Астраханцам представят мир акварели Александра Шапошникова

В Астраханской картинной галерее 14 апреля открывается выставка заслуженного художника России Александра Шапошникова «От Валаама до Вьетнама», приуроченная к 80-летию мастера. Астраханцы увидят около 130 уникальных работ, выполненных в технике акварели и созданных художником по впечатлениям от множественных творческих поездок, которые он совершал в разные годы.

photo_2023-04-06_21-26-16 (5).jpg

– Александр Михайлович! Как родилась концепция выставки?

– За 60 лет активной деятельности я совершил немало поездок. Я по своей натуре путешественник. В своё время совершал велосипедные туры из Астрахани до Камышина и даже до Одессы. В составе творческих групп России и СССР побывал во многих местах: Карпатах, Красноярске, Казахстане, Алтае, Валааме, Поволжье, Подмосковье – всего не перечислить. С группой комитета защиты мира в девяностые годы съездил во Вьетнам. Во время всех этих путешествий создавал этюды, позднее переросшие в серии работ.

На выставке представлена лишь малая часть произведений. Каждому региону, где я бывал, посвящено порядка 60-70 работ, а Подмосковью – целых 500 акварелей.

– Как вы стали художником?

– Родился в астраханском селе Мумра. В раннем детстве перенёс инфекционное заболевание, от которого в нашем селе умерло несколько младенцев. Врач сказал родителям, что и я не жилец, но… я выжил. Болезнь негативно сказалась на общем состоянии – я стал очень раздражительным. Чтобы чем-то занять и успокоить, родители давали мне карандаш и бумагу. Это занятие пошло на пользу: я окончательно поправился, а привычка рисовать осталась. Мой отец, заядлый охотник, показал, как рисовать уток, камыш и другие, характерные для наших мест детали.

Когда семья переехала в Астрахань, отец отвёл меня в клуб ГРЭС, где я занимался какое-то время у местного художника-оформителя. Но скоро мой наставник уволился, и я забросил уроки рисования. В 1957 году попал в школу футбола «Волгарь», где занимался до 1962 года. Участвовал в соревнованиях в Астрахани и в других городах. Однажды с другом зашёл в клуб завода имени Микояна, где за одной из дверей увидел рисующих людей. Руководитель студии Анна Ивановна Талнина предложила зайти, дала мне мольберт, бумагу, и я начал рисовать. Там познакомился с ребятами, стал ходить на этюды. Моё детское увлечение проснулось, и я втянулся в процесс. Параллельно с этим учился в ветеринарном техникуме, где огромное внимание уделялось спорту. Представлял на различных соревнованиях нашу легкоатлетическую команду, занимался восьмиборьем. Во время одной из поездок, проездом в Москве, узнал, что там есть заочный университет искусств. В следующий приезд занёс туда несколько своих работ и вернулся в Астрахань, где узнал, что меня приняли на основной курс. Попав в группу известного советского художника Олега Николаевича Лошакова, понял, что теперь начнется серьёзная и увлекательная учёба. Передо мной стала дилемма: продолжать гонять дальше мяч или сосредоточиться на творчестве. Принял решение уйти из команды, несмотря на то, что считался перспективным игроком. Но лёгкую атлетику не бросал ещё долго. Была еще и учеба в Астраханском художественном училище, у Константина Александровича Титова и Александра Никифоровича Кравцова.

– Почему выбрали именно акварель?

– Когда в 1975 году попал в творческую группу, в ней состояли художники-акварелисты. В художественном училище эту технику изучают только полгода, студенты порой не замечают этого курса, не придают ему особого значения. Проходя специализацию в творческой группе, окончательно понял, что моим призванием является классическая акварель. До этого работал с акварелью, но с добавлением водоэмульсионных красок, белил, корректирующих сложные моменты акварельной живописи. Работа исключительно с акварелью очень отличается от смешанных техник.

