В связи со скоропостижной смертью нашей матушки-нефти я не устаю работать над выводом из кризиса Астрахани и области. Итак, нефть умерла, да здравствует нефть.
Огромные благодарности ей за то, что она все эти годы была с нами, жила с нами, мы жили ею, а точнее теми нефтяными каплями, что случайно протекали с барского стола и падали на грешную землю, откуда мы их заботливо подбирали в виде пенсий, пособий, зарплат и прочих куцых финансовых подачек. Но и того было достаточно, чтобы жить – поживать и наклейки про Обаму наклеивать на пусть и взятые в кредит, зато автомобили.
Нефть умерла быстро и почти не мучилась, а нам от этого не холодно и не жарко, разве что как-то резко стало тяжеловато, но лиха беда начало: сегодня хуже, чем вчера, а завтра будет ещё хуже, чем сегодня. Поэтому нам нужно вместе думать над всем этим и вместе преодолевать все трудности.
Первая трудность заключается в том. Что никаких таких «вместе» не существует. Вот стоят люди, словно в автобусе, держатся за поручень, хотя он сам по себе ни к чему не прикреплён. А вон в сторонке стоят те, кого эти люди выбрали, чтобы они не работали, а занимались тем, чтобы наш муравейник развивался и всё было в нём хорошо, при этом становилось всё лучше. То есть они занимаются развитием по идее. А на деле вы видите развитие в Астрахани?
Грязь такая же, качество не снизилось, но и не повысилось. Производства никакого, малый бизнес придушили и лежит он посиневший, как советская курица, покрякивает потихоньку. Если посмотреть на город, то мы увидим, что здесь суета сует: одни возят еду, другие её друг другу перепродают. Город производит лишь людей, которые вырастают, получают образование и валят отсюда, куда глаза глядят.
Астрахань – это город, в котором не хочется жить, зато очень велико желание пить и употреблять спайсы, о чём свидетельствуют данные статистики и полицейские отчёты. А как не пить, когда вот лубочный город в грязи и свинстве. Поэтому я озаботился развитием города, построил свою параллельную модель Астрахани и области, ну и, как могу, передаю её в реальность, транслирую так сказать.
Сегодня сделаю уклон на счастье, которое некоторые ошибочно путают с градусами в бутылке, хотя это мнение ошибочно и оно измеряется объёмом октановой жидкости в баке машины. Причём, не важно, есть ли у вас машина или её нет. Количество, качество и цена бензина – лучшее счастье из всех счастий возможных. Чем дешевле бензин, тем больше счастья. Ты не опоздаешь н а молитву, в спортзал. За детьми, за женой, за мужем, за любовницей, за алкоголем до десяти вечера и успеешь после работы на шашлыки не к шапочному разбору, а в самый лучший момент, когда всё уже готово и ты тут появляешься. Бензин – это счастье. В Астрахани есть завод по производству бензина, завод по производству счастья.
Бензин производят из нефти путём перегонки. Бензин – это самогон из нефти, если совсем просто. Первач – авиационный керосин, вторая перегонка – бензин, соляра. Ну а то, что остаётся, это уже битум и прочие мазуты. Если считать грубо в сторону увеличения, то при цене в 10 копеек за литр нефти, себестоимость бензина составляет 35 копеек. В бочке бензина, в барреле находится 160 литров бензина. Здесь можно углубляться в цифры, аналитику, но тогда мы соскользнём в сторону разглагольствования и графоманства. Но, как известно, «нам ребята, в это жизни только с правдой по пути», поэтому обратимся к фактам. Перечислю их вкратце: лучше быть сытым, чем голодным; лучше переесть, чем недоспать; бензин в Атырау стоит дешевле, чем в Астрахани. В Иране он стоит дешевле, чем в Атырау, а в Туркменистане – дешевле, чем в Иране. На момент написания статьи литр 92 бензина в Атырау продавали за 26 рублей 50 копеек в переводе на нашу валюту. В Астрахани – 33 рубля 50 копеек. Разница составляет 7 рублей и если заправлять бак в 40 литров, то получим разницу в 280 рублей. Много ли это или мало? Думаю, что вполне достаточно для того, чтобы открыть тут пункт продажи бензина из Казахстана, тем паче, что страна нам дружественная, мы вместе основали Таможенный союз, а если копнуть историю, то Казахстан, да будет вам известно, последним вышел из состава СССР.
Так что можно смело возить цистернами бензин, что позволит астраханцам экономить те самые 280 рублей, которые можно потратить на всякую всячину. Ведь бензин – это счастье, как было указано выше. От бензина переходим к деньгам, которые тоже есть счастье, ведь именно на них можно сделать массу приятных и полезных дел, в том числе и купить тот самый бензин.
