Так уж сложилось, что официальные средства массовой информации не любят копаться в таких темах, как испытания ядерного оружия. Наверно это от того, что полной и ясной информации, в виду объективных причин, им не предоставят, а те крохи, которые разбросаны на просторах интернета, подчас мизерны, не редко противоречивы и достаточно специфичны и специализированы. Тем не менее, знать о них нам нужно, чтобы не предаться каким либо фантазийным крайностям. Поэтому «Факт и компромат» решил систематизировать те сведения, которые есть в открытом доступе!
По всей территории СССР имелось лишь пять мест, где проходили военные испытания ядерного оружия. Если же ограничиться территорией современной России, то их останется и того три - Капустин Яр (Астраханская обл.), «Тоцкий полигон» ( Приволжско-Уральский военный округ) и Полигон на Новой Земле.
Учитывая колоссальную географическую ширь нашей страны, можно сказать, что на астраханскую голову выпал просто-таки «счастливый» билет, а если учесть, что не далече, чем в Харабали и в Аксарайске существуют ещё и «гражданские» ядерные площадки, то наш «счастливый билет» автоматически превращается в нехилый лотерейный джекпот, но обо всех радиоактивных подарках судьбы по порядку:
Ахтубинское краеведение
Капустин Яр (Ахтубинский район). С 1950-х на полигоне «Капустин Яр» проведено, как минимум 11 ядерных взрывов на высоте от 300 м до 5,5 км, суммарная мощность которых составляет примерно 65 атомных бомб, сброшенных на Хиросиму (!!!).
19 января 1957 года на полигоне было проведено испытание зенитной управляемой ракеты Т-215. Она имела ядерную боеголовку мощностью 10 килотонн, предназначенную для борьбы с основной ядерной ударной силой США — стратегической авиацией. Ракета взорвалась на высоте около 10 км, поразив самолеты-мишени — два бомбардировщика Ил-28.
Тем не менее, начиная с 1954 года инициатива в ядерных испытаниях по ряду причин, главным образом по условиям обеспечения безопасности, постепенно переходит на «Тоцкий полигон», где в короткий срок было эвакуировано гражданское население близ лежащих к полигону деревнях. Также оттянул на себя испытания и «СИЯП» — Семипалатинский испытательный ядерный полигон, в котором были созданы все условия для визуального наблюдения за взрывом и последствиями ударной волны. Опытное взрывное поле представляло собой круг, разбитый на сектора. В секторах размещались испытываемая техника и сооружения. Каждый сектор имел свое назначение. Для определения действия поражающих факторов атомного взрыва на живые организмы был также выделен сектор, где размещались животные: собаки, овцы, кролики, поросята.
Капустин Яр более вышеупомянутых 11-ти высотных (космических) взрывов над нашими головами не проводил, его использовали, начиная с 60-х годов для запуска баллистических ракет с ядерными боеголовками, но ракеты эти были нацелены на другие испытательные площадки.
Информации о последствиях этих испытаний на здоровье людей и экологической обстановке нет.
Харабалинское краеведение
Азгир (площадка «Галит») расположен в Казахстане, впритык к Астраханской области. Чтобы немного сориентировать читателя, поясню: мимо участка проходит Приволжская железная дорога. Станция Верблюжья находится от полигона на расстоянии 100 километров, г. Харабали находится менее, чем в 70-ти километрах.
Из всех ядерных площадок, где в советское время осуществлялись испытания, менее всего широкому кругу людей известен Азгир, он же иногда небезосновательно ассоциируется с военной инфраструктурой степных полигонов Харабалей. А между тем, на нем в период с 1966-го по 1979 год было произведено 17 подземных взрывов на десяти технологических площадках глубиной от 165 до 1500 метров. Первый - на расстоянии в 1,5 километра от казахского поселка Азгир, где на тот момент проживало 500 человек.
