Продолжение. Начало в №№ 20 (483), 21 (484), 22 (485), 23 (486), 24 (487), 25 (488), 26 (489), 27 (490), 28 (491), 29 (492).

Астраханский казачий полк. Ч.2

В грамоте войску от 20 января 1734 говорилось: «Записавшихся в Царицынскую линию донских казаков… поселить по Волге, где прежде была слобода Дубовка…между Царицына и Камышина. Служить вам вместо донских казаков при Саратове и в Астрахани… и писаться вам Волжскими казаками…». Срок службы 25-35 лет. Волжские казаки существовали недолго по 1777 и составляли 6 станиц, расположенных от Камышина до Царицына и между Волгой и Доном.

В 1736-1737 казаки Чёрноярской и Саратовской команд в составе войск генерал – фельдмаршала Ласси участвовали в войне с Турцией 1735-1739 годов. В мае 1736 пал Азов, а летом 1737 Ласси двинулся в Крым. Татарское войско ждало его у Перекопа, но русская армия проникла на полуостров через Сиваш и по Арабатской стрелке. У местечка Карасубазар крымцы были разбиты. В бою отличились многие казаки – астраханцы.

По указу Сената 4 января 1737 10 февраля (по инициативе Астраханского вице-губернатора генерал-майора Леонтия Саймонова [Соймонова]) была сформирована Астраханская трёхсотенная (300 воинов) казачья команда, в состав которой вошли 277 крещённых калмыков (по другому источнику, 200). Национальный состав Астраханского казачества позже неоднократно менялся, но в него всегда входили калмыки. Эта команда предназначена для конвоирования курьеров, почты и караульной службы, а также для прикрытия обширных степных пространств от набегов казахов и закубанских татар, грабивших русских поселенцев , российских подданных – калмыков и ногайцев. Командиром команды был назначен А. Н. Слободчиков, выходец из астраханских стрельцов. В команду набрались красноярские казаки (3 сотника, 6 урядников и 12 капралов).

Команде вручены 6 малых полковых знамён стрелецкого Зажарского полка из жёлтой материи с изображением в левом верхнем углу чёрного кабана на горящем костре.

Команда за недостатком ружей была вооружена сандаками, сандивиями, дротиками и палашами.

На положении казачьей команды состоял Астраханский калмыцкий конный полк, однако сам строй жизни калмыков был «чужд оседлости и элементарным понятием воинской дисциплины». К сентябрю 1737 сбежали 150 калмыков.

В январе 1739 в команде числилось всего 107 человек. В результате появилось предписание о том, что «для лучшего удержания от побега», за калмыками «смотрение иметь сотникам и капралам русским, а лошадей их и скот велеть пасти в одном месте табуном, и к ним в карауле употреблять половину из русских…».

В 1742 большинство калмыков дезертировало, украв казённых лошадей. В команде осталось 111 человек. Для пополнения команды стали набирать в неё «всякий сброд».

В 1742 для защиты края от набегов появился новый городок-крепость Енотаевск, где гражданского населения не было совсем. Там сформирована Енотаевская городская казачья команда. В 1743 казаки по указу императрицы Елизаветы Петровны вошли в состав гарнизона Енотаевской крепости: 200 городовых казаков и переведённый из Астрахани драгунский полк (1063 человека). Именно с этого года команда стала пополняться казаками преимущественно из русских. Служба стала наследственной с 16-ти летнего возраста.

В 1745 Астраханская губерния включала города: Астрахань, Саратов, Дмитриевск, Царицын, Чёрный Яр, Красный Яр, Кизляр и 8 крепостей (казацких).

***

В 1746 под Красным Яром казахи захватили в плен 700 калмыков. Зимой 1747 они повторили набег, но калмыки своевременно ушли, а на обратном пути, при переправе через Урал, казахи были атакованы казачьим отрядом и почти все уничтожены.

В нижневолжских городах городовые команды получили наименования "казачьи".

С 1746 начиналось заселение правого берега Волги казачьими станицами.

Сельские переселенцы из центра России, служилые казаки из других войск, отставные солдаты были главным источником комплектования астраханской казачьей команды.

В ноябре 1748 в Астраханскую казачью команду были приняты 20 выходцев из донских казаков, 3 самарского казака и один малороссиянин.

В 1750 годах в Красном Яру проживало 70 душ мужского пола гражданского населения, а в Чёрном Яру-125.

28 марта 1750 Астраханская казачья команда (трёхсотенная) была переформирована в Астраханский казачий военный полк (АКП) (16 сотен, 600 человек). Полк должен был состоять из 1 полковника, 5 есаулов, 5 сотников, 5 хорунжих, 1 квартирмейстера, 1 писаря и 483 урядников и казаков.

