планировалось передать по концессионному соглашению, в настоящее время передано в пользование ООО УК «Центр».


В вышеуказанных действиях администрации муниципального образования «Город Ахтубиснк» усматриваются признаки нарушения ст.17.1 Закона о защите конкуренции.


Выявленные нарушения влекут, по мнению Комиссии, необходимость выдачи предписания об аннулировании проводимого конкурса.


Также Комиссия полагает необходимым передать для дальнейшего изучения должностному лица Астраханского УФАС России, для решения вопроса о возбуждении дел о нарушении ст.17 и ст.17.1 Закона о защите конкуренции.

На основании вышеизложенного, Комиссия


РЕШИЛА:


1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Ахтубинские коммунальные системы» на действия организатора торгов – администрации муниципального образования «Город Ахтубинск» при проведении открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов коммунальной инфраструктуры системы теплоснабжения и горячего водоснабжения, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования «Город Ахтубинск», необоснованной.


2. Признать организатора конкурса – администрацию муниципального образования «Город Ахтубинск» нарушившей ч.1 ст.21 и ч.3 ст.23 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» при проведении открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов коммунальной инфраструктуры системы теплоснабжения и горячего водоснабжения, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования «Город Ахтубинск».


3. Выдать администрации муниципального образования «Город Ахтубинск» предписание об устранении выявленных нарушений ч.1 ст.21 и ч.3 ст.23 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» путем аннулирования открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов коммунальной инфраструктуры системы теплоснабжения и горячего водоснабжения, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования «Город Ахтубинск» в срок до 28.09.2015.


4. Передать материалы дела должностному лицу Астраханского УФАС России для для решения вопроса о возбуждении дел о нарушении ст.17 и ст.17.1Федерального закона от от 25.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».


Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.