Дай Бог, чтобы нынешняя осенняя путина была для астраханских рыбаков благоприятной. Ведь в последние годы их всё чаще и чаще сопровождают неудачи. Вместо выполнения планового задания – сплошные «проловы».
А это говорит о том, что в наших водоёмах рыбы становится всё меньше и меньше. И не удивительно, что Астрахань уже давным-давно не называют рыбацкой столицей на юге России. Да и сама рыбная отрасль России сдаёт свои былые позиции.
Много накопилось проблем у рыбаков морского и речного промысла. Который уже год поднимаются вопросы нормативно-правовой базы развития рыб хозяйственного комплекса, а воз и ныне там. Недавно, по настоянию премьер-министра Дмитрия Медведева, этими вопросами пришлось заняться снова. Всего месяц на раскачку дано министерствам и ведомствам, так или иначе причастным к рыбной промышленности, чтобы окончательно согласовать законодательные акты о рыболовстве. В том числе и о любительском рыболовстве. Но у нас ведь как бывает. Пустят важный документ по кругу, и ходит он от одного большого чиновника к другому до тех пор, пока его не затрут до дыр. И тогда всё начинается снова. Так, например, случилось и с законом о любительской рыбной ловле. Выяснив, что в правительство страны документ был внесён с большими разногласиями, его пришлось вернуть на доработку. Министерство экономического развития настаивало на том, чтобы не было никаких платных участков для ловли, а министерство, ведающее спортом, туризмом и молодёжной политикой настаивало на снятии каких-либо ограничений во время проведения соревнований, в том числе и ограничений, связанных с правилами рыболовства.
Кроме министерств, названных выше, документ побывал в министерстве сельского хозяйства и Росрыболовстве. Это министерство разослало его на новое согласование. Такой вот бег по замкнутому кругу получается. А когда в товарищах согласия нет, их дело не пойдёт на лад, сказал классик басенного жанра Иван Крылов. Так и здесь. Документ ходит по инстанциям, рыбаки промышленного лова и рыбаки любители ждут его, как манну небесную.
Несмотря на то, что рыбная отрасль оказалась практически в загоне, министерства, связанные с ней, рапортуют об успехах. Особенно оптимистично оценивает работу ведомство Андрея Крайнего. По его данным, за последние пять лет среднегодовой темп прироста вылова рыбы составил 4,8 процента. В 2011 году, например, российские рыбаки выловили 4,3 миллиона тонн водных биоресурсов. А к 2020 году увеличат вылов до шести миллионов тонн. Только кто видит эту рыбу? – вот вопрос. Не вся ли она уходит «за бугор»? Скорее всего, именно так. Если бы вся рыба оставалась на российских берегах, то в магазинах не было бы такого рыбного дефицита. И цены, стало быть, не росли как на дрожжах. Оперируя цифрами, Крайний имеет в виду, скорее всего, морскую рыбу. Её, как мы видим по прилавкам магазинов, немного. А вот цены на неё кусаются. Впрочем, не на много отстают от морских рыб в цене и наши, родные волжские рыбы: судак, сазан, лещ, щука…. Об осетровых я не говорю. Они не всем россиянам по карману. В том числе и астраханцам, где когда-то окуня, сопу, тарань и некоторых других рыб не считали за еду. А у щуки разве только икра ценилась. Теперь всё в цене. Первенство держит судак. Он на разных рынках ценится от 150 до 170 рублей за килограмм. Почему так дорога эта рыба, мне коренному астраханцу, не понять: постнятина постнятиной. Сазан – ещё куда ни шло. Он на рынках от 90 до 120 рублей. Щука значительно дешевле – от 60 до 70 рублей. Окунь как был никчёмной рыбой, так и остался. Поэтому и цена ему соответствующая – 30 рублей за кило. Мелочь, вроде тарашки и сопы, карася и то дороже – 35-40 рублей.
О чём говорят цены на рыбу? Да о том, что с каждым годом вылавливается её всё меньше и меньше. И причин этому много. Об этом шла речь на недавнем совещании в Москве, которое было посвящено перспективам развития рыб хозяйственного комплекса. Губернатор Астраханской области Александр Жилкин, принявший участие в этом форуме, выступил с целым рядом предложений, касающихся рыбной отрасли. Он, в частности, предложил увеличить финансовую поддержку рыбозаводам, которые занимаются вопросами воспроизводства биологических ресурсов Волго-Каспия. А чтобы это воплотилось в жизнь, необходимо скорее принять федеральный закон по рыбоводству и аква культуре. Как подтверждение важности этих предложений могут служить данные о работе рыбоводных предприятий области за несколько последних лет. А они таковы. В лучшие годы рыбозаводы, специализирующиеся на выращивании мальков осетровых пород рыб, выпускали в водоёмы более 80 миллионов осетровой молоди, по три с лишним миллиона мальков сазана и леща. К сожалению, уровень товарного выращивания здесь был невелик. Всего около десяти тысяч тонн. И не удивительно, что пришлось изменить пропорции вылова и выращивания. По некоторым данным, сейчас в прудах и на фермах области производится около двадцати тысяч тонн рыбы в год, что составляет 26 процентов от общего объёма добываемых в регионе водных ресурсов. Рост, что и говорить, серьёзный. И всё же недостаточный. В ряде стран объёмы значительно больше. В Китайской народной республике, например, на каждый килограмм выловленной рыбы выращивается 2,5 килограмма на рыбоводных предприятиях. Поэтому нужно изменить всю ситуацию в целом. И только комплексный подход ко всей рыбной отрасли может помочь. В том числе и научный подход к управлению рыбными запасами в Волго-Каспийском бассейне.
Борис Волжский,
"Факт и компромат" № 34, 28.09.2012 г.