Время идёт, а конца реформированию жилищно-коммунального комплекса не видно. Одни теоретические идеи заменяются другими.
Но на практике ничего не меняется. Во всяком случае, к лучшему. К худшему, наверное, что-то меняется. Не зря так нелестно отзывается народ обо всём, что пытаются сделать чиновники всех уровней с системой ЖКХ.
Сейчас вот усиленно муссируются планы правительства страны о полной передаче этого беспокойного хозяйства в руки частного капитала. Кому только не передавали в руки жилищно-коммунальное хозяйство? И вот теперь не частично, а полностью хотят передать частным компаниям. Правительство даже разработало целый комплекс мер по привлечению инвестиций в эту многострадальную отрасль. Будет ли толк? Вот вопрос.
В микрорайоне «Северный» в Трусовском районе много лет хозяйничает «Жилищник-4». Это сейчас он значится под таким названием. А до этого был самым обычным ЖЭКом с порядковым номером четыре. Он и отвечал за всё, что происходило с трубами в домах. Прохудится водопроводная система, люди знали куда бежать. Естественно, в ЖЭК. Даст течь труба в подвале – и опять люди бежали жаловаться туда же. Собственно всё осталось и после переименования ЖЭКа в «Жилищник-4», который получил статус управляющей компании. А так как в микрорайоне больше никого не было, кто умеет обслуживать жилищно-коммунальное оборудование, вся нагрузка легла на вновь созданную управляющую компанию.
Как и везде, не всем нравилась работа ЖЭКа, не стала она нравиться и тогда, когда он переименовался в другое предприятие, но с теми же, фактически, функциями, что и бывший ЖЭК-4. Поэтому недовольные стали искать возможность перейти под «крыло» другой компании, которая, мол, будет работать лучше. После некоторых мытарств недовольные нашли такую управляющую компанию. Новая компания, по словам тех, кто теперь пользуется её услугами, якобы, сразу же взяла «быка за рога» и старается не опростоволоситься. Делает всё, чтобы жильцы отошедших к ней домов, почувствовали перемены к лучшему. Но, надо сказать, что прошло совсем мало времени, как произошёл переход обслуживания от одной компании к другой, поэтому расхваливать не буду. Не стану хаять и «Жилищник-4». Он в целом справляется со своими задачами. Вовремя провёл промывку отопительных систем в домах, подключил теплоноситель для обогрева жилья. Так что особых нареканий на него нет. Теперь в микрорайоне «Северный» две управляющие компании. К чему приведёт соперничество, покажет время. А пока можно сказать только одно: от перемены мест, сумма не меняется. Людям все эти пертурбации в жилищно-коммунальном хозяйстве, как говорится, до лампочки. Главное, было бы тепло, светло в домах, и те, кто эти дома обслуживает, качественно выполнял се договорные условия. И естественно, чтобы стоимость всех услуг не зашкаливала. А то ведь частенько обещается одно, а на деле получается совсем друге.
Как оценивают специалисты, в данный момент общий годовой оборот ЖКХ по стране превышает четыре триллиона рублей. Это почти семь процентов внутреннего валового продукта. В этих средствах затраты населения за свет, газ, тепло составляют около двух триллионов рублей. Ну а если быть точным, 1,8 триллиона. Казалось бы, неплохие средства. Но бизнес не торопится инвестировать средства в эту отрасль. Уж не задолженность ли населения отпугивает? Ведь, по официальным данным, народ за потреблённые услуги задолжал два процента от общей суммы платежей. Это, в общем-то, не так уж и много. Тем не менее, объём частных инвестиций в коммунальное хозяйство не превышает восьми процентов от годового оборота.
Одной из причин, по которой бизнес не идёт в коммуналку – это коррупция, которая здесь процветает. Другая причина – непрозрачность финансовых потоков.
Как же власти намерены изменить ситуацию? Главным и ключевым моментом, по замыслу правительства, это переход к долгосрочному регулированию тарифов. Это означает, что власть намерена перейти к фиксированным ценам периодом до пяти лет. Норма эта должна заработать уже с 2014 года. Но это будет пилотный проект. А вот с 2016 года годовых тарифов вообще не предусматривается. Может такая вот определённость в тарифах и ценах позволит привлечь инвесторов в жилищно-коммунальный комплекс.
Есть у правительства и другие наработки, направленные на снижение стоимости услуг ЖКХ. Как они будут осуществляться, покажет время. А пока население больше всего волнует вопрос: действительно ли всё будет делаться для того, чтобы уменьшить финансовые нагрузки на семейные бюджеты. Как государство хочет достичь экономии в сфере оплаты услуг ЖКХ, желают знать 56 процентов граждан. А двадцать два процента опрошенных намерены знать, как будет контролироваться деятельность управляющих компаний. Короче говоря, народ желает знать, за что платит.
Результаты социологических исследований показывают, что население страны, а это больше половины принявших участие в опросных акциях, считают, что не кто иной, а государство должно оплачивать расходы, связанные с капитальным ремонтом общего имущества жилых домов. И лишь 34 процента готовы это делать, являясь собственниками жилья. И всё равно при активном участии государства.
Опросы также показывают, что россияне по-прежнему недооценивают степень экономии на оплате жилищно-коммунальных услуг при использовании энергосберегающих технологий и оборудования в быту.
Борис Волжский,
Астраханский общественно-политический еженедельник "Факт и компромат" № 41 (551), 25.10.2013 г.