Областными парламентариями принят аж целый документ, по замыслу авторов, упорядочивающий рынок пассажирских перевозок на такси. Теперь владельцы легковых авто, решивших подзаработать на этом деле или уже вовсю работающие, будут обязаны в течение определённого времени покрасить свои машины в три цвета на выбор. Цвета выбрали самые жизнеутверждающие: белый, бежевый и серый.
Это нововведение должно будет, якобы, выделить поток такси из прочего транспорта, и людям будет удобно разбираться в этом. Чем эти три цвета выгодно выделят такси избез того уже почти полностью серо-белого трафика, непонятно.
Налоги: будут или не будут?
Как покраска машин сможет отразиться на порядке рынка в целом? Это отдельная песня. Теперь астраханским владельцам кузовопокрасочных мастерских остается довольно потирать руки в ожидании огромных прибылей. Да чего там! Под такой шум надвигающейся денежной волны можно прямо сейчас открывать малярку и просто ждать, благо осталось совсем немного. Можно ввести даже скидки первым клиентам, коих опять же обещают аж несколько тысяч.
Скорее всего, этот документ ничего нового не принесет и щедрого налогового поступления не будет. Единственное, что может привести к радикальному изменению ситуации, это введение федерального закона, который сейчас активно лоббируют сразу несколько групп, ратующих за рынок легальных перевозок. Вплоть до того, что за незаконную перевозку водителя на первый раз оштрафуют на 30 тысяч рублей, а во второй раз, если рецидив случился не позже, чем через год, горе-таксисту придется расстаться с правами на управление транспортным средством на полгода и заплатить в казну уже 50 тысяч рублей.
Как извести бомбил?
Авторы идеи говорят об одном: сейчас легальные автоперевозчики отвечают буквально за все и минимальные нарушения в их работе приводят к выплате крупных штрафов, зачастую составляющих десятки тысяч рублей, там практически нет речи о «простых» штрафах в несколько тысяч. Теперь же планируют намного снизить нагрузку подобного рода для легальных перевозчиков и вообще сделать им жизнь гораздо проще, даже вольготнее, чем сейчас. Грубо говоря, для легальных перевозчиков жизнь будет такой же простой, какой сегодня живут перевозчики-нелегалы.
Безусловно, проблема ждёт решения. Ловить бомбил и вызывать их по многочисленным телефонам драконовских служб такси, изгадивших своими номерами телефонов всю Астраханскую область, себе дороже: водитель может быть не выспавшимся, машина его находится в неисправном состоянии, к тому же нередки случаи самовольного увеличения стоимости проезда в виду непредвиденных условий, как то наличие на пути следования маршрута грунтовой дороги, например, в частном секторе. Серые и чёрные службы такси развивались стремительно в течение несколько лет, пока на них смотрели сквозь пальцы. Теперь у них значительные ресурсы, чтобы противостоять любым законопроектам, так или иначе направленным на ограничение их сверхдоходов и улучшение их деятельности.
Почему жёлтый?
Но о каком улучшении может идти разговор, если операторы астраханских служб такси сидят в других городах, работают также нелегально, получают ежедневную плату за оконченную рабочую смену? Они выходят из помещения, в котором находится несколько таких же бесправных женщин, и спокойно идут домой в своем Омске или Атырау. Что происходит в Астрахани, кто там кого везёт, это их, конечно, не волнует. А волноваться нам всем стоит, ибо история знает немало конфликтных случаев.
На своем опыте я пережил несколько не самых приятных моментов, связанных с таксистами. Некоторые из них приезжали по вызову явно в нетрезвом состоянии, в ненормальном, скорее. Один честно признался, что пил всю ночь, поспал и поехал, а время в тот момент было семь утра. И во сколько он закончил пить, сколько спал, оставалось только догадываться. Другие просто слушают музыку ниже плинтуса и выше порога громкости, за которой начинает болеть голова.
Непонятным для меня остается и выбор цветов – почему их несколько и почему такси у нас будут не жёлтыми? Зачем их вообще красить целиком, когда достаточно было пустить по автомобилям характерные полосы специального света, например, того же жёлтого…Да хоть жёлто-чёрную «зебру»? Станет ли человек тратить время и колоссальные средства, чтобы выйти из тени и стать легальным перевозчиком? Конечно же, нет – заплатить 80 тысяч рублей за покраску, чтобы потом отрабатывать её в поте лица по одной тысяче рублей за смену - это явное издевательство. А в этот момент мимо такого бедолаги спокойно проедет другой легальный таксист, машина которого изначально попадала в нужную цветовую гамму.
Что будет с нелегалами?
Да ничего с ними, конечно, не будет. Как предлагали свой сомнительный сервис за копейки, так и будут впредь отжимать клиентов у вполне легальных служб такси. Сегодня разница в ценах колеблется в пределах от полутора до двух раз, но идея с покраской и тягомотина с переводом в легальную плоскость тех, кто решится выйти из тени, напрямую отразится на стоимости перевозок. Прибавить к этому бесконечный рост на топливо, грядущее ожидаемое увеличение цены за проезд в тех же маршрутках и общественном транспорте, - увеличение цен на такси станет очевидным.
