Астраханцы с тоской вспоминают советскую торговлю

Советский Союз исчез более тридцати лет назад, а тоска по его устоям и привычкам у некоторых наших соотечественников не проходит. Они вспоминают детали, с которыми связаны времена их детства или молодости, подвергаясь синдрому «когда деревья были большими».

Причин для ретроградства множество. Взять советскую торговлю. Её главным преимуществом являлась фиксация стоимости товаров, некоторые из которых стоили сущие копейки. Обратной стороной медали был тотальный дефицит на широкий товарный ряд. Модно одеться в СССР, особенно в провинции, было невероятно сложно. В универмагах пылилась невзрачная отечественная одежда и обувь, не пользующаяся спросом. Советские люди ждали конца месяца или квартала, когда со складов «выбрасывался» импорт, чтобы повысить показатели по выполнению плана. По-настоящему качественные и модные вещи можно было купить только у фарцовщиков или на толкучке, которая работала по выходным дням в районе «Тридцатки». Астраханцы добирались туда на собственном автотранспорте, которого было тогда немного, но в основном на трамваях №1 и «А», проезд в которых стоил три копейки. Самые зажиточные горожане пользовались услугами такси, поймать которое было не так просто. Поездка на такси стоила в несколько десятков раз дороже, чем на общественном транспорте.

Продуктовые магазины второй половины прошлого века существенно отличались от нынешних торговых точек. Не только ассортиментом, но и форматом. Универсамов, тождественных современным супермаркетам, было не так много – примерно по одному на микрорайон. Да и то, большие магазины, где можно было купить всё сразу, встречались не везде. Магазины шаговой доступности делились по продуктовым направлениям и имели бесхитростные названия: «Молоко», «Хлеб», «Овощи-фрукты», «Виноводочный», «Мясо»... Иногда в одном магазине существовало несколько тематических отделов. В разные периоды советской истории наполненность этих отделов отличалась. Иногда полки пустели, но были времена, когда ассортимент становился умерено пёстрым.

Многие астраханцы с умилением вспоминают овощные магазины, где свежая продукция оставляла желать лучшего, а вот разносолы были мировыми. За прилавком стояла дородная продавщица, в холодное время года замотанная в шерстяные платки и телогрейку, поверх которой надевались клеёнчатый фартук и нарукавники. Одна рука королевы прилавка –в резиновой перчатке, которой она доставала из больших деревянных бочек квашеные огурцы, капусту и помидоры. Стоило это дёшево, а вкус был неповторимый. Сейчас этот сегмент товаров в супермаркетах дешёвым назвать нельзя. Теперь соленья фасуют в пластиковую упаковку и трудно найти образец солёных или маринованных овощей дешевле ста рублей за единицу.

...Вот из такого временного и ценового несоответствия и рождаются ностальгические чувства по эпохе, вернуть которую невозможно – разве что в иллюзиях людей, которые лучший период своей жизни жили в стране Советов.