Грубо говоря, можно заправить полный бак и разница в сумме останется на дозаправке, ведь зачем не докупать топливо, кому его оставлять, нефтеперерабатывающим компаниям? А с чего? Если они не могут торговать по нормальной цене топливом, то нам-то что с того? Вспомним милый нашему сердцу газпромовский дым отечества с Аксарайска, как он лихо отобрал у бюджета области переплаченные налоги. Отобрал не по-человечески, хотя формально и по закону имел полное право.
Ну так пусть продаёт свой бензин куда-нибудь в другое место, где он нужен, а мы будем заправляться казахстанской нефтью. Цены на продукты, все услуги и много чего прочего упадут! Сюсюкаться с ними не нужно, конечно.
Всё, что могли, всё уже убрали, урезали, прибрали, отправили в центр. Мы остались без рыбы, они остались со всей нефтью, газом. Если бы песок можно было продавать, они бы тут всё огородили забором, выкопали бы и продали куда угодно, в том числе и нам, не сомневайтесь. Хорошо, ради Бога, забирайте, вам нужнее, с этим спора нет. У государства куча проблем, которые оно само себе на голову и придумало, но на мне жалко же, правильно?
У главного газпромовского босса зарплата ныне 2 миллиона 400 тысяч рублей в день. Так я только рад за этого человека. У нас рынок, каждый зарабатывает столько, сколько сможет. Но коли у нас рынок, так давайте будем играть по рыночным правилам и покупать то, что дешевле или то, что нам больше нравится по качеству. И здесь дело не только в тех, у кого «мечты сбываются», но и в других компаниях. Пусть они живут своей жизнью. Хотя они и без того живут так: у них свой транспорт, свои дома отдыха, свои зарплаты, свои правила, свои отношения, это люди высшего сорта. Пока газ и нефть ещё хотя бы чего-то стоят. Ну так пусть нам дадут возможность покупать казахстанский бензин. Что, нельзя? А почему нельзя, скажите на милость? А, потому что вы платите с продажи бензина налоги? Понятно. Ну так найдите другие рынки сбыта, как нашёл я рынок по продаже дешёвого бензина.
Однако же мы пока выбирали между астраханскими ценами на бензин и ценами в Атырау. То есть можно возить сюда бензовозами ради всеобщего обогащения и процветания. Однако же Казахстан не истина в последней инстанции, давайте взглянем южнее – на Иран. Литр бензина – 13 рублей. Хорошая цена? Вполне хорошая. Если заправить иранским бензином астраханские машины, цены на продукты просто растопит от счастья и они рухнут. Астраханские товары станут очень рентабельными. Возить на фурах в Астрахань любые товары станет крайне выгодно, ведь иранское дизельное топливо стоит 10 рублей за литр, то есть в 3 (три!) раза дешевле. Привезут нам масла вологодского дальнобойщики, заправившись там по тридцатнику за литр, а обратно поедут уже зарядившись тут по червонцу, таким образом получится, что заправлялись в общем они по 20 рублей. А вы видели, какие у них баки? То-то же. Почему же нам не арендовать танкер и не отправить его к иранским берегам, с коих только что сняли санкции, державшиеся десятки лет. Страна начала дышать и это тоже дружественное нам государство. Вот попросили у государства нашего в долг пять миллиардов. Только почему-то не рублей, а американских манатов, но это уж их дело. Так взамен пригоните нам танкер бензина, установим его в городе прямо у причала где-нибудь на окраине и посмотрим, как астраханцы голосуют рублём. Почему-то мне кажется, что голубые и красные заправки в миг избавятся от фур. Но так это их проблемы. Танкер с соляркой, танкер с бензином. Пока два танкера тут заправляют машины, ещё два танкера заправляются в Иране и ещё пара в пути до нас. Всем хватит. Будет у нас социализм, а может и коммунизм сразу.
Соляркой заправляются не только машины, но и поезда, корабли. Снижение стоимости в три раза приведёт к удешевлению всего. В Астрахань хлынут купцы со всех окраин, заживём, как в старые добрые времена. А почему нет? Из-за федерального законодательства? Ну так на это есть местные депутаты, даже правительство. Пусть лоббируют такую инициативу или зря мы их кормим, поим, одеваем, командировки оплачиваем? Немножко пусть поработают, а дальше вообще делать ничего не надо будет. Денег в бюджете будет столько, что будем магарыч закидывать в Волгоград, они нам воды сколько угодно спустят. Наконец-то восстановим ливневую канализацию. Можно, конечно, идти по пути выбранного экономического развития и делать упор на сельское хозяйство, но по моим подсчётам здесь тогда начнётся сносная жизнь через триста пятьдесят восемьсот семьдесят четыреста двенадцать лет. Так что давайте теперь уж вместе подумайте – народ и слуги народа – как нам раздобыть иранского бензина. Ведь бензин – это счастье. А дорогой бензин – счастье для тех, у кого его десятизначные цифры на счетах в самых респектабельных забугорных банках.
Яков Горбунов, астраханский областной общественно-политический еженедельник «Факт и компромат», № 11 (669)