Продолжение. Начало в №№ 20 (483), 21 (484), 22 (485), 23 (486), 24 (487), 25 (488), 26 (489), 27 (490), 28 (491), 29 (492), 30 (493), 31 (494).
Перед войной 1812 года.
Перед началом Отечественной войны Наполеон достиг своего наибольшего могущества. Он считался «лучшим полководцем в Европе» после смерти Суворова, выступавшего как новатор в каждом сражении, был в определённой мере «учеником» Суворова, переняв «его наступательную манеру боя, манёвренную войну», а в Русской армии не было руководителя такого уровня.
Наполеон держал под пятой 72 миллиона населения Западной и Центральной Европы. Почти половина населения Европы входила в состав империи Наполеона. Мобилизация населения порабощённой Европы дала Наполеону возможность поставить под ружьё огромную армию, численность которой доходила до 1 млн. 187 тыс. человек. В состав «Великой армии» входили французы, немцы, итальянцы, голландцы, бельгийцы, испанцы, португальцы, швейцарцы, хорваты, датчане и другие народы. Поход Наполеона в 1812 в Россию часто называли «нашествием двенадесяти языков».
К маю 1812 на границах России, в Пруссии и в великом герцогстве Варшавском, концентрировалась огромная армия Наполеона численностью до 640 тыс. человек при 1372 орудиях и в конце мая окончательно развернулась на Висле, приближаясь к Неману. В неё входила элита французских войск, голландские пехотинцы и польские уланы. Устремив свою армию на границы России, Наполеон поставил свою задачу "сосредоточить в одном пункте 400 тысяч человек", развернул целую сеть магазинов и складов, сформировал 20 обозных батальонов. Основная ударная сила- пехота- состояла из 11 корпусов. Для войны с Россией Наполеон мог направить 600-700 тыс. человек. Военная история до этого ещё не знала армий такой огромной численности. Ко времени войны 1812 стратегия Наполеона оставалась в основном прежней-сосредоточение превосходных сил на направлении главного удара, принуждение противника к генеральному сражению в невыгодных для него условиях, стремительность ударов и решительность действий.
Окружавшие Наполеона сановники предупреждали его о предстоящих трудностях войны с Россией, с русским народом. Но все эти предостережения не могли изменить планы властолюбивого Наполеона. "Через пять лет я буду господином мира, остаётся одна Россия, но я раздавлю её".
По плану российского командования на западной границе империи все российские войска были разделены на две главные армии (1-я и 2-я Западные). Шёл процесс формирования ещё трёх резервных армий. В мае 1812 путём присоединения части войск из 2-й Западной армии к войскам формирующейся 3-й Резервной армии была сформирована 3-я Обсервационная армия. Остальные резервные войска составили 1-й и 2-й резервные корпусы.
Общая численность русских войск на западных границах составляла около 250 тыс. человек, а общая линия фронта основных сил российских войск растянулась вдоль западных границ на 600 км (для необходимости предотвратить возможность продвижения противника в направлении Петербурга, Москвы и Киева), а у Наполеона армия сосредоточивалась в пределах 300 км.
«Лучшие кавалеристы в Европе»
Иррегулярная конница имела 6 казачьих войск, в том числе Донское-80 полков, Астраханское-3 полка,Уральское-12 полков-все по 578 человек. Всего 136 казачьих полков и команд и около 200 000 всадников. Кроме того, существовали ещё Ставропольские и другие калмыки, мещеряки, башкиры, тунгуры (1 полк), буряты (5 полков) и т.д.
Все полки, не входившие в состав конных корпусов и не приданные пехотным дивизиям, были разбросаны по различным пунктам страны. Иррегулярные астраханские калмыцкие полки были частью сведены в корпусы. В летучий корпус атамана Платова, при 1-й Западной армии, входили 8 донских полков,1-й астраханский калмыцкий,2 татарских,1 башкирский. При 2-й Западной и при 3-й Западной резервной армиях состояли по 9 казачьих полков. Впрочем, это распределение часто менялось уже во время военных операций.
