Продолжение. Начало в №№ 20 (483), 21 (484), 22 (485), 23 (486), 24 (487), 25 (488), 26 (489), 27 (490), 28 (491), 29 (492), 30 (493), 31 (494), 32 (495), 33 (496), 34 (497), 35 (498), 37 (500), 38 (501), 39 (502), 40 (503).

Первое сражение Отечественной войны

Как только 12 июня 1812 года "Великая армия" Наполеона форсировала Неман, начав компанию в России, Русское командование воочию убедилось в несостоятельности фулевского плана.

1-я Западная и 2-я Западная армии оказались "отсечены друг от друга французскими корпусами, которые сразу попытались захватить узловые магистрали, чтобы отрезать пути отхода обеим армиям и разгромить их поодиночке." У Русской армии не было единого командования.1-я армия Барклая и 2-я армия Багратиона были вынуждены действовать самостоятельно, сообразно обстоятельствам. Избегая разгрома поодиночке, обе армии начали тяжёлый отход на восток.

В наиболее тяжёлой ситуации оказалась сама 2-я армия.18 июня 1812 в самом начале французского вторжения эта армия, находившаяся в Волковыске, получила приказ идти на срочное соединение с 1-й армией. Поскольку её с запада преследовала армия Жерома Бонапарта, 19 июня (1 июля) Багратион вышел к Николаеву (от Слонима к Новогрудку) и начал переправу через Неман, чтобы идти на Минск. Но город оказался уже занят маршалом Даву. В это время в тылу 2-й армии, у Слонима, появились французские авангарды. Русское командование на основании разведанных данных стало увидеть, как неприятельские войска уже обошли 2-ю армию с севера, а теперь стремятся обойти её и с юга. Тогда,21 июня (3 июля), Багратион, избегая боя с армией маршала Даву, стремительно, во всю прыть повернул на юг, обратно к Несвижу, где 26 июня (8 июля) его армия остановилась на отдых, а затем направился на восток к Бобруйску, двигаясь параллельно наступавшему севернее маршалу Даву.

Багратион приказал атаману Платову, прибывшему под местечко Мир, выслать разъезды и сдержать движение французских войск, пока армия будет отдыхать. В распоряжении Платова было 5,5 казачьих полков (2600 сабель): 1/2 атаманского полка Кирсанова, полк Иловайского 5-го, полк Сысоева 3-го, татарский полк князя Хункалова, ставропольский калмыцкий полк капитана Диомидия, башкирский полк и 12 орудий 2-й донской конно-артиллерийской роты. Подмогу Платову оказывали 2 казачьих полка генерал-майора Карпова 2-го (эти же полки находились в разъездах к западу от Мира). Всего же отряд Платова имел 2500 регулярной кавалерии, до 5000 казаков, 1000 егерей.

Багратион поставил атаману Платову задачу удерживать, как выше сказано, французов у местечка Мир, пока тяжёлые обозы и артиллерийские парки 2-ой Западной армии не проследуют через Слуцк к Мозырю, в котором находился батальон Астраханского гренадёрского полка в составе 2-го резервного корпуса Эртеля.

Силы русских были собраны между Симановым и Городеей.

Перед этим 27-28 июня (9-10 июля) 1812 арьергард Багратиона под командованием атамана Матвея Платова дал сражение у местечка Мир авангарду французской армии вестфальского короля Жерома Бонапарта. Платов оставил в Мире один казачий полк, а основные свои силы (7 полков с мобильной артиллерией) укрыл в ближайшем лесу, то есть в роще Яблоновщине. Так Сысоевым по приказу Платова была подготовлена засада "казачий вентерь". Это было применение оригинального казачьего приёма. Польской дивизии уланов под командованием генерала Турно было незнакомо подобное военное построение казаков в "вентерь", что определило успех боя. Так навстречу противнику была выдвинута только одна сотня из полка Сысоева 3-го.Французская кавалерия, состоявшая в основном из поляков, ничего не подозревая, ворвалась в городок, на улицах

которого разгорелась самая свирепая, самая кровавая схватка. И атаман Платов доносил Багратиону: "Вентерь много способствовал, от того и начал-пошёл. Перестрелки с неприятелем не вели, а дружно бросились в дротики и тем самым скоро опрокинули, не дав им продержаться стрельбой". Однако другой источник гласит по-другому. Так казаки

попытались заманить противника в ловушку. Но на этот раз "вентерь" не принёс им успеха. Польские конники были настороже, так как разведка сообщила им о большой массе русской кавалерии, сосредоточенной в лес. Тогда Жером послал в подкрепление атакующим свежие польские уланские полки, казаки стали отступать и завели польских всадников, разгоряченных боем, в засаду, где находились основные силы русских. Тогда Платов решительно двинул все свои силы вперед, на равнину по обе стороны дороги от Мира к деревне Симаново. Завязался кавалерийский бой, который продолжался около шести часов. Попавшие под фланговые удары уланы еле вырвались из окружения. При этом они были атакованы Платовым с тыла, окружены и перебиты. Отступающие уланы

направились к плотине, но их часть "была прижата казаками к заболоченному берегу, лошади улан завязли" и отбиваясь они были переколоты и взяты в плен.

