Третий десяток лет люди не могут добиться от местных властей улучшения жилищных условий
Жилые дома по улице Баха были возведены еще в 1807 году. В 1989 они были признаны не подлежащими ремонту. С тех пор жильцам обещают предоставить новые квартиры. Но выполнять обещание власти не торопятся.
В подвал переселились после пожара
Кирпичные дома на улице Баха ничем не выделяются среди астраханских «гнилушек». Кое-где обвалился кирпич, покосились стены. Ни штукатурки, ни краски на стенах давно нет.
Но дома выглядят крепкими. Хорошо, видимо, строили при Александре I, когда Александру Сергеевичу Пушкину было 8 лет.
Мало того, что все удобства во дворе. Так еще и шкафы в некоторых квартирах выполняют роль своеобразной опоры, на которой держатся стены.
— Если я шкаф отодвину, то смогу спокойно ходить в гости к соседям, — шутит жительница дома № 6/19 по улице Баха Любовь Ершова.
Пятнадцать лет с жильцов не берут квартплату. Дом ведь аварийный! Его не ремонтируют, не поддерживают в надлежащем состоянии — это не целесообразно. Но людям это радости не приносит. Отселить их отсюда почему-то забыли.
Многодетная семья Галкиных проживает в том же доме по улице Баха. Только не в родной квартире, а в подвале. Сюда были вынуждены перебраться десять лет назад после пожара. Каменные стены и пол кое-где прикрыты тряпочной ветошью. В подвале - старая мебель и затхлый запах. Выделяется в этой, с позволения сказать, квартире лишь новая металлическая дверь.
— Когда мы погорели, единственное, что нам выделили — это средства на ремонт квартиры. Насколько я помню, два раза по тысяче рублей, — рассказывает Николай Галкин. — Естественно, на эти деньги ремонт не сделаешь. Поэтому и перебрались в подвал.
Правда, по словам Николая, жилье им все-таки предлагали — комнату в общежитии. С условием, что семья в ней пропишется. От такого подарка Галкины отказались.
Будете возмущаться — вызовем милицию
К середине прошлого года люди поняли — нужно переходить к решительным действиям.
— В мае мы попали на прием к губернатору. Он обещал посодействовать. Переехать в новое жилье мы должны были до конца прошлого года, — говорит Любовь Ершова. — А вот к мэру до сих пор попасть не можем. Почти четыре года в очереди на прием стоим. Один раз даже поехали в мэрию, стали возмущаться. Тогда нам сказали: «Будете шуметь — милицию вызовем». Мы и ушли.
В итоге люди обратились за помощью в одну из политических партий. Там предложили устроить публичную голодовку. Дали помещение. Некоторые партийцы сели на диету вместе с «заложниками улицы Баха».
Через пять дней голодающим принесли документ, в котором вице-мэр Михаил Столяров убеждал людей: «В настоящее время министерством строительства и дорожного хозяйства Астраханской области согласован вопрос по Вашему отселению в рамках мероприятий по празднованию 450-летнего юбилея города». Далее пяти семьям, в том числе и Галкиным, обещали предоставить трехкомнатные квартиры. Еще пяти семьям были обещаны «двушки» в новых домах Трусовского района.
Проживающим в однокомнатных хоромах повезло меньше. «На данный момент отсутствуют однокомнатные квартиры, в связи с чем с оставшимися семьями будет проводиться работа по мере поступления вариантов», — объяснил Михаил Николаевич. Голодовку прекратили.
О дна комната на восемь человек
— Мне, несмотря на голодовку, предложили лишь однокомнатную квартиру на восемь человек! — возмущается Любовь Ершова. — Мотивируют это тем, что нынешняя площадь моего жилья всего 37 квадратов. И предоставить мне могут лишь равноценную квартиру. А то, что в одной комнате будут жить четверо взрослых и четыре ребенка, никого не интересует! На все мои увещевания, что не могут вместе жить 6-летняя девочка и 10-летний мальчик, мне отвечают: «Ну сейчас вы как-то живете».
Многих жильцов вариант, предложенный мэрией после голодовки, устроил. И они отправились в администрацию оформлять документы.
— Нам сказали: «Вы что, действительно думали, что вам станут давать квартиры из расчета 18 метров на человека? Ничего подобного», — вспоминает Николай Галкин. — Вместо нового дома на Трусово, предложили старый на Свободном. Вместо трехкомнатной квартиры - двухкомнатную.
Людям, имеющим «однушку», уже другой вице-мэр Алексей Выборное сообщил: «Варианты квартир для отселения граждан с составом семьи 1 человек в администрации города отсутствуют».
Теперь жители улицы Баха на помощь местных властей мало надеются. Они направили письма с жалобами в Генеральную прокуратуру. А также - Патриарху Кириллу. И даже Папе Римскому.
— Мы просто не знаем, куда еще обращаться. Я считаю, что подобные действия властей нарушают не только наши права, но и права наших детей. Я собрала все документы, и буду обращаться в Страсбургский суд, — говорит Любовь Ершова. — Конечно, я стою в очереди на улучшение жилищных условий. В 2001 году меня записали за номером 3565. А сегодня я оказалась 10565.
Вот так движется у нас очередь — задом наперед. Может, хоть римский понтифик обратит внимание на Астраханскую область. И свершится чудо - очередь перестанет расти назад.
Елена НИКОЛАЕВА,
"Хронометр-Астрахань" № 17, 26.04.11.