Астраханская область является одним из регионов страны, где контакт между представителями власти и населения максимально отлажен в структурном плане. Жизнь жителей города и 11 районов не обходится без насущных проблем, имеющих порой высокую социальную значимость и требующих оперативного вмешательства с привлечением органов власти, и важно, чтобы рычаги такого взаимодействия были общеизвестны, доступны и действенны. Одним из способов решить проблемы является практика обращений граждан в специально созданное для этого управление при администрации губернатора. О том, как осуществляется подобная форма работы, какие результаты она приносит и с чем обычно обращаются жители, мы узнали у начальника управления по работе с обращениями граждан Елены Максютиной.

О семьях

– Как изменилось количество обращений граждан в 2014 году по сравнению с предыдущим периодом? Какие причины Вы здесь видите?

– Количество обращений граждан в 2014 году по сравнению с 2013 годом увеличилось на 25% и составило свыше десяти с половиной тысяч заявлений. В первую очередь всплеск такой активности в прошлом году вызван, на мой взгляд, выборами главы региона. Так как существенный прирост обращений происходил именно в период с мая по сентябрь прошлого года, когда в самом разгаре шла предвыборная баталия. Следующей основной причиной, которая является постоянной и всегда влияет на увеличение количественного состава обращений граждан, можно назвать изменения законодательства на федеральном, региональном или местном уровнях. Так, в связи с вступившими в силу поправками к федеральной целевой программе «Жилище» подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей», согласно которым первоочередное право на получение субсидии, дающей возможность улучшить жилищные условия молодым семьям, жильё приобрели молодые многодетные семьи. Таким образом, другие семьи-участники программы были отодвинуты в очереди, что возымело некоторое недовольство принятыми поправками среди населения в возрасте до 35 лет, которые произошли на федеральном уровне, но, как следствие изменения российского законодательства, привели к увеличению числа обращений граждан. С другой стороны, молодые семьи, которые остановились на двух детях в своей семье и сомневались в разумности рождения третьего ребенка, с радостью воспользовались принятыми изменениям в российском законодательстве и обеспечили появление в своих семьях третьего ребенка, тем самым стали обладателями первоочередного права на приобретение благоустроенной квартиры или дома. 

Приведу другой пример. Произошли изменения в трактовке статуса многодетности, закрепленные на законодательном уровне. Так, некоторые матери, родившие трех и более детей, но фактически не проживающие с детьми и не занимающиеся их воспитанием, дети которых находятся на полном государственном обеспечении, столкнулись со сложностями при оформлении удостоверения многодетной семьи. Эта ситуация коснулась также женщин, дети которых рождены от разных отцов и зарегистрированы на разные фамилии: при таких условиях также возникают определенные сложности с оформлением удостоверения многодетной семьи, дающего право на пользование различными льготами и мерами социальной поддержки для больших семей. Также следует сказать, что такие матери являются бесправными в отношении предъявления каких-либо требований к мужчинам в части помощи в воспитании и содержании детей, особенно если они состоят в отношениях так называемого гражданского брака. Поэтому, на мой взгляд, данная мера по утверждению статуса многодетной семьи является очень полезной и направлена она в первую очередь на повышение моральных принципов граждан, а также позволяет сделать большие семьи крепче и сплоченнее, привить родителям чувство ответственности за своих детей и, наконец, данная мера является хорошей попыткой искоренить понятие многодетной одинокой матери, так как женщина теперь будет стремиться вступить в отношения брачного союза для установления на законодательном уровне статуса многодетной семьи, приобретая тем самым не только поддержку со стороны государства, но и юридические основания на материальную поддержку своего супруга или отцов своих детей. И существенное количество недовольных такими изменения в законодательстве — это временное явление, пока не произойдет гражданское осознание полезности принятых в российском законодательстве поправок.

О жилье

– Изменилась ли тематика рассматриваемых управлением вопросов? Какие тенденции написания обращений Вы могли бы выделить? Какие новые проблемы возникают у астраханцев? В одном из интервью Вы говорили, что это, например, начисления общедомовых нужд, бездомные животные и другие? Изменилась ли ситуация? Как решаются вопросы?

– Тематику поступающих обращений условно можно разделить на две категории: постоянные вопросы и переменные.

Так, в состав постоянных вопросов входят жилищно-бытовые проблемы населения региона: недовольство условиями проживания, стремление граждан к расширению жилой площади в связи с ростом их семей. Например, в одной маленькой квартире ютятся несколько разновозрастных семей: родители и их взрослые дети с женами и уже собственными детьми или даже внуками. К постоянным вопросам, которые очень часто озвучиваются жителями астраханского региона, можно отнести недовольство качеством оказываемых услуг в сфере здравоохранения, жилищно-коммунальной сфере и некоторые другие вопросы.