В этом бою сражались более 3500 казаков и около 1300 польских уланов. В первый день сражения было убито, ранено и пленено всего 8 офицеров и 348 солдат (по другому источнику, в плен было взято 248 человек). Под Миром исход боя на второй день сражения решило внезапное появление бригады генерал-майора Д. Е. Кутейникова в девятом часу вечера на левом неприятельском фланге. Казаки здесь ударили по стоявшим уступами трём польским уланским полкам генерала Доминика Дзевановского. Казачья лава смяла сперва 11-й уланский полк, затем 2-й уланский полк. Русские и поляки, перемешавшись, поскакали обратно к Миру, где преследование было остановлено огнем французской артиллерии и кавалерийской бригадой генерала Тышкевича, стоявшей в резерве. Расстроенные уланы начали «стремительное отступление», преследовались по пятам казачьей конницей. Неприятельская кавалерия давно не знала такого поражения. Не случайно французы писали про казаков: «Не знаешь, как против них действовать; развернёшь линию — они мгновенно соберутся в колонну и прорвут линию; хочешь атаковать их колонной — они быстро развёртываются и охватывают её со всех сторон…».

Итак, у местечка Мир, расположенного на реке Мирянке, кавалерийский бой закончился победой бригады генерал-майора Д.Е. Кутейникова.

За два дня боев под Миром было разгромлено 9 уланских полков французской армии. Захвачено в плен 18 польских офицеров и 375 нижних чинов (по другому источнику, 12 офицеров, 3 унтер-офицера и 163 рядового; было оставлено около 100 тяжелораненых солдат противника). Потери наших казаков составили около 100 человек и 18 лошадей убитыми, ранеными, пропавшими без вести. Уже 27 июня Платов отправил трёх пленных офицеров в Главную квартиру. Это было первое блистательное достижение, первая изумительная победа русских в Отечественной войне. Главными героями сражения были все-таки казаки во главе с Платовым. Этот успех обеспечил отход армии Багратиона из Западной Белоруссии к Слуцку. В этой же армии находился Астраханский гренадёрский полк под командованием И.Ф. Буксгевден. Вечером 28 июня (10 июля) армия Багратиона выступила из Несвижа к городу Слуцку. За ней в качестве арьергарда двинулся летучий казачий отряд атамана Платова, усиленный Сводной гренадёрской дивизией генерал-майора Воронцова, в которой служили немало астраханцев.

Между тем Наполеон "был взбешён, в поражении дивизии он обвинил собственного брата Жерома, командующего правым крылом армии, и тот возвратился в Вестфальское королевство". Командование войсками Жерома было возложено на маршала Даву.

М. Платов представил более 20 офицеров-казаков к военным наградам. Багратион назначил в сотню каждого из казачьих полков-участников сражения по 4 Георгиевских Креста. В сражении 10 июля при местечке Мире особенно отличились генерал-майор Иловайский 5-й, майор Кутейников 2-й, генерал-майор П.Л. Давыдов, ротмистр Бибиков, ротмистр Бедряга 2-й, штаб-ротмистр Бедряга 3-й, поручики князь В.С. Голицын

(возможно, дальний родственник Астраханского губернатора, князя, тайного советника

М.М. Голицына; он же тайный советник, знакомый Пушкина и Лермонтова, известный меломан и музыкант), Шебякин, Нелидов (он же Аркадий Иванович, родственник полковника командира Астраханского гренадёрского полка Ивана Филипповича Буксгевден; А.И. Нелидов был женат на Софьи Фёдоровне Буксгевден, дочери Фёдора Фёдоровича Буксгевден, военного губернатора Санкт-Петербурга; в семье Нелидовых было 13 детей: 6 сыновей и 7 дочерей), Франк 1-й, Франк 2-й, Окунев, Линденер 2-й, Брылкин (какой-то родственник действительного тайного советника, Астраханского

губернатора, обер-прокурора Правительствующего Сената, действительного камергера Ивана Онуфриевича Брылкина), корнеты Франк 3-й, Канбаров, Семичев 2-й, Семичев 3-й, Малявин 1-й и Еськов, майор-князь Скандерберг-Кастриот.

О Сысоеве 3-м (он же Василий Алексеевич) следует сказать, что его казачий отряд из пяти полков не выходил из арьергардных боёв, успешно сражаясь не только под Миром, но и под Городищем, Быховом и в ходе рейда на город Могилёв, к которому подступил французский авангард; он стал участником и генеральной баталии войны-Бородинской битвы; с началом Кавказской войны близ Астраханского края он боевую службу продолжил в 1817 году; он участвовал в нескольких экспедициях против чеченцев и в 1818 году в одном из боёв был ранен пулей в левую ногу; служба на Северном Кавказе закончилась в следующем году и была отмечена орденом Святой Анны 1-й степени.

Что касается ставропольских крещённых калмыков, то их мужественное участие в большом сражении под Миром составило одну из славных страниц их истории. Их задача состояла в том, чтобы действовать арьергардными боями на фланг и тыл противника. Калмыки, как только "врезывались во вражеские операционные линии, пересекали на продолжительное время всякое сообщение, окружая врага со всех сторон, открывали его движение и таким образом, как бы заграждая нашу армию, обманывали насчёт наших действий".

Благодаря калмыкам русские войска наголову разбили все вражеские полки, взяли в плен огромное количество офицеров и рядовых. Остатки польских уланов спаслись бегством. За бой 27 июня три калмыка были награждены Георгиевскими Крестами, а за бой 28 июня Багратион наградил четырёх калмыков из полка П.И. Диомидия Георгиевскими Крестами. Историки отмечали, что калмыки отличались "воинскими добродетелями".

Участники первого сражения Отечественной войны - это наши предки, которые поднялись на защиту нашего Отечества и беззаветно отдавали все свои силы, весь Божий дар, беспримерный подвиг служению нашей великой Родине, а мы, их потомки, должны во веки веков помнить, свято беречь, приумножить и передать из поколения в поколение их исторические и патриотические традиции, которые не подлежат забвению.

Продолжение следует

Владимир Гусев, член Союза журналистов России, член Российского Общества историков-архивистов,

"Факт и компромат" № 41, 16.11.2012 г.