Астраханцы высказали идеи развития туризма в Астрахани

В своих соцсетях дорогая редакция «AST-NEWS.ru – Астраханские новости» спросила у дорогих читателей: как развить туризм в Астрахани? Не опираясь на рыбалку и охоту в области. А именно в областном центре.

В ответ получено сто комментариев. Публикуем наиболее концептуальные.

Наталья Харина: У нас много легенд, связанных с купеческими особняками, историей Кремля, пребыванием в Астрахани разных исторических личностей (Дюма, Чернышевский и т.п.). Опять же, Астрахань - торговый город, здесь тоже можно найти немало интересностей. Гастротуризм, наверное, будет востребован - икра, арбузы, вобла...

Катерина Александрова: Медицинский туризм - это доступная и квалифицированная стоматология, косметология, спа, центры для похудения, мед. голодания. Протезирование и пр.

Инфотуризм - обучение, конференции. 365 на удалёнке, а летом в городе.

Развлекательный туризм.

Но всё это почти невозможно, потому что власти не могут навести порядок в городе. Хотя бы в центре. Сначала надо убраться. Потом подновить инфраструктуру, потом отрезать все пальцы всем сотрудникам «Зелёного города», потом менты и гаишники должны остановить непрекращающийся круглосуточный бедлам в центре, потом гжи должно выйти из комы и навести порядок в жилых домах и пр.

Михаил Поляков: Если не зацикливаться на Кремле, то вариантов масса, от проведения реально крутого фестиваля помидор и арбузов и до костюмированного празднования возвращения в Астрахань из Персии Стеньки Разина с обязательным бросанием девушек в "набежавшую волну". Это ещё если не рассматривать вариант строительства здесь памятника Одину и его асам, так как есть вариант что скандинавские боги - выходцы из наших мест.

Александр Драчевский: У нас закоулочки старинной Астрахани если не разрушат до конца, то атмосфера царской России сюда может реально привлечь народ. И не хуже Питера, если до ума довести и рекламу сделать. Иногда по старинным районам с таким удовольствием проходишь.

Виктор Протопопов: Рыбалка и охота - это не развитие туризма. Базы отдыха строятся за счёт частных денег и роль государства тут, как обычно, только стричь налоги с бизнесменов.

Из интересного:

1. Экотуризм (агротуризм есть такое понятие в Италии).

2. Развитие заповедника. Только по-настоящему, а не как обычно.

3. Музыкальный фестиваль (но не как в Сарай-Бату, а по-настоящему крутой). Пример: AlfaFuturePeople в Нижегородской области.

4. Джиппинг по барханам, например. С обедом на чабанской точке национальными блюдами. Только джиппинг нормальный, как в Дубай.

5. Двухдневный тур на вездеходах по пойме Волги (от Аксарайска и на самый север) с остановкой на ночевку в приличной гостинице.

6. Гастротуризм - интересная вещь. У нас стык религий и регионов. Можно в одном месте кушать блюда разных народов мира. Главное стилизовать верно.

Вариантов придумать можно очень много.

Но заниматься этим некому. Кадры у нас выращены при совке или воспитаны под чутким влиянием людей из совка. Поэтому и фестивали все ужасные, поэтому и городские праздники все похожи на пережиток прошлого. У Москвы получилось оттолкнуться и выйти на новый уровень, а у нас по-прежнему все на уровне клуба в селе.

Все и не только эти идеи мы проговаривали в далеком 2012 году на каком-то из совещаний по туризму в Астрахани. Тогда я себя ещё тешил надеждами, что смогу что-то изменить. Но юношеский максимализм прошёл и наступил период осознания того, что ничего в этой стране никому не нужно и все заточено на одно - высосать побольше денег из недр и населения.

Павел Попов: Событийный туризм, в первую очередь. За ним все и потянется.

Екатерина Некрасова: Атмосферные прогулки по старым кварталам с квалифицированными краеведами, а не с дилетантами, как это часто бывает. Чтобы туристы полностью погружались в атмосферу старого города. При этом развивать водный экскурсионный транспорт, а также доступные и цивилизованные точки общепита с аутентичными астраханскими угощениями. Это должен быть единый, активно развивающийся проект, а не разрозненная индустрия, как сейчас.

Гельфия Измайлова- Алабердеева: Экскурсии на лодочках по каналам, возможность самим сесть на весла, остановки с дегустацией блюд народностей, проживающих в Астрахани.

