Продолжение. Начало в №№ 20 (483), 21 (484), 22 (485), 23 (486), 24 (487), 25 (488), 26 (489), 27 (490), 28 (491), 29 (492), 30 (493)
Астраханский казачий полк - ч.3
В 1766 будущий кавказский наместник П.С. Потёмкин сетовал на слабую защищённость территории от Моздока до Азова и просил Екатерину Великую переместить туда волжских казаков с Терека, укрепить их другими казачьими формированиями, объединить в один корпус и именовать Астраханским казачьим войском (АКВ).
Вскоре Астраханский казачий полк впервые был преобразован в АКВ. В АКВ служили переселенцы с Дона, калмыки, татары. Особенность АКВ состояла в том, что это войско в отличие от природных казачьих войск Дона, Терека, Яика (ныне Урала) являлось "государственно созданным подразделением, предназначенным для охраны границ осваиваемого Нижнего Поволжья", а также для охраны рыбных ватаг, ямского дела в губернии и для обеспечения безопасности Московского тракта и солепромыслов, защиты русских поселенцев и ногайцев от набегов киргиз – кайсаков (казахов) и от разбойничьих нападений, исходивших с территории Кавказа и из-за Урала.
В 1778 в АКВ возросла численность 536 казаков с большой долей собственно астраханских казаков до 141 человека при общем сокращении численности полка на 12 человек. Уменьшилась доля выходцев с Дона. Войско обретало теперь самостоятельный статус. В Астраханском войске долгое время господствовала залежная система полеводства, трёхпольный севооборот появился, но не имел широкого распространения. Соледобыча и охота носили промысловый характер.
21 февраля 1782 Астраханский губернатор М. М. Жуков отправил приказ «в поселенные астраханского казачьего полку в станицы… не мешкая из каждой отправить по 15 человек казаков при одном уряднике в Астрахань». Оставшиеся на местах казаки должны были круглосуточно контролировать территорию по луговой стороне от Чёрного Яра до Астрахани и отгонять казахов (киргизов) в степь.
В январе 1783 около сотни казахов напали на Белужинский промысел купца Пустошкина. Ловцы сумели спастись, но разбойники угнали 30 лошадей.
В 1783 через Урал перешло до 1300 казахов (киргиз-кайсаков), из которых до 1000 человек вооружено. Об этом сообщил бежавший из киргизского плена калмык Кобень. Его извещения вызвали большой переполох в среде казаков.
В 1784 в состав АКВ была включена Енотаевская команда городовых казаков.
В 1785 основаны Городофорпостинская (с 1893 – Атаманская) и Дурновская станицы.
В 1786 в состав АКВ вошли Чёрноярские и Красноярские городовые казаки.
В 1786 из АКВ переданы во вновь образованную Кавказскую линию казаков Терское, Гребенское, Семейное, Волгское (Волжское) Войска. Хоперский полк выделен в самостоятельный Моздокский полк.
Весной 1790 крупные банды киргизов напали на кордонные посты. Астраханские казаки отразили их.
В 1794 в станице Копановской была выстроена деревянная церковь во имя Успенья Божией Матери. Её постройка обошлась в 20 000 рублей ассигнациями. В ней участвовал и В. Ф. Скворцов. Впоследствии уже в середине 19 века в этой станице появились первые пашенные поля, засеянные пшеницей. К этому времени в крае зародилось 11 сельских поселений. Численность городского и сельского казачества составила 7283 души обоего пола.
В 1796 астраханские казаки в кордонской страже разбили в Рын-песках киргизскую воровскую в 300 человек партию, которая стремилась «на разорения дербетовских калмыков, там кочующих». Они взяли 14 человек в плен.
В 1796 часть астраханских казаков участвовала в очередной русско-иранской войне. В составе русской армии под командованием В. А. Зубова астраханцы сражались при взятии Дербента, Баку, Кубы и Шемахи.