А среди новых вопросов можно отметить, например, вопросы миграции и обустройство быта, связанные с пребыванием на территории Астраханской области беженцев из Республики Украина, рост числа которых продиктован, как вы сами понимаете, сложной политической ситуацией в братской республике. Также к вопросам из числа переменных можно отнести бесплатное лекарственное обеспечение граждан, бесплатное лечение по квоте в федеральных российских центрах, увеличение заработной платы работникам бюджетной сферы.

Все эти вопросы решаются по мере поступления обращений. Так, на обращения граждан о возникающих сложностях с бесплатным лекарственным обеспечением незамедлительно реагирует министерство здравоохранения Астраханской области и в большинстве случаев данные вопросы разрешаются положительно в процессе рассмотрения обращения.

Решение жилищной проблемы астраханцев является в каждом отдельном случае сугубо индивидуальным. Мы смотрим, состоит ли семья в списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, так как это является основным критерием в решении жилищного вопроса заявителей. Если семья не состоит в списке нуждающихся в жилье, обязательно рекомендуем обратиться в администрацию муниципального образования по месту регистрации для постановки на соответствующий учет. Параллельно в процессе рассмотрения обращения выясняем наличие льготных статусов у гражданина. Так, участники Великой Отечественной войны улучшают свои жилищные условия за счет получения сертификата, обеспеченного денежными средствами, на которые и приобретается благоустроенное жилье для ветерана. А семьи, нуждающиеся в жилье, родители которых трудятся в агропромышленном комплексе в селах, снабжая население астраханского региона молоком, картофелем, вкусными астраханскими арбузами, могут претендовать на значительную материальную поддержку при покупке или строительстве благоустроенного жилья в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий».

Таким образом, решение вопросов, указанных в обращениях граждан, будь эти вопросы из разряда постоянных или переменных, основано на индивидуальном подходе к каждой ситуации и на использовании всех доступных инструментов власти федерального, регионального или муниципального уровней в рамках законодательного поля.

Конечно же, активная совместная работа исполнительной и законодательной власти также даёт положительные результаты в решении проблемных вопросов граждан. Здесь хочется отметить, что с тех пор, как после обсуждения и принятия соответствующего закона Думой Астраханской области решение вопросов по регулированию популяции бездомных животных возложили на муниципальные образования, проблема постепенно входит в разряд положительно решенных. Главы районов и поселений теперь самостоятельно оценивают масштаб проблемной ситуации по регулированию численности бездомных животных у себя в районах, сельских поселениях и городах и, реагируя на обращения жителей, активно решают данные вопросы при их возникновении.

Вопрос общедомовых нужд, я бы сказала, перешел в другую плоскость. Если раньше население в принципе отрицало введение новой графы в платежные документы под названием «Общедомовые нужды», то теперь городские жители Астраханской области понимают необходимость введения оплаты за общедомовые нужды, так как земляки оценили радость от цветущих растений возле дома, которым требуется регулярный полив, во многих подъездах многоквартирных домов по графику производится влажная уборка, но не все горожане согласны с тарифами начислений по общедомовым нуждам, и данный вопрос активно обсуждается гражданами совместно с органами государственной власти Астраханской области и ресурсоснабжающими организациями в рамках рассмотрения обращений. Со своей стороны мы будем продолжать и дальше работать над тем, чтобы вопросы земляков все чаще приобретали статус положительно решенных.

Как обратиться?

– Известно, что количество электронных обращений увеличивается, что отмечают и какие вопросы хотят решить люди, которые обращаются посредством электронной почты, сайта? Какие сроки для рассмотрения такого рода обращений?

– В связи с ростом активных пользователей интернет-ресурсов наблюдается увеличение количества электронных обращений, поступающих в интернет-приемную государственных органов исполнительной власти Астраханской области, на сайт губернатора А.А. Жилкина, главы регионального правительства К.А. Маркелова. Радостно то, что молодеет заявитель по обращению. Много электронных писем приходит от молодежи, активно стремящейся сделать Астраханский регион лучше, красивее и современнее, поэтому заявители активно предлагают проекты благоустройства территории, варианты развития новых спортивных видов спорта, например, роллинг-спорта, который несколько лет назад для Астраханской области был в новинку, а сейчас существует большое молодежное движение приверженцев данного вида спорта, активно пропагандирующих здоровый образ жизни. Сроки рассмотрения таких обращений подчиняются требованиям федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации» и равны они 30 календарным дням, после чего заявителю направляется ответ на электронное обращение на адрес его электронной почты, указанном при регистрации заявления через интернет-ресурс, что также, на мой взгляд, удобно: доставка письма не зависит от работы почтовых служб, и оно мгновенно доходит до получателя. Более того, при отправке письма электронным способом через интернет-приемную государственных органов исполнительной власти Астраханской области заявитель получает пин-код и имеет возможность круглосуточно отслеживать движение своего обращения в рамках его рассмотрения между профильными ведомствами. Поэтому многие астраханцы и жители региона оценили удобство направления электронной версии обращения перед письмом, написанным от руки, и используют интернет-ресурсы для общения с властью. Хочется также отметить и то, что 30-дневный срок рассмотрения обращения является обязательным по закону. Но по поручению губернатора Астраханской области обращения, поступившие в интернет-приемную исполнительных органов государственной власти, подлежат рассмотрению в кратчайшие сроки.