Астраханские калмыки-казаки действительно отличались от других умением показать себя лучше многих других конников. Невозможно переоценить достоинства этих воинов как стрелков, наездников и разведчиков. Для верховой езды казаки использовали лошадей местных пород, обычно настолько низкорослых, что англичане классифицировали их как пони ( в коневодстве к пони относятся лошади с ростом в холке менее 160 см). Казачьи лошади « способны покрывать огромные расстояния со скоростью пяти миль в час» и « при такой скорости оставляют позади более быстрых». Они «могли кормиться даже с уздой». "Количество спиртного, которого казаки поглощали, не пьянея, решительно изумляет". Астраханские казаки были «очень находчивы», они способны "выбраться из любых затруднений при всяких опасностях". Они шли в атаку обычно «лавой» (но никогда в строю), с воплями «ужаснее военных кличей канадских дикарей», «страх мчится впереди атакующих», пиками владели « также ловко, как лучшие фехтовальщики Европы – своим оружием». Калмыцкие всадники нередко становились «настоящим кошмаром» для французских воинов. Наполеон считал российских казаков "лучшими кавалеристами в Европе".
Замыслы Александра I и Наполеона
Главный удар примет на себя,- по замыслу Александра I и штабных генералов, - крупнейшая 1- Западная армия и с боями отойдёт к укреплённому лагерю у города Дрисса на Западной Двине. Одновременно армия Багратиона и казаки Платова должны будут оперировать во фланг и тыл противника, а потом способствовать окружению Наполеона у Дриссного лагеря. В случае наступления противника на 1-ю Западную армию, её предполагалось стянуть к Свенцянам (официальное название города Швенчёнис до 1917 года), либо принять бой, либо отступить в данный лагерь в качестве фланговой позиции для обороны путей на Москву и Петербург. План казался продуманным, но в нём не было учтено огромное численное превосходство Великой армии, не был учтён боевой опыт Кутузова в войне с Турцией в 1811.Император Александр всё ещё продолжал мечтать о славе полководца, решил взять на себя главное командование вместо того, чтобы поставить во главе Русской армии испытанного полководца и поручить ему разработку плана войны.
Наполеон же знал, что 1-я и 2-я Русские армии находятся на большом расстоянии друг от друга. Он решил разгромить их по одиночке. На армию Барклая должны были быть направлены, -по замыслу Наполеона, - главные силы Великой армии, на армию же Багратиона – превосходившие её втрое силы Жерома Бонапарта, брата французского императора и, наконец, на армию Тормасова – австрийский корпус генерала Шварценберга и саксонский корпус генерала Ренье. План Наполеона в войне 1812 в основном сводился к тому, чтобы, стремительно вторгнувшись в пределы России, разбить Русскую армию ещё до линии Днепра, занять Москву и заставить Русское правительство подписать мир, выгодный для Наполеона. Используя агентурную разведку, Наполеон знал расположение русских войск, их численность, пункты, подготовленные к обороне, что в значительной мере облегчило ему развертывание основных сил на московском направлении. Затем он планировал нападение на Индию.
Стояла трудная проблема: Александр I так и не назначил главнокомандующего всеми русскими армиями. Руководство принадлежало формально военному министру генералу Барклаю, но Багратион получил генеральский чин раньше, что считалось чрезвычайно первостепенным для определения старшинства, отсюда между ними появились трения. Крупнейшим недостатком развертывания русских войск было распыление сил и их разобщённость. Между 1-й и 2-й армиями разрыв доходил до 100 км, а между 2-й и 3-й армиями - более 200 км. Изолированность армий друг от друга затрудняла координацию их усилий и управление их действиями.
Над Россией нависла грозная опасность.
Реформы в Русской армии
К началу войны Россия могла выставить против Наполеона не более 180 тыс. человек. Огромные силы необъятной страны ещё не были собраны. По обширным территориям России размещалась армия теоретической численностью около миллиона человек. Многие находились в учебных центрах. Ещё больше пришлось на рекрутов, которые ожидали очереди встать под знамёна российского императора. В полевых частях на начало 1812 теоретически числилось свыше 600 000 человек, что примерно равнялось всему войску Наполеона, плюс ещё 500 000 человек, готовых для мобилизации. Фактически же Наполеону в России противостояла лишь треть войск Александра I.