В своё время акварель относили к графике. Но потом на академическом уровне прошло разделение художников на графиков, создающих чёрно-белые листы и акварелистов. С 1963 года акварель стала самостоятельным видом искусства. В Астрахани мало кто занимается акварелью. В последнее время появились интересные художницы Наталья Черемская, Анна Бедина и Екатерина Пухова, делающие успехи в этом направлении.

– Ваша дочь тоже избрала для себя путь художника…

– Наталья занимается акварелью, но основная её специализация – живопись маслом. В свою поездку по Индии она взяла именно акварель, сделав с её помощью целую серию этюдов, по которым сейчас создаёт живописные полотна. Недавно одна из её работ принимала участие во всероссийской выставке в Кургане. Также Наталья занимается реставрационными работами.

– Акварель всегда выставляется в рамах под стеклом?

– Было непросто «одеть» все работ для выставки в нужные рамы. Хорошо, что умею их изготавливать. Лучше выставлять акварели под стеклом, но можно и без него. Картины, написанные в этой технике, при правильном хранении не выцветают, им не страшно время – при условии, что слои краски легли на качественную фактурную бумагу, в том числе искусственно состаренную.

photo_2023-04-06_21-26-16.jpg

– Сколько времени уходит на создание акварели?

– Всегда по-разному. От 50 минут до нескольких месяцев. Когда работа большая по размеру, то после каждого сеанса лист высыхает, а затем опять смачивается водой – так вновь обращаешься к отдельным фрагментам композиции.

– Где вы находите сюжеты для своих произведений?

– Ищу красоту, казалось бы, в обыденных местах. Некоторые удивляются, что рисую ничем не примечательные вещи, а когда видят результат, восхищаются и говорят, что они действительно красивы. Однажды в составе творческой группы мы плыли 40 дней на теплоходе по Енисею. Я залез наверх за рубку капитана и писал с утра до ночи. Тем более белые ночи позволяли это делать. Создавал на ходу по 10 этюдов за сутки! Предстоящая персональная выставка в Астраханской картинной галерее очень значимое для меня событие, которому предшествовала огромная подготовка и долгие годы работы.

photo_2023-04-06_21-26-16 (3).jpg

К беседе присоединилась заместитель директора картинной галереи по экспозиционно-выставочной и научной работе, куратор выставки Марина Емелина.

– Марина Владимировна! В чём особенность экспозиции?

– Это не первая выставка Александра Михайловича в нашей галерее. В прошлом году в гравюрном кабинете экспонировалась выставка «Дороги творчества», где были представлены графические работы, выполненные тушью, карандашом, фломастером. Дороги творчества в этих зарисовках совпадали с дорогами жизни художника: служба в армии, учеба в Астраханском художественном училище, многочисленные поездки. Мы давно сотрудничаем с Александром Михайловичем. Знаменательным событием стала передача им в фонды галереи несколько лет назад коллекции акварелей известного советского и российского художника Виктора Ивановича Ступина, с которым Александра Михайловича связывали долгие годы дружбы.

Столь масштабный и развёрнутый показ акварельных работ – большая редкость. Они доносят до зрителя впечатления художника от посещения разных мест. Помимо того, что зрителям всегда интересна техника художника, его стиль, не менее важную роль играет сюжет. Географические названия, исторические места, запечатлённые Александром Михайловичем, связаны с нашей Родиной и не только. Действительно, мы сможем совершить целое путешествие, наблюдая вместе с художником суровую красоту Валаама и Ладожского озера, лиричность пейзажей средней полосы России, Волгу и великие сибирские реки – Обь, Иртыш, Енисей, просторы Казахстана, горы Алтая, а завершим путешествие под экзотическими пальмами Вьетнама.

Недавно в галерее проходила фондовая выставка «Художник путешествующий». Готовящаяся экспозиция – продолжение этой темы. Часто думаю о том, как интересен, но далеко не прост и радужен творческий путь художников. Он требует больших физических усилий, выносливости, работоспособности. Произведения Александра Шапошникова принимали участие более чем в ста выставках в России и Казахстане, и мы рады представить его новый выставочный проект астраханцам и гостям нашего региона. Приглашаем всех любителей искусства и путешествий!