– По каким темам значительно снизилось число обращений и в чем Вы видите здесь причины?

– В связи с неукоснительным исполнением поручения главы региона А. А. Жилкина в отношении обеспечения благоустроенными жилыми помещениями и улучшения жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны и детей-сирот снизилось количество обращений от указанных категорий граждан, в связи с тем, что была выстроена четкая схема по определенным этапам действий, ведущих к достижению заявленной цели — квартира со всеми удобствами. Благодаря поддержке федеральных властей и ведению активного строительства нового жилья, дети, оставшиеся без попечения родителей, и ветераны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, выполняя определенный алгоритм действий по сбору необходимых документов и обращения в определенные властные структуры, очень скоро решают свои жилищные проблемы.

Здесь можно назвать и вопросы газификации и водоснабжения сел и поселков, которые должны решаться органами местного самоуправления в тесном взаимодействии с профильными министерствами Астраханской области. Во многом положительное решение заявленных вопросов зависит от активности глав администраций районов и сельсоветов. Также сюда можно отнести вопрос по обрезке и ликвидации сухих деревьев, создающих угрозу обрушения на социальные, жилые объекты, а также опасность для жизни и здоровья граждан. Еще до недавнего времени проблема необходимости опиловки сухих аварийно опасных деревьев остро стояла в городе, но благодаря слаженной планомерной работе администрации Астрахани и ее структурных подразделений данная проблема практически решена, и в письмах астраханцев все реже можно встретить просьбу о помощи в срубе сухого дерева рядом с домом. Также благодаря вниманию к проблеме обманутых дольщиков пpезидента России В.В. Пyтина в масштабе страны и конкретным политическим решениям, выработанным по данной проблеме по инициативе главы региона А.А. Жилкина и астраханского правительства, можно с уверенностью сказать, что проблема обманутых дольщиков в рамках Астраханской области имеет четкую положительную динамику.

Приемы на выезде

– Сколько выездных приемов осуществило управление в прошлом году? Какие проблемные моменты озвучивают жители региона?

– В 2014 году управлением было организовано и проведено 164 выездных приема граждан в муниципальных образованиях Астраханской области, в ходе которых свыше пятисот граждан смогли получить консультацию и необходимую помощь по месту жительства. Вопросы, затрагиваемые гражданами, проживающими в сельской местности, разнообразны и разноплановы. По итогам каждого выездного приема управлением готовятся обзорные статьи, которые размещаются на сайте администрации губернатора Астраханской области, с отражением вопросов, которые жители сел и поселков озвучивали в ходе встречи. Необходимо отметить, что сотрудники управления не просто выслушивают проблемы сельчан, но и выезжают с заявителем по обращению на место, производят фото- и видеофиксацию фактов, лежащих в основе проблемного вопроса, и решают проблемную ситуацию. Так, в одном из сел жительница обратилась к нам с просьбой о помощи. В соседнем дворе, который длительное время пустовал, так как хозяева переехали на другое место жительства, некий фермер незаконно стал разводить коров. Бизнес у него процветал, коров становилось все больше, а бабушка вынуждена была задыхаться от запаха животных отходов и слушать мычание от беспокойных соседей круглосуточно. Как оказалось, до нашего приезда глава сельсовета закрывала глаза на факт незаконной предпринимательской деятельности, а неоднократные обращения пожилой жительницы в сельсовет не принесли результата. Я лично выехала на место по адресу проживания заявительницы, сфотографировала грязный двор, на котором проживали рогатые соседи во главе с горе-предпринимателем. По итогам рассмотрения обращения бабушки соседский двор был освобожден от крупного рогатого скота, а главное, убран. Глава сельского совета лично проконтролировала качество уборки территории рядом с домом пожилой женщины и по итогам уборки предоставила фотоотчет. Поэтому выездные приемы граждан, как отмечают сами присутствующие, являются очень полезной формой общественного диалога, так как позволяют решить проблемные вопросы жителей, проживающих в отдаленных районах Астраханской области, как говорится, «на месте».

О решении проблем

– Управление по работе с обращениями граждан регулярно проводит выездные совещания. Скажите, от каких факторов зависит выбор муниципального образования, где пройдет очередное выездное совещание. Это определяется только объемом накопившихся вопросов, требующих решения? Удается ли решить вопросы на месте?


