Уже несколько недель десятки судов в районе азовского побережья не могут сдвинуться с места. Аномальный мороз сковал льдом акваторию.

Толщина льда в местах, где находятся вмерзшие в лед суда, достигает 40-60 см. Среди членов экипажей много наших земляков. Ситуация, по их словам, близка к критической. Заканчиваются продукты питания, вода и топливо.

НА УКРАИНСКОЙ ТЕРРИТОРИИ БЕДСТВУЮТ

16 судов находятся в ареале косы Еленина, шесть — в районе порта Темрюк (Краснодарский край), 11 судов — в украинской акватории. Если относительно новые суда пока держатся, то старым приходится несладко. Как сообщает наш источник, находящийся в эпицентре событий в украинской акватории, погодные условия буквально уничтожили несколько судов. Старые сухогрузы, повидавшие не одно море, лед разламывал, как игрушечные. На одном из них за это время произошел пожар, другое получило пробоину. Очевидцы сообщили, что людей эвакуировал вертолет.

Астраханцы, работающие на торговых судах, говорят, что на исходе не только продукты, но и вода. «Мы уже не стираем и не моемся, воду бережем только для питья и приготовления пищи, — рассказывают земляки, работающие в судоходной компании «Палмали». — Из провианта остались только крупы. В пятницу с вертолета нам сбросили мешок с 30 кг картошки, 4 кг мяса и немного лука». Таким же образом «манна небесная» попадает на суда других компаний.

К судам не могут подойти даже ледоколы, поэтому единственный путь сообщения с землей — по льду пешком. Морским пленникам помогают местные жители с побережья, делятся кто чем может. Все с нетерпением ждут украинских или российских ледоколов, так как оптимизма уже мало.

В астраханском представительстве компании «Палмали», сообщили, что за кромкой льда на Азовском море находятся шесть их судов. Топливо и продукты уже закуплены и погружены на российский ледокол, который подойдет к их кораблям, как только появится возможность. Однако информацию, что на суда компании продукты сбрасываются с вертолета, нам не подтвердили. «Мы проводим мониторинг каждый день, общаемся с капитанами. Критических ситуаций пока нет. По крайней мере, на наших судах. Мы знали, что будет лед, холодно, поэтому определенный запас был на каждом судне. Конечно, он сейчас истощается. Но пока вертолетами доставлять продукты на наши суда необходимости нет. У нас достаточно флота, у кого-то запасы были больше, команды этих судов делятся друг с другом», — комментирует официальный представитель компании «Палмали» Юрий Гусев.

ЛЕДОКОЛЫ СПЕШАТ НА ПОМОЩЬ

В акваториях, относящихся к российской зоне, ситуация менее напряженная. По информации южного регионального центра МЧС России, судов, поврежденных в результате оледенения, нет. Как сообщили «Горожанину» в пресс-службе центра, по состоянию на 15.00 вторника ледоколы «Капитан Мошкин» и «Капитан Крутов» подошли к судам в район косы Еленина и приступили к обкалыванию льда с 16 судов. «Суда имеют запас провизии на срок от двух до двадцати суток. После того как они будут освобождены изо льда, их выстроят в кильватер и с помощью ледоколов будут выводить в порты Таганрог, Азов и Ростов», — говорит начальник пресс-службы южного регионального центра МЧС России Олег Греков.

«Только что мы совершили с помощью вертолета К-32 облет акватории, установили взаимодействие с морским спасательным координационным центром и с капитанами портов «Кавказ», «Темрюк». Они знают морскую обстановку, согласовывают с нами действия, — продолжает Олег Греков. — На данный момент сигналов SOS не поступало. Региональный центр готов к реагированию на любую чрезвычайную ситуацию».

По его словам, спасатели продолжают мониторинг ситуации на Азове. Работает оперативный штаб регионального центра. По данным метеорологов, ситуацию осложняет сильный ветер.

В ЭТО ВРЕМЯ НА КАСПИИ...

Между тем на Каспии ледовая ситуация тоже достаточно сложная. Как сообщил капитан морского порта «Астрахань» Магомед Абдулатипов, по состоянию на 14 февраля в северной части Каспийского моря толщина льда составляет около 60 см. Происходит торошение льда, в торосах толщина доходит до 1 метра. Лед дрейфует со скоростью до 0,5 узла (около километра в час) при восточном ветре в 12-17 м/с.

Кромка льда проходит по параллели 44 градуса 15 минут северной широты. Протяженность ледокольной проводки составляет более 290 км. У кромки льда стоят восемь судов, ожидающих ледокольной проводки. 21 плавсредство, не соответствующее режиму плавания во льдах, ожидает отмены ограничений. Сообщений о возникновении нештатных ситуаций не поступало. Проводку осуществляют ледоколы «Капитан Чечкин», «Капитан Букаев» и «Капитан Мецайк».

Анна Логинова,

"Горожанин" № 6, 15.02.12.