Продолжение. Начало в №№ 20 (483), 21 (484), 22 (485), 23 (486), 24 (487), 25 (488), 26 (489), 27 (490), 28 (491), 29 (492), 30 (493), 31 (494), 32 (495), 33 (496), 34 (497), 35 (498), 37 (500).

Началась первая Отечественная война

Ранней весной 1812 «Великая армия» Наполеона, сосредоточившаяся на 700-километровом фронте от Галиции до Восточной Пруссии, начала медленно продвигаться к русским границам (левобережье реки Висла, линия городов Радом, Кёнигсберг (ныне Калининград).

Вместе с союзными войсками в марше на Россию участвовало 642 тыс. человек (по другим сведениям - 685 тыс., включая резервы) при 1372 артиллерийских орудиях и 156 тыс. лошадях. Собственно французы составляли в армии не более 40 % личного состава. Союзниками Франции являлись Австрия, Пруссия, Швейцария, вассалами-Варшавское герцогство, Испания, Италия, Рейнский союз. Россия имела союзников: Англия и Швеция. Наполеон решил разгромить Русскую армию в пограничном сражении, занять Вильно (Вильнюс) и продиктовать императору Александру I, оставшемуся без армии, свои условия. Войска вторжения развернулись в два эшелона и находились вдоль западной границы России тремя группами.

Русская армия в начале войны имела достаточно огромную численность - 591 тыс. человек (по другому источнику - до 480 тыс. с 1600 орудиями), однако, кроме западных рубежей с Пруссией, Польшей и Австрией, её части стояли ещё и на турецкой границе в Молдавии и на Кавказе, в Крыму, в Финляндии, в Закавказье на границах с Ираном и в многочисленных гарнизонах страны, которые разбросаны до Камчатки. Одной из подобных частей был и Астраханский гарнизонный полк под командованием подполковника Костыгова Степана Фёдоровича (с 8 марта 1811 по 6 февраля 1817), а шефом этого полка в тот момент был генерал-лейтенант Ротгоф Иосиф Васильевич (с 22 сентября 1809 по 18 декабря 1815). История полка будет подробно освещена в соответствующей главе. Такой огромной численности русских регулярных войск к июню 1812 в России не наблюдалось никогда.

Атаман М.И. Платов командовал всеми казачьими полками на границе. В его конный летучий корпус, располагавшийся в Гродно, были объединены 14 казачьих полков (около 7 тыс. сабель). Атаман тщательно изучил все казачьи сноровки, филигранно и скрупулёзно готовил буквально каждого казака для боя.

11 (23) июня 1812 вечером между 8 и 9 часами наши бдительные казаки со своей заставы первыми услыхали топот копыт и скрип колес на том берегу, заметили подозрительное движение на Немане, через который с возвышенного и лесистого берега рота французских сапёров переправилась на русский берег и "высадилась на него без всяких препятствий". Сапёры не знали о том, что делается на русском берегу, и замечали там лишь казачьи патрули. Там было несколько казачьих отрядов (взводов) от 9 до 45 человек в каждом. Всё было «тихо и спокойно», «без всяких помех» со стороны казачьих постов. Однако очень быстро к сапёрам подъехал казачий офицер, командовавший патрулем. Он был один и не знал, что перед ним вся огромная армия Наполеона. Он спросил у сапёров:

- Кто вы такие?

- Французы!

- Зачем вы пришли в Россию?

- Воевать с вами! Взять Вильно!

Вскоре офицер-казак, как отдалился, был убит, грудью став на защиту родной земли, русского народа. Его имя не указано, но должно быть бессмертным. Подобный факт свидетельствует о вероломном нападении Наполеона на Россию без объявления войны.

В трёх вёрстах по реке от Ковно произошла первая перестрелка, «довольно оживленная». Наполеон, почти не покидав своей палатки, был вне себя при звуке первых выстрелов. Казаки бойко ворвались в один из неприятельских штабов и пленили капитана (по другому источнику-полковник) Октав-Анри-Габриель де Сегюра, принца Гогенлоэ. Так первые пули, отважно встретившие врага на Русской земле, были выпущены именно из казачьих ружей. Гвардейскими казаками, которые первыми встретили врага у Немана под Ковно (Каунас), командовал генерал-адъютант, граф В.В. Орлов-Денисов (он же родился в станице Пятиизбянская, которая была общим сборным пунктом Астраханских калмыцких полков; он же сын Василия Петровича Орлова, атамана Войска Донского и внук [по матери] первого графа из казаков генерала от кавалерии Ф.П. Денисова).

В два часа ночи 12 (24) июня по четырём наведённым мостам началась переправа французских войск через пограничный Неман.