С этой даты в царской России считалось старшинство АКП, то есть это была дата его официального образования. До образования АКП команда находилась в Астрахани, казаки жили в своих домах, "управлять полком было сложно и трудно". Поэтому в 1750 отведён для устройства поселения казаков в 4 вёрстах от города к юго–востоку глинисто – песчаный бугор Сунгур, где поселение стало называться "Казачья слобода", позднее - "Казачий бугор". Наконец, в 1757,этот бугор получил название "Казачьебугровская [Казачьебугорная, Казачьебугоринская] станица". Речка Луковка, омывающая бугор, назвался "Казачий ерик". Государство передало на «вечное пользование» казачьим войскам земли, которые они занимали ,освободило казаков от рекрутских повинностей и уплаты государственных податей.

Помимо знамён, доставшихся полку от команды, АКП получил новые знамёна и печать, на которой под короной и саблей (воспроизведение астраханского герба) был изображён скачущий влево казак, натягивающий лук. По краю шла надпись: «Печать Астраханского казачьего конного полку».

Управление полком и порядок полкового хозяйства определялись Инструкцией, дававшейся полковому командиру из войсковой канцелярии, а также общим воинским Уставом.

АКП был вооружён ружьями, пистолетами, саблями или шашками, составляя передовую, легкоконную часть кочевого войска. Он нёс регулярную кордонную и охранную службу. Высылались казаки и для охраны рыбных и соляных промыслов, для содержания их постов в степи, озёрах и реках, выставляли кордоны по Волге и на почтовых трактах в Калмыцкой и Ногайской степях. Они также конвоировали казённые транспорты, лиц, доставляли казённые бумаги.

Казаки пользовались правами беспошлинной торговли некоторыми товарами, безоборочной ловли рыбы, соледобычи. Их первостепенной важности обязанность – военная служба, на которую казаки являлись на своём коне, с полным вооружением и обмундированием.

За службу казаки АКП получали царское денежное и натуральное (хлебное) жалованье, что стало одним из главных источников существования казаков.

Казачество в России пользовалось большими привилегиями. Астраханские казаки занимались земледелием, животноводством, рыболовством, овощеводством и садоводством. Они имели свои угодья: пашни, сады, сенокосы, пастбища, рыболовные места ("особливо же на пропитание... дать им рыбные ловли... бывшие стрелецкие..."). Они «старались производить всё в своём хозяйстве». Рыболовство стало промысловым.

Казаки отличились в Семилетней войне 1756-1763.

В 1760 была возведена первая казачья церковь донской иконы Божьей Матери в Казачьебугровской станице. Общевойсковым праздником считался день Святого-Покровителя войска. Наиболее значительно отмечались Рождество Христово, Пасха, Святки, Масленица.

В постановлении Астраханской губернской канцелярии от 1761 говорилось о том, что «для лучшего… искоренения» «воровских подбегов» иметь разъезд «ниже Царицына при Волге находящихся и между Астрахани и Кизляра ездящих». Астраханские казаки занимались охраной рыбных промыслов на Каспийском море.

Складывались две группы казачества – служилые казаки и вольные казаки. С рубежом между служилыми и вольными казаками легко справлялись. Часто служилые казаки уходили «казаковать в поле», а вольные поступали на «государеву службу». Ряды казаков непрестанно пополнялись вольными людьми, за счёт которых численность казаков быстро росла, особенно в периоды внутриполитических кризисов, войн, голода. Однако в 1762 правительство Екатерины II запретило принимать в казаки «бродяг и беглых людей».

В 1763 старшина Замьян изъявил желание поселиться с подвластными ему калмыками в городке на Волге. Ему было отведено место в урочище Крымский затон, где казаки обучили калмыков навыкам оседлой жизни.

В 1764 АКП, «беспрерывно употребляемый в почтах и форпостах», имел «немалые разорения».

В 1764, при Екатерине II, вверх по правому берегу Волги, от Астрахани до Чёрного Яра, по распоряжению государственной военной коллегии, были основаны Лебяжинская, Замьяновская, Сероглазовская (Сероглазинская), Ветлянская (Ветлянинская) и Грачёвская станицы.

В 1766 основаны Копановская и Косикинская станицы.

Проходило расселение казаков станицами.

Тогда казачий полк, находившийся в Астрахани, расселили по Московскому тракту до Царицына. Всё это придавало особое значение колонизации Астраханского края, которая проходила при активном участии казачества. АКП, по общему правилу, получал казённое довольствие лишь при отдалении из своих станиц далее ста вёрст.

Все эти станицы были первыми сельскими поселениями на ранее пустынном тракте от Астрахани до Чёрного Яра и благодаря только казакам из безжизненных степей превратились в поля, бахчи, сады и огороды.

