Поводом для написания данного текста стал замкнутый круг из звеньев и одно вполне конкретное звено.

С первого раза можно и не разглядеть, такое оно неприметное. Даже со второго и третьего раза не у всех получается рассмотреть. В вечерних сумерках, например, так всё вообще выглядит пристойно. Однако вглядимся в это загадочное слово «рассорчка». Возможно, это такой хитрый рекламный ход, чтобы специально завлечь побольше людей. Только этим остаётся объяснять наличие этого, безусловно, нового слова в великом и могучем русском языке.

Кому же мы должны петь хвалебные дифирамбы, каким людям, совершившим открытие, о котором Даль и Ожегов не могли и подумать?

Судя по всем первичным признакам, героем рассказа является дизайнер. Человек этот занятый и деловой, креативный, а потому (и это нормальная тенденция) неряшливый. При этом у дизайнера есть твёрдое убеждение в своей правоте, которую он отстаивает перед всеми, и тому есть вполне логичное объяснение. Дело тут житейское: дизайнер штампует подобные поделки, как носки китайцы. Весь этот кричащий рекламный шедевр по тонам напоминает сотни клонов рекламных логотипов крупнейших фирм. У людей начинает рябить от одинаковых скидок и цен в чёрно-бело-жёлто-красной цветовой гамме. Довольно острый контраст привлекает внимание пусть и несколько неприятным для глаза способом. В этой ряби разобрать что-либо сложно, поэтому выделяется ключевая фраза или цена. «Рассорчка», вне всяких сомнений, и является этим субъектом.

На мониторе у дизайнера начинался новый макет рекламного плаката. Всё, как обычно: тот же фон, шрифт, те же кричащие слова и выделенные цены. Логотип клиента сливается с фоном? Но это же стандартный фон для всех магазинов техники для дома. «Не совсем удачный фон», впрочем, здесь сыграл свою положительную роль - за «рассорчкой» название самой фирмы меркнет. Заметим лишь, что и оно заимствовано из одной популярной офисной игры (интересно, куда смотрит антимонопольная служба?). Забрали и название, и оформление. Зато бюджет сэкономили, это правильно. За бананы слоны и обезьяны картины рисуют, а уж человек за денежный эквивалент способен на многое. И чем меньше условных килограмм бананов перекочует в карман дизайнера, тем круче будет результат, концепт, если угодно.

Беда программ для дизайнеров - ошибки не подчёркиваются красной чертой, поэтому рассчитывать стоит лишь на грамотность и наблюдательность самого творца рекламы. Далее готовый результат проверяет директор рекламной фирмы или ответственный работник, в том случае, если фирма солидная и штат позволяет проверять и перепроверять. Стало быть, «рассорчка» не показалась каким-то бредом ни директору рекламной конторы, ни самому заказчику в лице фирмы.


Утверждённый макет отправляется в типографию и передается печатнику. На его глазах огромное чудо печатной техники плавно выдает пахнущий краской результат кропотливой работы мозга. Печатник видит «рассорчку» не меньше половины часа: подготовка, запуск печати, контроль печати, проверка и передача монтажникам для закрепления на фасаде здания. Работу печатника тоже должны проверить, но тут эта опция остается на совести самой типографии, ведь ей поступает утверждённый макет рекламного баннера...

Что до монтажников, то они ребята простые, работают на высоте - не упасть бы, да перекурить. А после - ещё раз покурить, посмотреть свою работу на надежное крепление и правильный уровень по горизонту. Вот и все дела. Собрать лестницы и отправиться монтировать очередные шедевры дизайнеров. Когда же они непосредственно занимаются крепежом той же «рассорчки», то огромные буквы проплывают перед их глазами и не сливаются в одно слово; винить их в невнимательности не стоит - главное, что баннер висит чётко!

Проходит день, второй, третий. В магазине происходит «рассорчка», всем хорошо. Дети разглядывают красочный баннер, читают и... не понимают. Их родители вряд ли помогут своим чадам разобраться, что к чему, пока ребенок пытался расспросить маму с папой на предмет «рассорчки», легковушка (или маршрутка) уже уехала далеко, или семья отошла от странного места. Потом дети вырастут, станут дизайнерами и в решающий момент постыдятся спросить у шефа, как будет правильно и всё ли с макетом в порядке. Если, конечно, шеф сам не вырастет на созерцании «рассорчки» и тому подобных прикольных фишек креативного астраханского класса.

Весёлой рекламой везде и всюду мало кого удивишь, но чтобы так откровенно! Так вот, сколько дней подряд висит реклама, и всем хоть бы хны. Значит, это норма жизни. Создаётся впечатление, что дизайнер параллельно с работой отправляет смс в один из телевизионных эфиров на астраханских частотах. «Адынокий криативной дизанер исчет граматнойу прадвинутую девущку». Вчера показывали фильм «Жесть», а внизу экрана шли смс зрителей. Сверху название фильма, снизу - настоящая жесть! Жесткач даже. И откуда взяться грамотности у населения, откуда ей вдруг появиться на огромном рекламном поле, заполонившим нашу жизнь с бесчисленным количеством ошибок, кои многие принимают за правильное написание. Ведь это практически официальные письма потенциальным покупателям! Вас оповещают о том, что в магазине производится рассрочка, например. Вам на это намекают с помощью «рассорчки». В подъезде Саша официально признается некой Маше в любви без ошибок вовсе. Плюсик, равно, знак любви - просто и со вкусом, хоть и на стене в подъезде. А здесь на одной из центральных магистралей областного висит себе позорище, чтобы все видели: в Астрахани язык астраханский! И вообще, Хазария, Золотая орда, Каспийская столица. Строим, сеем, жнём, добываем, создаём новые слова, расширяем язык и заряжаем культурную среду позитивом и недоумением.

Интересно, через какое количество времени после выхода газеты «рассорчка» покинет фасад здания?..

Ильдар Каратагандаев,

"Факт и компромат" № 34, 28.09.2012 г.