Жители Приволжского района Астраханской области в течение мая стали подопытными кроликами новой политической технологии, которая, очевидно, в ближайшем будущем будет транслирована и на другие регионы. Из 10 кандидатов, которые дошли к финалу, пятеро являются членами «Единой России» самого разнообразного уровня – от руководителя приволжского отделения партии до рядовых членов районных отделений. Наводит на некоторые размышления?
Основываясь на данных социологических исследований, проведенных дорогущими московскими компаниями, партия делает очень простой, но эффективный шаг: просто забивает все возможные электоральные ниши своими кандидатами. Нужны представители коренных национальностей, проживающих на территории района? Пожалуйста, вниманию избирателей представлены Сатвалдиев и Мулляминов. Нужны избирателям представители социально ориентированных профессий? Пожалуйста, кандидат Красовский. Нужны коммерсанты? Пожалуйста, кандидат Поплевко. Нужны успешные предприниматели, успешно сочетающие вторую по численности в районе национальность и талант бизнесмена? Пожалуйста – лошадка, которую старательно припрятывали от черного пиара и внимания дотошных журналистов – Уталиев (член Ленинского отделения партии единая Россия) и который, почему то в тайне от всех, очень рано утром первого после выборов понедельника, когда в государственной думе никого, кроме уборщиц еще не было, лично пришел на доклад к главному единоросу региона Клыканову.
Итак, что же показывает анализ действий партии за этот месяц? 27 апреля партия единогласно выдвигает кандидата Красовского (который в последствии проиграл выборы), снабжает его всеми полномочиями, но при этом почему-то умалчивает о том, что параллельно с ним выдвинулось еще 4 кандидата - однопартийца. О них, обратите внимание, никому и ничего не известно. Вокруг Красовского же моментально развивается странный ажиотаж: при всем партийном влиянии не делается ни малейших попыток скрыть уголовные дела вокруг него, к нему прикрепляют самого раскрученного и самого дорогого политтехнолога в регионе, ему отдают на полное распоряжение весь не хилый административный ресурс и громогласно об этом заявляют. Отвлекающий маневр удался.
В это время остальные кандидаты тоже не сидят, сложа руки. Особо не афишируя, им передаются лучшие рекламные места в прессе и наружной рекламе, направляются финансовые средства приближенных к партии финансовых кругов, что позволяет им проводить полномасштабные избирательные кампании, ориентированные на представителей их социальных ниш. Дальше, по всей видимости, кураторы выборов от партии, сидели и с интересом наблюдали за выборным процессом, как, скажем за финалом чемпионата мира по футболу, изредка позволяя вмешиваться в ход выборов. Например, небезызвестный Николай Сандаков почему-то проводил свой отпуск в конце апреля вместе с политтехнологами Уталиева и Сатвалдиева и даже особо этого не скрывал, а появившись в начале мая, раз в неделю вальяжно появлялся на совещаниях штабов всех кандидатов.
К сожалению, мы стали свидетелем того, что выборы все больше и больше становятся не борьбой политических партий, а умением «Единой России» грамотно мимикрировать под нужды избирателей, занимать все электоральные ниши и не оставлять тем самым ни малейшего шанса представителям других политических сил (кандидаты партийцы суммарно взяли 90% голосов избирателей), а нескончаемая река денег (по инсайдерской информации только партиец-кандидат «серая лошадка» Уталиев потратил 15 млн. рублей, суммарная сумма затрат кандидатов партийцев, как пить дать, переваливает за 20 млн. рублей), направляемая на выборы, не оставляет более бедным политическим оппонентам (СР, КПРФ) ни малейшего шанса.
"Факт и компромат" №15, май 2009 г.