В 1797 астраханские казаки преследовали и разбили близ реки Урал «Киргизскую воровскую партию», которая захватила «в плен от крепости Узеньской российских людей». Они отбили пленников. В тот же году АКВ под командованием генерал – майора Попова при урочище Сертлих «истребил киргизскую воровскую партию…» и отбил трёх человек российских пленников. Перманентная война в междуречье Волги и Урала продолжалась до 1862.
В 1799 Астраханское казачье войско преобразовано в Астраханский казачий полк (АКП).
С 1801 всех казахов успокоило разрешение султану Букею поселиться на русских землях. Султан не был в состоянии держать в уезде своих поданных, но был «любим» своим народом, что не мыслил спокойной жизни без казачьей охраны первоначально в 25 человек, а затем по его же просьбе доверенной до 50 человек. В правление султана Сыгая команду довели до 100 казаков и 50 калмыков при 2-х орудиях.
В 1801 в АКП включились городовые казачьи команды: Саратовская, Камышинская и Царицынская, а также остатки волжских казаков, некоторое количество калмыков и татар.
Астраханские казаки несли конно-полицейскую службу в Астрахани, Саратове и некоторых уездах. Конный наряд казаков в Астрахани (с населением 30 тыс. человек) доходил до 60 человек. Служба состояла в объездах города, для чего в каждый полицейский участок ежедневно назначались 4 казака. Ежедневно назначались по два конно-вестовых казака к губернатору и полицмейстеру.
В 1802 к АКП присоединились Пичужинская (Пичигинская) и Александровская станицы, которые образовались из остатков Волгского казачьего войска.
В 1803 количество строевых казаков АКП достигало 1600 человек. АКП занимал уже 16 юртовых станиц и 57 хуторов, земельный фонд составлял 808 тыс. десятин, в том числе у станиц 706 тыс. десятин.
В сентябре 1806 было принято решение о приписке к АКП всех казаков Астраханской округи. Этот полк преобразован в три самостоятельных Астраханских полка №1, №2, №3.
К первому Астраханскому полку относились станицы Казачьебугровская, Городофорпостинская, Дурновская, Лебяжинская, Косикинская, Сероглазинская, Замьяновская и Красноярская команды. Ко второму Астраханскому полку – станицы Копановская, Ветлянинская, Грачёвская и команды Енотаевская, Чёрноярская и Царицынская. К третьему Астраханскому полку – команды Дубовская, Камышинская, Саратовская.
В 1806 – 1807 есаул Василий Филиппович Скворцов командовал отрядом казаков при охране Эмбенских промыслов. Он «нашёл киргизские воровские партии в лодках… вступил с ними в действительное сражение, и, несмотря на превосходство сил их, разбил оных, отнял у них одну лодку и одну медную пушку, взял в плен 16 человек и остальных принудил обратиться в бегство». За этот подвиг 26 ноября 1807 В. Ф. Скворцов был награждён орденом Св. Анны 3-го класса на сабле.
Надо сказать, что В. Ф. Скворцов начал службу казаком 1 мая 1778, прошёл все старшинские звания – капрала, урядника, хорунжия, сотника (1737), прапорщика (1788), подпоручика (1790), есаула (1801). Впоследствии, уже 24 мая 1812 он был произведён в Войсковые Старшины.
Помимо сторожевой службы, на астраханских казаках лежала охрана почты и курьеров, обеспечение карантинной службы в случае эпидемий.
В 1807 во время чумы в Астрахани для обеспечения карантинных мероприятий и ввиду назревших беспорядков в город было введено 500 казаков.
В 1808 астраханские казаки разделены, как выше сказано, на 3 полка, на обязанности которых лежало содержание кордонов на 4-х линиях: Каспийской, на протяжении 260 вёрст – 14 постов; Ахтубинской - на 270 вёрст -17 постов; Елтонской и Узенской - на 580 вёрст – 23 поста.
Почтовая, караульная, полицейская и конвойная службы возлагались, как правило, на отставных казаков и чиновников, а при их недостатке и на «малолеток», и осуществлялись по очереди, со сменой через год.