Арсений Аксенов: Пока не будет хороших пляжей в шаговой доступности - никто не поедет.

Юрий Кибиров: Не то чтоб мысль, хочу просто историей поделиться.

На заре всяких там интернет-знакомств мы дружили с девочкой из Благовещенска, что далеко, на Амуре. И так вышло, что ей надо было надолго в Москву, и она решила, что на таких расстояниях заехать по пути в Астрахань - вообще не крюк, и спросила, сколько надо пробыть в городе, чтоб посмотреть интересное.

Неделю - заявил я самоуверенно. Она заложила неделю.

Приехала в ночь, утром мы пошли гулять, к вечеру я ей показал вообще всё, что сам считал интересным, включая исторический центр, оба моста и кажется, несколько музеев.

Остальные шесть дней мы сидели дома, грызли воблу под пиво и смотрели киношки - короче, мне кажется, на большую туристическую программу сложно в городе материала наскрести. Хотя, конечно, давно это было - мы в IRC тогда все общались, кто такое сейчас помнит.

Дамир Батыршин: Фишка нужна. А с фишками в России проблемы.

Вот Санторини - всемирная столица закатов, чтобы на них посмотреть, едут со всего мира. И я там был, честно говоря, смотреть не на что - каждый день солнце садилось не в море, а в туман. Местные говорили - это только сегодня погоды нет, а так все хорошо. Но так продолжается всегда, достаточно посмотреть отзывы. У нас на Балтике закаты гораздо красивее, но их никто не раскручивает. А по отношению к закатам на Санторини сложился консенсус.

Плюс нужна гастрономическая особенность. То, что можно попробовать только здесь. На Санторини, к примеру, это вино винсанто, в других местах Греции его не продают. На Санторини туристы с Крита готовы приезжать на 1 день, тур стоит 200 евро. Вот это раскрутка!

Какая фишка может быть в Астрахани? Для привлечения российских туристов это может быть историческая. Например, можно тут устроить ежегодный фестиваль в честь окончания Смутного времени в России. Или праздновать основание Золотой Орды как основы современной российской государственности под девизом "Поскреби иного русского и найдешь татарина". Для эксплуатации исторической темы и город не нужно приводить в порядок. Наоборот, чем хуже он выглядит, тем аутентичнее будет мероприятие.

Ну и с гастрономической составляющей можно что-нибудь придумать. Настойка на чилиме, настойка на вобле, настойка на конопле.

С коноплей вообще можно развернуться. Но для этого нужно добиться, чтобы области присвоили статус территории легалайза. Вот тогда туристы попрут - не будете успевать капусту стричь.

Alau Amir: Сделать Астраханскую «Венецию».

Нужно не мало средств что бы привести облик города в цивильный вид вдоль всей набережной реки Волга, а также вдоль каналов.

У нас есть два канала по Красной набережной и Набережная 1 Мая, вдоль которых есть дома, имеющие свою историю. Возможно, и реконструировать мосты, сделать их более изящными, красивыми.

Пустить экскурсию по воде.

Наталья Бажан: Помыть город для начала и восстановить/реставрировать все памятники архитектуры. Прямо реставрировать, обозначить на табличках историческую ценность, а не признавать аварийными либо продавать. Многие туристы раньше приезжали с удовольствием в город на экскурсии - а сейчас, кроме Кремля, что у нас смотреть? Раньше у Астрахани была своя душа, сейчас это безликий грязный провинциальный город, не пригодный не то что к туризму - к житию нормальному. Туристическая привлекательность - это совокупность многих факторов. Системный подход. Не бывает так, что искусственно сделали "туристически привлекательным".

Про пляжи молчу.

Кроме того, чтобы сделать что-то туристически привлекательным - прежде всего следует понять, на кого вы ориентируетесь. Можно какие угодно фестивали устраивать - но кроме местных они никому интересны не будут.

Ивенты следует создавать, исходя из желаний потенциальных туристов, их интересов и хотелок, а не собственных интересов/ возможностей.

Илья Тарков: Что нужно туристам? Если я езжу в Европу, то я ценю:

- кухню

- сервис (удобство поездок, поиска маршрутов и всего интересного (нативность и четкость)

- архитектуру

- парки

- уникальность шопинга и отдыха на конкретной территории

- возможность сгонять в окрестности на разные туры одного дня или своим ходом

- пляжи

- прогулки по реке

- чистоту улиц, благоустройство и порядок.

