Жители поселка Приволжье жалуются, что в часы пик невозможно сесть в маршрутку. Впрочем, эта проблема актуальна для любой из окраин Астрахани. Можно ли ее решить и как? Корреспондент «Газеты «Волга» разбирался в проблеме.
Хоть такси бери
«Дочь учится в колледже, чтобы попасть вовремя на учебу, приходится платить в два конца, ехать на конечную остановку, стоять там в очереди, — рассказывает жительница поселка Приволжье Наталья Лисина. — Вечером, после восьми, маршрутки практически не ходят. Недавно маме надо было приехать к нам из города, пришлось брать такси. Пенсия маленькая, а живем, выходит, на широкую ногу».
По данным управления транспорта и пассажирских перевозок администрации Астрахани, поселок Приволжье обслуживают три муниципальных маршрута (№№ 29, 58 и 77) с общим числом «Газелей» 43 единицы. Всего же через Приволжье, в том числе транзитом, проходит восемь маршрутов, насчитывающих 120 транспортных единиц. Казалось бы, куда больше? Ан не хватает.
Пустить большегрузы
В мэрии пока не знают, как решить проблему. Как сообщили в транспортном управлении, на сайте администрации города (astrgorod.ru/cjntent/oprosnik) размещена анкета, включающая вопросы, связанные с транспортным обслуживанием населения. «После проведения всех необходимых мероприятий специалистами будет рассмотрен ряд вопросов по улучшению маршрутно-транспортной сети Астрахани, в том числе и открытие новых маршрутов или продление существующих», — говорит начальник управления Александр Макухин.
Перевозчики считают, что решить проблему можно другим способом. «Достаточно пустить утром и вечером большегрузные автобусы «АстраханьПассажирТранса», — говорит вице-президент Региональной ассоциации автотранспортников (РАСА) Дамир Булатов. — Ездить им целый день бессмысленно, они будут возить воздух и не окупят топливо. А вот два автобуса утром и два вечером решили бы проблему». По его словам, перевозчики неоднократно озвучивали эту идею, но договариваться с «АстраханьПассажирТрансом» должна горадминистрация.
Увеличивать же количество «Газелей» на маршрутах, по его мнению, нецелесообразно: пассажиры выиграют, а перевозчикам работать станет невыгодно. К тому же узкая улица Магистральная и так перегружена.
Тариф решит дело
Есть еще один вариант решения проблемы, по нему пошли предприниматели на маршрутах №№ 63 и 64, обслуживающих Военный городок. Там «Газели» заменили микроавтобусами-иномарками вместимостью до 25 пассажиров — фордами, мерседесами, ситроенами и другими. Это заметно облегчило жизнь жителям самого Военного городка и микрорайонов, расположенных по маршруту.
Но замена подвижного состава на других маршрутах идет медленно. По данным управления транспорта и пассажирских перевозок, с начала года индивидуальные предприниматели-перевозчики заменили 163 транспортных средства, из них микроавтобусов-иномарок — чуть больше 30.
Между тем, уверен Дамир Булатов, в 2016 году, когда вступит в силу федеральный закон о пассажирских перевозках (ФЗ-220) и перевозчики смогут сами контролировать тарифы, проблема разрешится сама собой, так как у предпринимателей появятся средства на закупку новых машин. Напомним, 220-й ФЗ предусматривает два вида пассажирских перевозок: по регулируемым тарифам и нерегулируемым. «Регулируемые предусматривают муниципальные контракты по конкретным маршрутам и компенсацию из бюджета выпадающих доходов перевозчикам, — поясняет Дамир Булатов. — Сегодня муниципальных контрактов нет и финансовая поддержка перевозчиков отсутствует. Поэтому мы считаем, что у нас все маршруты нерегулируемые».
Впрочем, по его словам, резкого скачка цен ожидать не стоит. «Сегодня в такси по городу можно проехать за 80 рублей, то есть по 20 рублей с пассажира, — говорит вице-президент РАСА. — Если поднять тариф выше, никто на маршрутках ездить не станет». Тем более, по слухам, региональная служба по тарифам готовится утвердить с нового года стоимость проезда в маршрутках 19 рублей.
Вероника Иошко,
"Газета Волга"