Скорее всего, инициатива местных парламентариев превратится в мертворожденную инициативу, что зачастую и происходит во времена борьбы с ветряными мельницами. Самая известная из таких задумок – закон о борьбе с курением. И что? Как курили, так и курят. Ну, поймают раз в квартал курильщика, сделают замечание или даже вовсе для галочки выпишут штраф, так мимо пройдет толпа зевак и, с интересом наблюдая за этим, сами непременно закурят. Так и с такси получится: ну как, как можно будет доказать, что водитель перевозит клиента за деньги, а не по доброте душевной? Захочется ли астраханцу, спешащему на работу, докладывать гаишнику и налоговым инспекторам факт договора об оплате услуг за пользование такси? Вряд ли, ведь ему придётся потом ещё и по судам мотаться, если водитель вдруг решит оспорить решение об административном штрафе в отношении него. Опять же, до того момента, пока водитель не привёз клиента, деньги обычно остаются у последнего, то есть доказать факт финансовой заинтересованности будет невозможно, а судить человека за желание заработать деньги незаконно не получится тоже, ведь разговоры идут через оператора, а не напрямую с водителем.
Таксозомби
Решительной мерой, с помощью которой можно было снизить цену легальных перевозчиков и расширить штат их автотранспорта, могло бы стать наведение порядка на этом рынке. Иметь же на дорогах Астрахани огромный митинг на машинах никому не захочется. Однажды мы уже смотрели кино «Собчак и Шеин спасают астраханских маршрутчиков». Чем всё закончилось, известно всем. И хорошо, что закончилось именно так, хорошо вообще, что закончилось. А с таксистами будет разобраться потяжелее, ведь там у каждого своя голова на плечах и за работу особо никто не держится – не хочешь работать в одной службе такси, иди в другую, чего уж тут. У всех болью в глазах висит на плакатах зомби Паша М. Сначала он работал в одной службе такси, потом, судя по изменившемуся внешнему виду, его избили до смерти, оживили и теперь он работает в другой службе такси и получает в два раза больше, ну не бред ли? Нет, это не бред, а суровые астраханские реалии. Как с этим всем дурдомом бороться? Да заблокировать телефонные номера откровенно чёрных и серых перевозчиков, запретить стоянку машин в определённых местах, а также использование любых световых устройств на передней части автомобиля, не говоря уже о прямом запрете на использование «шашечек» или любых напоминающих «шашечки» предметов, вплоть до запрета класть нечто круглое и жёлтое на переднюю панель машины. Устроить несколько показательных расправ над теми, кто будет по-прежнему бомбить, оштрафовать их как следует, оставив людей без средств к существованию, а значит, вынуждая их вновь выходить на кривую дорожку «бомбиловоза». А там и новый штраф, лишение прав и всё, вот тебе и готов потенциальный преступник.
Депутатов – в сад!
Пройдет год, два и три, инициатива областных депутатов забудется, а такси в Астрахани как было фирмы «гуляй поле», так и останется.
Этот откровенно популистский проектик облдумы скорее был направлен на обычных пешеходов, чтобы напомнить о своём существовании: мол, избиратель, не зря мы тут у тебя заседаем, думы умные придумываем. А ведь могли бы работать по-настоящему, заниматься действительно насущными проблемами города.
Областным парламентариям хорошо бы чаще встречаться на свежем воздухе, устраивать выездные рабочие заседания, гулять по городу, дышать его запахом. Всё сразу станет очевидным и близким, а то в неге на улице Володарского как-то плохо о народе думается, не в полную мощь, не чувствуется теплоты слуг народа, а народу хотелось бы. Полистали бы газеты, что ли на досуге, такой простор для законотворчества сразу бы открылся. Но ничего подобного и рядом нет, и вряд ли стоит ожидать от царства сонных мух с единицами действительно ратующих за судьбу Астраханской области патриотов.
Изобретатели велосипеда
Что ж, желание сделать нашу жизнь лучше хоть какими-то средствами, было высказано и продемонстрировано. Мы поняли, что о нас хотя бы думают. Но и мы думаем о вас, а что толку-то? Покажите реальные мозговые продукты. Может, придумаете какой-нибудь законопроект, что парламентарии всего мира скажут: «Смотрите-ка, в Астрахани вон что придумали, чего нигде еще не было!» Ведь всё в мире появляется впервые, а после все разбирают идею по частям и полностью. В Астрахани же решили ограничиться полумерами и не использовать передовой человеческий опыт в этой сфере. С такси уже боролись и успешно переделывали во многих странах. Можно было ничего не придумывать, а просто в интернете посмотреть, как это делается. Видать в момент принятия этой очередной лабуды, интернета на улице Володарского не было.
Что ж, тогда можно подписаться на газету «Гудок» или лучше сразу на «Науку и жизнь». А чтобы совсем не было скучно там, помогут пособия по вязанию. Представляете, какой свитер могли бы сшить несколько десятков крепких рук, вынужденных голосовать за или против какой-то ерунды, не имеющей никакого практического значения.
Иван Вездебываев, Астраханский общественно-политический еженедельник "Факт и компромат" № 37 (597), 26.09.2014 г.