Есть народ, который едет на различные мероприятия, выставки, концерты, фестивали и т.д. с аутентичной спецификой – событийный туризм.

Это базово. Отсюда уже «плясать». Долгосрочно – приводить город в порядок, особенно центральную часть, восстановить архитектурный облик. Краткосрочно – штурмовать идеи по событийному, историческому туризму и т.п. Закладывать больше смыслов, используя наши сильные стороны, чтобы удержать туриста и вызвать желание вернутся, попробовать все плюшки. Дубай так делает.

Из денежноемкого:

- Создавать кластер водного транспорта

- Аквапарк с парком развлечений

- Пляжи с быстрым трансфертом из центра

Вообще одна проблема тянет другую и т.д., нужен комплексный подход - Стратегия Развития региона. А не то, что там сейчас втихаря делается и принимается. Варяги рано или поздно поупражняются и уедут, а дальше что?

Надежда Калашникова: Я уже несколько раз говорила про остров Городской. Конечно, проект требует очень крупных вложений, но бизнес будет существовать десятилетия. Надо просто благоустроить остров.

Сергей Кузовов: Из городского острова потихоньку делать мегаинтересный проект, возможно отдать его вольным художникам, разрешить инсталляции там делать, а для начала просто как парк большой сделать, потихоньку дорожки щебнем укладывать. И, да, слегка поднять, чтобы не подтапливало.

Эльдар Идрисов: Этнокультурные подворья давно пора делать с гастрономией и зрелищами - Казачий курень, Татарская слобода, Армянское подворье, Корейская чайная, Кавказский дворик и так далее.

Виталий Осиик: Для начала общепит открыть и прогулки по волге с остановками на островах, в том же Сарай-Бату. Дать туристам пособирать арбузы и половить рыбку. Пусть монетки поищут в отведенных местах. Фермы осетровые тоже интересны. Тот же лотос. Придумать можно многое. Желания у властей нет. В городе толком даже купаться негде. Пляжи могут быть только муниципальные. Как бизнес - это нерентабельно.

Волга, лотос, рыбалка, арбузы, кремль и инфраструктуру ко всему и этого достаточно.

Скажу крамольную, возможно, вещь: чтобы все заработало, нужно убрать тех чиновников, кому поручено это развивать и «помогать» бизнесу.

Владимир Тихомиров: Конечно же, это и Кустодиевская галерея, и старина, и 17 пристань, и рестораны... Но было бы великим делом восстановить маршруты трамвайчиков, комет, ракет и другого малого речного транспорта со старинными колёсными буксирами пароходами, баркасиками и парусными прогулками, и как в Венеции вёсельные туристические прогулки по каналам городским...

Алексей Глухов: Эти вопросы нужно задавать туристам! Они хотят развлечений, они ездят по другим городам и странам и видят: чего не хватает у нас.

Аквапарка на острове не хватает. Не пляжи городить и деньги спонсоров тратить на бесполезные постройки, которые водой смоет и варварами разрушатся, а построить один большой аквапарк. И там уже и гастрономию, и этнокультуру, и развлечения активные и пассивные. Одним кремлём не удивишь, да и кремлей этих в стране достаточно.

Активный отдых - хорошая замена Турции и Египту. Остров большой, там и верблюды, и лошади и другой животный мир поместится. В самом городе места уже нет, вся земля в частной собственности, остров свободен.

В каждом курорте есть точка притяжения, ее нужно создавать.

И улицы Плещеева с Бакинской не домами застраивать, а строить большой городской парк. Аттракционы, зоопарк, велодорожки, фонтаны, беговые дорожки. Никаких паркуров и иной дребедени морально устаревшей.

Вот. Все проекты имеются, придумывать ничего не нужно! Вот практически главный тезис программы любой коалиции кандидатов в депутаты города.

Николай Устинов: Нужно отреставрировать все памятники архитектуры, создать максимальное количество пешеходных маршрутов с развитой розничной торговлей и сферой услуг, масса городов ни имеют ни моря, ни пляжей, ни рыбалки, а привлекают к себе туристов приятным внешним видом, перспективой интересных покупок и хорошего досуга.

Виктор Винокуров: В общем-то никак. Денег нет, народ ленив, в сфере обслуживания работать не готов морально и психологически. Любые здравые инициативы умирают и гасятся на корню. Вывод один: никогда город не будет туристически привлекателен, пока у власти исполнители, умеющие только «брать под козырёк».