В 1810 в станице Копановской, где поселился славный казак Филипп Фёдорович Скворцов, насчитывалось 455 дворов и 27650 жителей (1385 мужчин и 1370 женщин).
В 1811 в калмыцкие полки Тюменя и Тундутова было назначено по 10 казаков АКП с целью "показа калмыкам порядка казачьей службы, присмотра за ними и других употреблений".
Для астраханских казаков войсковой праздник – 19 августа. Почти все праздники сопровождались соревнованиями в рубке, стрельбе, джигитовке. Характерны «гулебные» игры, инсценировавшие военные баталии или казачью «вольницу».
Казачьими атрибутами являлись папаха, нагайка, шаровары, шашка. Традиционная одежда: военная форма, фуражка, бешмет, черкеска, чекмень, бурка, китель, гимнастёрка, галифе, сапоги, валенки, редко лапти. Зимняя одежда: овчинная шуба, тулуп, кожух, ватное пальто (плиски, жупейки), кофты (ватянки, холодайки)…
Основой питания казаков были продукты земледелия, животноводства, рыболовства, овощеводства и садоводства. Доминировали традиции русской и украинской кухни, а также кухни народов Кавказа, Средней Азии, Поволжья, Сибири и Дальнего Востока: замораживание мяса, рыбы, пельменей, молока, сушка творога, овощей, фруктов и ягод. В русской печи выпекали хлеб из кислого теста на поду и в формах, пироги, пирожки, шаньги, булки, блины, оладьи, лепешки, преснушки, бурсаки, колобки, кныши, маканцы, орешки, розанцы (хворост), крендели. Лепешки часто готовили на сковороде без жира. Блюда из муки, заваренной в кипятке, - затируха, джурьма, баламык, саламат составляли основу постного рациона, их готовили во время рыболовного промысла, в дороге, на сенокосе. Готовились галушки, вареники, лапша, кулага, кисель, пшенники (из пшена и риса), «каша с рыбой», каши с тыквой и морковью, крут (сушеный сыр), каймак, ремчук, сарсу, варенец, ряженка, сметана, творог, уха, щерба, жарина, рыбные котлеты, фрикадельки, борщ, щи, похлебка, суп, овощные блюда с квасом, жаркое с овощами, пожарок, бекмес. Рыбу сушили, коптили, вялили. Арбузы и дыни солили. Мякотью арбуза заливали солёные огурцы, помидоры, капусту. Пили квас, узвар (компот), кислое молоко, разведённое водой, сыту из мёда, бузу из солодкового корня, брагу, кислушку, чихирь, самогон (горилку), чай из дикорастущих трав и корней (мята, Иван – чай, листья ежевики, малины, смородины…). Повсеместно употреблялись дикорастущие плоды: тёрн, вишня, смородина, алыча, яблоки, груши, орехи, шиповник.
Для астраханского казачества была характерна большая неразделенная семья. У донских, уральских, терских, кубанских казаков существовали трёх-четырёхпоколенные семьи, численность которых доходила до 30 человек. Известны малые семьи из родителей и неженатых детей. Круг брачных связей ограничивался. Глава семьи – дед, отец или старший брат – был полновластным хозяином.
Для казаков характерны традиции совместного проведения досуга: общественные трапезы после окончания сельскохозяйственных или промысловых работ, проводы и встречи казаков со службы. На крестинах мальчика «посвящали в казаки»: надевали на него саблю и сажали на коня. Гости приносили в дар новорождённому (на зуб) стрелы, патроны, ружьё и развешивали их на стене. Дети мужского пола чиновников, урядников, казаков, священнослужителей, не состоявших в духовном звании, за исключением дворян, по достижении 17-летнего возраста записывались на 2 года в «малолетки» и привлекались к отбыванию станичных повинностей. А при достижении 19-летнего возраста их записывали в казаки и приводили к присяге на верность службе. Итак, казак числился малолетним с 17 до 20 лет, потом служилым – до 50 или 55-ти лет, а затем ещё 5 лет домоседным и, в конце концов, отставным.