С геологической точки зрения местный геологический массив имеет уникальную глубину залегания каменной соли - 10 километров до подножия платформы. Здесь, во всех трех соляных куполах, и проводились секретные испытания. Они сопровождались большой научной программой по использованию мощных взрывов в мирных целях, в частности, для изучения возможности создания камер-хранилищ для топлива и отходов ядерного производства. Дело в том, что каменная соль обладает уникальной непроницаемостью, она не изменяет своих свойств во времени. Образовавшиеся сухие полости могут существовать длительное время и, что привлекло специалистов и военных, использоваться в интересах атомной отрасли.
Всего за пятнадцать лет работ в соляных куполах было образовано девять устойчивых полостей суммарным объемом 1,2 миллиона м. кб. без каких-либо изменений дневной поверхности в эпицентральных зонах. Лишь в одном случае (на площадке A-IX) образовалась провальная воронка диаметром 500 и глубиной до 18 метров, изолированная от полости взрыва. Согласно имеющимся данным, в одной из полостей на глубине до 1000 метров был захоронен радиоактивный грунт. В другой - "погребены" части механизмов и конструкций, всего около 200 кубических метров твердых радиоактивных отходов.
Ситуацию отслеживали, производили измерения содержания радионуклидов в почве, растительности, воде на территории промплощадок и в окружающих населенных пунктах. Такой контроль выполнялся как в ближайших кошарах с населением 10-15 человек (Мехтей, Балель, Мекул, Даукен, Шукыр и др.), так и в крупных населенных пунктах в радиусе до 70 км (Азгир, Батырбек, Балкудук, Суюндук, Харабали). На сей счет имеются подробные материалы о радиационных проявлениях по данным 150 научно-технических отчетов НПО "Радиевый институт имени В.Г. Хлопина".
В 1989-1994 годах силами специалистов из Арзамаса-16 все площадки были подвергнуты дезактивации и рекультивации. А закрыт полигон "Азгир" был в 1996 году.
На месте скважин, по мнению казахских учёных, радиоактивность наблюдается и по настоящее время.
Красноярское краеведение
Площадка «Вега». Это практический «потомок» Азгира, здесь так же в солянокупольных поднятиях производились ядерные взрывы (1980-1984г.). Всего было создано 15 полостей различного назначения для Астраханского газоперерабатывающего комплекса (АГПК), расположен в 50 км к северу от города Астрахани в Красноярском районе.
Крайний ядерный взрыв по проекту «Вега» был выполнен в 1984 году. Делалось так: сверлили скважину, закладывали ядерный заряд, взрывали на глубине не менее 500 метров. В результате взрыва должна была получиться сфера с остекленными краями, внутри которой предполагалось хранить под давлением химические вещества (сжиженный газ). Но создание полноценных резервуаров не увенчались 100% успехом – цоколи сфер в большинстве своём обрушивались, резервуары не были герметичными. Важно понять, что в ту пору, в СССР был денежный кризис – начало 80-х, именно это послужило фактором создания Аксарайской Веги.
Скважины и подземные хранилища сейчас находятся под «чутким» контролем газовиков. Информации о том, как последствия этих испытаний отразились на здоровье людей и экологической обстановке, нет.
Вывод:
Я не беру на себя ответственность утверждать, что Астраханская область - это некая засекреченная Припять, однако голые факты, как суммарные 34 года ядерных испытаний, более сорока воздушных и подземных взрывов - указывают на то, что она вполне могла стать ей или даже может стать. Все эти подземные законсервированные скважины, особенно в наших условиях, где астраханские грунтовые породы – это не высокоплотный гранит или другие скальные составляющие, а вполне себе жиденький песок и, не менее прочная, соль. Не стоит забывать также о подземных водах, так называемых палеодолинах, которые способны выносить загрязнения на поверхность.
В самом начале статьи я обратил внимание читателя на отсутствие информации о местной ядерной тематике, естественно, я говорю об официальных источниках информации. Считаю, что в условиях корпоративной или государственной секретности такие вопросы, как радиационная безопасность населения, находиться не должны.
Кантемиров, Астраханский общественно-политический еженедельник "Факт и компромат" № 48 (608), 12.12.2014 г.