Владислав Сурков написал замечательную статью, у которой два названия и мне нравится второе — "О том, что здесь вообще происходит". Статья забавная и если вы ее не читали, то прочтите, посмеетесь от всей души.
В статье идёт речь о некоем глубинном народе, который есть, но его тяжело описать. Движется ли он с государством по пути или в разных направлениях, тоже не ясно, но то, что движется – это точно. Сурков заявляет о наличии у нас элиты отдельно и глубинного народа отдельно. Мне смешно читать и слышать про российскую так называемую элиту, которую ошибочно воспринимают по должностям и/или состоянию, ибо элита формируется поколениями и элита прежде всего завязана на интересах людей, а не государства. Люди/народ, после идет государство, за ним идут слуги народа чиновники, а уже потом, в арьергарде идёт элита. И вот именно тогда она и есть элита, а не бесящаяся от жира публика, навязывающая всем своё мнение. Элита никогда не скажет "ложить", "звОнит" применительно к телефонному звонку, а не звону колокола. Элита - это элита, а потому её у нас нет и не будет до поры до времени. Есть народ, глубинный народ и праздная публика, которая исступленно пытается сделать нашу жизнь лучше, а когда это не удаётся, то пишет громоздкие статьи с полуфантастическим содержанием. К чести Суркова он не пожалел темных тонов и вполне себе черных красок. Астраханская же "элита" отдельными своими щупальцами, поражёнными гангреной, пишет пасквили о том, что у нас местные СМИ выставляют всё в чёрном цвете, негатива подают больше, чем позитива. Я могу сказать за себя: да, я редко пишу о чем-то добром, как может показаться на первый взгляд, но по мне лучше написать о плохом, чтобы это ликвидировали, нежели писать о добром. О добром у нас, вон, целая свора бегает, пишет, только свистни. И о чём мне писать светлом, когда я встречаюсь с людьми и с их проблемами, а люди буквально черные от грязи. Вы давно видели чёрные шеи, руки? Когда вода в колонке замёрзла, а бани дома нет и душа нет, да и сама вода на улице или во дворе в колонке. Им физически мыться негде, а денег на сауну нет. Да, можно таких обходить стороной, посещать солидные терема и брать интервью на тему, как вам удалось честно так заработать?
Да, я считаю, что местные чиновники должны получать больше. Почему? Потому что получать сорок тысяч на позиции с очень большой ответственностью нельзя. Это объяснять даже не нужно, но пару слов сказать стоит: любой человек на сорока тысячах оклада будет брать взятки или тупо воровать, чтобы элементарно соответствовать должности, выглядеть соответствующе. У нас много чиновников, в кабинете по пять человек сидят кильками во вредном соусе и рычат на посетителей, при этом ничего не делая. Переводят бумагу, в конце года сдают папки эти в архив, а пять лет спустя всё это утилизируют.
Обычный народ всё пространство страны между высшими органами, зданиями с этими органами и Астраханью. Здесь, ниже уровня мирового океана, на некогда дне Каспия расположена сказочная Каспийская столица с по-настоящему глубинным народом. Нас в яме тупо не видно, поэтому и творят тут всё, что хотят, а народ глубинный меланхоличен и не позитивен. Сократить бы каждую пятую кильку в банках-кабинетах, да вернуть людям бани. Ан нет – канатную дорогу подавай. Там на высоте, да на ветру грязь сама слетит. В Древнем Риме общественные бани выполняли частично функции форумов, но у нас оно ни к чему. Все ходят грязные и злые. Посмотрите на частный сектор, вы думаете в каждом доме там баня? Я вас умоляю. А о каком позитиве может идти речь, ежели человек аки чушка по миру идёт? Одна злость у человека будет. Поэтому и живут две параллельные реальности: "элита" астраханская и глубинный народ. И между ними я стою баню разбитую фотографирую. "Элита" меня ненавидит за перманентно депрессивные истории, а народ смотрит с подозрением, ибо у нас не принято ничего фотографировать. Режимный объект. Глубинное сознание.
Сурков в некотором смысле прав, а с другой стороны он не прав вовсе. Потому что столько лет у них на руках были все карты, а в результате что? Да в окно посмотрите, вот он результат. Глубокое синее море. От такой глубины давление столба воздуха сильнее, а от того ещё тяжелее. Хочется подняться в высокие кабинеты, опуститься на колени и скоромно попросить научиться видеть позитив и хорошее. Нет, я могу видеть хорошее, но после такого видения мне плохо на утро, а пить, не просыхая, я не могу физически, так как у меня мало гормонов, которые перерабатывают алкоголь. Хотя в той же бане можно с мужиками пенного накатить, но все бани из-за бездарной политики "элитных" управленцев разрушены или проданы. Абсолютная некомпетентность, оторванность от земли и желание свалить на повышение в Москву – вот лейтмотив нашей "элитушки". А мы пишем "гадости", медийный фон портится и их не берут на повышение, оставляя в этой пыли, жаре, мошке, посреди немытого глубинного народа в лужах по колено из-за убитой ливнёвки. Им хочется устроиться поближе к Суркову, а их оставляют в этой ссылке. Они же ненавидят Астрахань и астраханцев. Презирают и ненавидят. И Сурков для них тоже ненавистен, ибо голова на плечах, хотя и своеобразное мышление у товарища. А у этих ни ума, ни фантазии. Купленные дипломы, должности и машины с огромными пропусками, словно у нас не пускают кого-то куда-то, а на самом деле лишь амулет от сглаза и жезла гаишников.
Так и живём в яме на глубине. Глубинный народ, "элита" и миллиард беспризорных собак. И остов бани, как напоминание о том, что надо мыть руки перед и зад. Иного выбора, как закончил свою статью Сурков, у них нет.
Чулпан Хаматов