Для поселений казаки выбирали выгодные в стратегическом отношении места; крутые берега рек, возвышенные участки, защищённые оврагами и болотами. Селения окружались глубоким рвом и земляным валом. На валу сооружали в два ряда плетни. Между плетнями наваливали глину. Сверху стояли пушки. По валу сажали колючий кустарник (тёрн). За валом стояли «турлушки» - плетневые мазанки, сторожевые вышки (посты), которые были особенными элементами таких поселений. Казачьи поселения характеризовались круговой застройкой, которая облегчала оборону при неожиданном нападении неприятеля. Казаки охраняли водный путь по Волге матушке от кочевников до разбойников. В их ведении были соляные озёра и государева почта.

Казакам выделялись участки для усадьбы. Усадьбы строились из дерева, камня, глины, камыша и обычно огораживались глухими высокими заборами с закрытыми воротами. В усадьбе летняя кухня, русская печь. Имелись базы, сараи, ледники, навесы, загородки для скота. Проявлялись обычаи добровольной безвозмездной взаимопомощи во время строительства дома. Чисто хозяйственный характер носили хутора, зимовья, ноши, выселки, где содержался скот и располагались посевы. А вся забота о семье лежала на женах – казачках. Жена и пахарь, и скотовод, и рыбак, и хозяйка, и мать.

В центре казачьей станицы расположены церковь, станичное правление, школы, торговые лавки.

В новых поселениях предполагалось помимо казаков поселить и калмыков. Станичные правления были низшей ступенью в системе военно–административного управления АКП. Исполнительной властью у казаков обладал сход, а во время между кругами правили атаман и правление. На сход допускались дети с 10-летнего возраста и женщины, но они не наделены правом голоса. Правление состояло из атамана (главы) и его помощников. Все они избирались ежегодно станичными сходами, как правило, из числа богатых казаков. Это было «самоуправление», поскольку казаки жили на самых отдалённых и неспокойных границах и в обширных безлюдных степях и всегда принимали на себя удары многочисленных супостатов. Поэтому власть имущие на такие «вольности» до поры до времени смотрели сквозь пальцы. К тому же, как гласила народная мудрость, «до Бога высоко, до царя далеко…».

Когда была создана цепь станиц АКП, стало более надежно прикрыть границы от Астрахани до Царицына. Пограничная служба казаков тесно переплеталась с охранными функциями на Московском тракте и вдоль Волги, поскольку Нижнее Поволжье издавна было притягательно для разного рода «гулящих людей». Однако в зимнее время казахи продолжали совершать разбойничьи набеги. Огромные пространства от Царицына до Астрахани были "крайне слабо прикрыты различными кордонами". По мере развития засечных черт и пограничных укреплённых линий оформлялись категории городовых и станичных (сторожевых) казаков.

В 1766 в АКП из 536 казаков, включая офицеров, большинство представляли выходцы с Дона (185 человек), собственно астраханские казаки (103 человека), выходцы из различных городовых команд и казачьих войск (73 человека), волжские казаки (46 человек).

В 1769 военная администрация предписала астраханским казакам носить одежду коричневого цвета, донским, уральским и оренбургским – голубого, чугуевским – красного.

В январе 1770 было ликвидировано 5 банд общим числом в 49 человек. Когда значительная часть калмыков в 1771 уходила за Волгу, казахи усилили свои набеги на русские селения и рыболовные ватаги.

К началу 1770-х Грачёвская станица имела 50 домов, окружена "с четырёх сторон земляным валом и рвом и защищена двумя пушками". Жилье состояло "из мазанок". Казаки там не занимались земледелием, но имели "хорошие сады и несколько скота", жили "богато".

В 1770 было продано земли разным лицам 5755 десятин с прилежащими водами.

В 1771 началось переселение волжских казаков на Терек и на линию между Моздоком и Азовом. Казаки были недовольны этим и вскоре перешли, на поддержку пугачёвского бунта. Они встречали Пугачёва в станицах с хоругвями и хлебом – солью. Казаки влились в войско Пугачёва. Волжское войско, в котором числилось немало астраханцев, было упразднено из-за их участия в Крестьянской войне, и выселено на Северный Кавказ. Часть волжских казаков бежала с Кавказской линии на Волгу.

В декабре 1773 казахи разбили форпосты и, переходив через Волгу на нагорную сторону, побили многих людей, отобрали прочих в плен, угнали скот, лошадей. Для противодействия казахским набегам по луговой стороне Волги и на форпостах предписывалось содержать по 30 человек казаков, а в общей сложности для этих целей было рассредоточено по станицам 330 казаков.

Продолжение следует.

Владимир Гусев, член Союза журналистов России, член Российского Общества историков – архивистов,

"Факт и компромат" № 30, 31.08.2012 г.