Русская армия представляла собой типичные старорежимские войска, основой организации которых выступали полки. Не было более крупных постоянных соединений, а сами полки перебрасывались из одной бригады в другую в соответствии с требованием момента. Так, наш Астраханский гренадёрский полк, основанный в Новгороде 25 июня 1700, первоначально назывался пехотным полком Романа Брюса, а до своего астраханско-гренадёрского наименования, которое приобрёл лишь 90 лет спустя, успел шесть раз сменить «вывеску». Причём ещё в 1762 стал Астраханским гренадёрским полком в связи с большим числом ректуров из Астраханской губернии. Впрочем, с первых же лет овеял себя славой, участвовав в целом ряде сражений вплоть до начала Отечественной войны 1812.
Теперь полковые шефы генерал от инфантерии князь Ю.В. Долгоруков и генерал-лейтенант наследный принц Мекленбург – Шверинский Фридрих- Людвиг редко сами вели в поле свои части. Все командирские тяготы и повседневная рутина сгружались на плечи подчинённых: полковника И.Ф. Буксгевдена, капитана Татаринова (с 26 августа 1812) и полковника барона М.И. де Дамаса (с 21 декабря 1812).
Барклай не раз встречался с Наполеоном и его маршалами на полях сражений и понимал причины постоянных побед французов. Он считал, что Русская армия сможет противостоять Наполеону только после существенных реформ.
Когда Барклай де Толли вступил в должность военного министра, он реорганизовывал армию по образцу и подобию французской. Он ввёл корпусную структуру: две дивизии группировались в составе одного более крупного соединения. Сами же дивизии обычно образовывались тремя бригадами по два полка в каждый.
В 1811 Русская армия получила новый Устав, согласно которому основным построением батальона был трёхшереножный развернутый строй, улучшавший условия стрельбы. Для атаки батальон строился в колонны. Общий боевой порядок был линейным.
В октябре 1810 министр постановил, чтобы все пехотные полки, как и гренадёрские, включали в себя по три батальона из одной гренадёрской и трёх фузилёрных рот. Мушкетёрские полки переименованы в пехотные. Была значительно увеличена численность Русской армии.
***
Перемены в течение 1812 касались вначале в регулярной кавалерии исключительно резервных и запасных частей, которые были значительно усилены. Они в числе 69 запасных и 58 резервных эскадронов были сведены в дивизионы.
Барклай немало сделал для улучшения положения солдат в России. В начале войны 1812 астраханские гренадёры считались элитной частью, заслужили высокое звание отборной пехоты на поле боя и продолжали оправдывать выпавшую им честь считаться лучшим войском. Астраханские солдаты в составе сводных батальонов охарактеризовались «как весьма хорошие, надежные», хотя они в самом деле мало отличались от своих собратьев, продолжавших воевать в линейном строю.
Сводным гренадёрским батальоном 2-й гренадёрской дивизии командовал майор Астраханского гренадёрского полка Фридберг (Фриберг) Иван Петрович, будущий командир Астраханского гренадёрского полка (с 1 июня 1815 по 30 августа 1818).
Кирасиры были тяжёлой конницей, предназначенной преимущественно для нанесения прямого «шокового» удара по противнику. К концу царствования Павла I русская кавалерия располагала 13 кирасирскими полками. К 1803 при Александре I их число было сокращено до шести. Только в 1811 к этим шести полкам добавился Астраханский кирасирский полк, организация которого перед войной 1812 оставалась в целом сходной, изменения были незначительны.
С 1802 до 1812 кирасиры не имели защитного вооружения, отменённого лишь Павлом I. Холодным оружием кирасирам служил прямой палаш с клинком длиной 82 см, медной гардой с тремя дужками и яблоком в виде головы орла. Карабины у кирасир, как и у всей кавалерии, в 1812 были отобраны. Главное же изменение состояло в том, что тяжёлой кавалерии возвращены кирасы (однако немногие полки получали их только в 1813).
Владимир Гусев, член Союза журналистов России, член Российского общества историков-архивистов,
"Факт и компромат" № 32, 14.09.2012 г.
Продолжение следует.