Популярным фольклорным жанром у казаков были песни (старинные историко–героические, обрядовые, шуточные, исторические предания, былины, топонимические рассказы. В казачьи чины входили: пластун, приказный, пятидесятник, младший урядник, старший урядник, вахмистр, подхорунжий, хорунжий, сотник, подъесаул, есаул, войсковой старшина и, наконец, казачий генерал. Срок службы – 20 лет. В казачьем полку не полагалось иметь священника, аудитора, лекаря, фельдшера и трубачей. Полк не имел колёсного обоза. У казаков он заменялся вьючным обозом. В АКП полагалось содержать столько же вьючных лошадей, сколько и строевых. Вьючий казачий обоз не был собственно обозом ввиду наличия малого груза у казаков в военное время.
Казаков – мусульман определяли служить в мусульманские полки, а буддистов – в буддийские. Притом если казак – мусульманин или буддист – принимал крещение, то его переводили служить в православный полк. Однако в АКП, где большинство казаков были православными, появились представители различных религий и сект: мусульмане, буддисты, католики, лютеране, старообрядцы. Казачья веротерпимость обусловлена " прежде всего необходимостью выживания в окружении иноверческого населения". Многих иноверцев приняли в состав казачьего сословья. Калмыки, татары были «великолепными казаками». Такое смешение народов способствовало наличию у астраханских казаков исключительной веротерпимости к последователям других религиозных верований. Это было самобытностью, нетривиальностью и неповторимостью Астраханского казачества в его полиэтническом составе. По губернии русские составляли 40,8 %, казахи-25,0 %, калмыки-13,8 %,татары-5,3 %. Казаки были "объединены конвойно-караульной службой и взаимной экономической заинтересованностью".
Перед войной 1812 Россия располагала весьма значительной иррегулярной конницей: 136 казачьих полков, 100 тыс. всадников. В это число входило три астраханских. Оружие астраханских казаков состояло из сабель, пистолетов, карабинов и пик. Ездили казаки, как и их далёкие предки в 1400 – 1500-х годах, «на седлах с высокими луками, подушками и на длинных стременах». В отличие от всей регулярной кавалерии мундистуков и шпор казаки не знали и погоняли «своих невысоких, неказистых с виду, но очень выносливых лошадок нагайками».
Астраханские казаки часто применяли тактические приёмы: «лава» (атака рассыпным строем) и «вентерь» (засада). Этот был «излюбленный боевой порядок казачьей кавалерии, изобретённый самими казаками». Он соответствовал природным качествам казаков: сообразительности, проворству, увёртливости, хватке, сноровке, изворотливости, приметливости, талантливости действовать в одиночку. Казаки никогда не употребляли галопа, вместо которого всегда шли «намётом».
Славной страницей истории астраханских казаков является их участие в Отечественной войне 1812. Из–за малочисленности АКП и в связи «с острой необходимостью во внутренней службе на кордонах», АКП не мобилизовали на боевые действия. Всё–таки часть астраханских казаков сражалась в составе Калмыцких полков №1 и №2 (Тундутова и Тюменя). Часть казаков воевала против французов в рядах Русской конницы.О боевых действиях казаков будет рассказано в соответствующих главах.
В Отечественную войну 1812 казаки взяли в плен около 90 тыс. вражеских солдат и офицеров, отбито 300 орудий. Участие астраханских казаков в ней было великим напряжением духовных и физических сил, высоким подъёмом мужества, героизма и боевых искусств, в которых человеческая кровь порой текла реками, а картины совершавшегося студили великой трагичностью сердца участников войны и заграничных походов 1813-1814 годов. Подвиги астраханских казаков вписали их имя на скрижали мировой истории.
Продолжение следует.
Владимир Гусев, член Союза журналистов России, член Российского Общества историков – архивистов,
"Факт и компромат" № 31, 7.09.2012 г.