– На вопрос «Удается ли решить вопросы на месте» я ответила бы, что удается и часто достаточно успешно. Таких примеров за прошедший год было немало, есть положительные решения проблемных вопросов граждан, которые были решены в ходе выездных приемов уже в нынешнем году. А по поводу факторов, которые влияют на выбор того или иного муниципального образования, наверное, каких-то определенных условий для выбора сел и поселков нет. Управлением ежегодно разрабатывается план выездных приемов граждан, в соответствии с которым и осуществляются выезды к гражданам, проживающим в сельской местности. Познакомиться с графиком выездных приемов граждан можно на сайте администрации губернатора Астраханской области adm.astrobl.ru в разделе управления по работе с обращениями граждан в рубрике «Обращения и приемы граждан».

– Какие факторы влияют на очередность решения поступающих обращений?

– Рассмотрение всех обращений происходит по принципу равноправия и строго подчиняется требованиям федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Но многое зависит от сути вопроса, заявленного в обращении гражданином. Так, если в обращении заявитель просит обеспечить его необходимыми лекарствами, от которых зависит жизнь человека, мы прилагаем все усилия, чтобы такой вопрос был решен в течение нескольких дней, чтобы не допустить беды. Оперативно решаются вопросы, связанные с произошедшими аварийными ситуациями, например, прорыв труб системы водоснабжения, внезапное отключение электричества или отопления и другие. То есть те проблемные ситуации, от оперативности решения которых зависит жизнь и здоровье населения.

– В этом году Россия отмечает 70-летие Победы в Великой Отечественной войне. Скажите, много ли обращений связано с проблемами ветеранов? Отмечаете ли Вы какую-то динамику таких обращений в связи с юбилеем Победы, их число увеличивается или уменьшается? Какие бы проблемные моменты они хотели бы решить?

– Я бы сказала, что динамика поступления обращений от ветеранов Великой Отечественной войны и их родственников является постоянной. Следует отметить, что управление по работе с обращениями граждан администрации губернатора Астраханской области активно принимает участие в общероссийской акции, направленной на оказание помощи ветеранам, вдовам участников войны, и это никак не связано с юбилеем Победы. Просто мы считаем, что ветераны достойны постоянного внимания и заботы, невзирая на юбилейные даты и события. По поручению главы региона А.А. Жилкина ведется активная работа по улучшению жилищных условий ветеранов и предоставлению им бесплатно в собственность земельных участков. Но есть и обращения просто бытового характера. Например, в наше управление поступило обращение от вдовы ветерана Великой Отечественной войны, проживающей в Трусовском районе Астрахани. Пожилая астраханка просила помочь в восстановлении приступка, установленного при входе в ее подъезд. Разрушенная годами ступенька не позволяла бабушке спуститься с лестницы на улицу, поэтому вдова ветерана вынуждена была смотреть на улицу через окно и ждать продукты питания от социального работника. Ее обращения в управляющую компанию не принесли результатов. Совместно со службой жилищного надзора Астраханской области сотрудниками управления был произведен визуальный осмотр ступенек крыльца при входе в подъезд, и в течение нескольких дней необходимые работы по восстановлению крыльца были выполнены. При рассмотрении обращений ветеранов мы все чаще приходим к выводу о том, что главное в мелочах. Им необходимо внимание, уважение и наша помощь и поддержка просто в обычных бытовых вопросах, ведь многие из них в силу возраста уже давно одиноки. Поэтому призываю всех жителей нашего региона быть внимательнее к живущим рядом с вами ветеранам и, если вы не в состоянии помочь им в каких-то вопросах, пожалуйста, напишите нам по адресу: г. Астрахань, ул. Свердлова, 73, либо направьте обращение на адрес интернет-приемной государственных органов исполнительной власти Астраханской области letters.astrobl.ru. И мы постараемся помочь!

Елена Владимировна Максютина. Начальник управления по работе с обращениями граждан администрации губернатора Астраханской области, родилась 24 июня 1976 года в г. Астрахани.


Окончила Волгоградскую академию государственной службы по специальности «Государственное и муниципальное управление».


Трудовую деятельность начала в 1997 году: работала чертежником-архивариусом в войсковой части 69059. Через 6 месяцев продолжила трудовую деятельность в администрации главы администрации Астраханской области в должности машинистки I категории, ведущего специалиста.


С 2006 по 2010 год занимала должность помощника губернатора Астраханской области.


С сентября 2010 года — начальник управления по работе с обращениями граждан администрации губернатора Астраханской области.


В декабре 2012 года принимала участие в тренинге «Руководитель-коуч - новый тип лидера».


Имеет награды:


- почётная грамота губернатора Астраханской области;


- почётная грамота администрации губернатора Астраханской области

Елизавета Колоколова, ast.mk.ru