В 6 часов утра 12 (24) июня 1812 авангард французских войск вошёл в российский город Ковно. Эта дата 24 июня 1812 в календаре стоит рядом с самой трагической датой 22 июня 1941-начала второй Отечественной войны-Великой Отечественной. За более чем тысячелетнюю историю нашей Родины только две войны, которые назывались Отечественными и между которыми пролегло ровно 129 лет жизни Российского государства. Эти дни 1812 и 1941 - самые памятные дни вероломного нападения на наше Отечество - дни военного столкновения двух крупнейших государств Европы, явившегося следствием серьёзных противоречий между двумя странами.

Переправа 220 тысяч солдат «Великой армии» под Ковно заняла 4 дня. Силы Наполеона пересекли российскую границу, как выше сказано, без объявления войны. Эту вероломную агрессию Наполеон представил всем как «борьбу за возрождение Польши». Он сам один из первых переправился через реку лишь утром 12 (24) июня. Так на Русскую землю обрушилась армия – «двунадесяти языков», - двенадцати народов. В ней были и «пылкие маленькие» французы, и итальянцы, и поляки, и «тяжёлые» немцы, и голландцы, бельгийцы, португальцы, хорваты и др. - всего 16 разных национальностей. Наиболее многочисленными были немцы и поляки. Так перешёл первый эшелон, а второй оставался в тылу, между Вислой и Ордером.

В этот момент Александр I находился на балу у генерала от кавалерии Леонтия Леонтьевича Беннигсена, будущего начальника Главного штаба в армии Кутузова (он же был официально назначен главнокомандующим действующей армией ещё 1 января 1807) в Вильно, где ему казаки доложили о вторжении Наполеона. Российский император направил своего адъютанта, бывшего подполковника Астраханского гренадёрского полка (с 4 марта 1795), генерал-лейтенанта Александра Дмитриевича Балашова (он же бывший первый министр полиции России с 25 июля 1810 по 28 марта 1812,преемник же его - Сергей Кузьмич Вязмитинов - бывший командир Астраханского гренадёрского полка, а предшественник же третьего министра полиции России А.Д.Балашова в 1819 - тот же С.К.Вязмитинов) к Наполеону с письмом, в котором было изложено предложение вернуться к довоенному статус кво. Наполеон принял парламентёра Балашова 18 июня в Вильно, в том самом кабинете, который неделю назад занимал Александр I. Переговоры не увенчались успехом в мирном исходе конфликта при условии, если армия Наполеона покинет Российскую территорию: Наполеон отверг всяческие переговоры о мире. Во время обеда в конце разговора Наполеон с иронией и насмешкой спросил Балашова о кратчайшей дороге до Москвы, на что тот будто бы сказал свою знаменитую фразу, о которой упоминает в "Войне и мире" Толстой: "Русские, как и французы, говорят, что все дороги ведут в Рим. Можно выбрать любую дорогу на Москву. Карл XII выбрал дорогу через Полтаву". По возвращении бывший подполковник Астраханского гренадёрского полка генерал- лейтенант А.Д.Балашов получил назначение оставаться при особе императора Александра I для поручений, тогда как генерал от кавалерии Л.Л.Беннигсен тоже состоял при Александре I, но без определённых поручений.

Так началась первая Отечественная война. Она так назвалась, потому что против агрессора выступала не только профессиональная Русская армия, а и широкие народные массы (ополченцы, партизаны, крестьяне окрестных деревень). Население России тогда составляло 36 млн. человек. Война сразу же приобрела национальный характер. Народная война оказала влияние на все слои общества. Именно она объединила все сословия общества в одной цели - изгнании неприятеля. Война становилась поистине Отечественной!

Наполеон называл эту войну "Второй польской", потому что одной из провозглашённых им целей кампании было возрождение в противовес Российской империи "Польского королевства" как независимого государства с включением в него территорий Литвы, Белоруссии и Украины.

Война 1812-это не война только Наполеона с Россией, а это европейская война, в которую были втянуты почти все государства Европы, в которой главная роль отводилась России и Франции.

В июне 1812 на складах Русской армии имелся запас в несколько сотен орудий, а также до 175 тыс. ружей, 296 тыс. артиллерийских и 44 млн ружейных зарядов. В Астрахани было отковано и выпущено огромное количество пиков. Астраханские пики применялись русской лёгкой конницей в течение 1812-1814. Пики у казаков не имели регламентированных образцов. Русское оружие того времени было относительно высокого качества и по тактико-техническим данным не уступало французскому. Почти вся лёгкая конница в ходе Отечественной войны овладела пиками, превосходя в этом виде оружия наполеоновскую армию. Армия России по технико-военным данным не отстала от армии Франции. Однако слабой стороной Русской армии были "неистовое хищничество, воровство и казнокрадство", многочисленные злоупотребления были узаконены.

Продолжение следует

Владимир Гусев, член Союза журналистов России, член Российского Общества историков-архивистов,

"Факт и компромат" № 38, 26.10.2012 г.