Календарь новостей
пнвтсрчтптсбвс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Атака с моря. В первом эшелоне десанта находились бойцы батальона морпехов Каспийской флотилии

17.10.2018 15:04

 

Атака с моря. В первом эшелоне десанта находились бойцы батальона морпехов Каспийской флотилии

Если в прошлые годы к высадке морского десанта на Каспии, как правило, привлекался отдельный батальон морской пехоты, дислоцированный в Республике Дагестан, то нынешней осенью такую задачу выполнял батальон морпехов, размещённый в Астраханской области.

В начале октября в районе проведения двустороннего КШУ под руководством командующего войсками ЮВО на Каспии у дагестанского берега стояли по-летнему погожие дни. Однако за сутки до учений с участием отряда десантных кораблей (ДЕСО) с севера налетел циклон, заставивший командование флотилии перенести сроки высадки морского десанта. Но вот наконец вышестоящий штаб дал добро на погрузку личного состава и колёсной техники морской пехоты на скоростные десантно-высадочные средства на воздушной каверне: десантный катер «Атаман Платов» проекта 21820 (типа «Дюгонь») и пять десантных катеров проекта 11770 (типа «Серна»).

Погрузка на катера производилась в сумерках в условиях светомаскировки на берегу защищённой от ветра и волн бухты. Перед этим каждый БТР-82 подвергся процедуре «замачивания», когда боевая машина заходит в воду на «плав» с целью проверки её корпуса на герметичность. И только пройдя такой тест на сухость и непотопляемость, БТР получал право взойти на аппарель катера. Первым с филигранной точностью завёл задним ходом в твиндек свой не обсохший ещё БТР водитель матрос Азамат Исмухамедов. Позже и другими водителями остальные машины также умело были заведены в трюмы на «Дюгонь» и «Серны». Командир «Атамана Платова» старший мичман Ималедин Гусейнов, переживавший за сохранность подъёмных механизмов аппарелей, погрузкой остался доволен – ни одна бронемашина не задела, не повредила.

Катера ДЕСО с личным составом и техникой на борту были укрыты на ночь всё в той же бухте. Наутро командир дивизиона десантных катеров получил по радиосвязи сообщение, что ракетный корабль «Дагестан» нанёс снайперский ракетный удар высокоточной ракетой «Калибр» по КП и коммуникациям «противника» на побережье Каспия. Эта информация дала надежду всему личному составу сил высадки на то, что теперь уж точно до выхода в море осталось совсем немного. И в самом деле, сразу после успешных действий корабельной группы флотилии команда на выход ДЕСО в море себя ждать не заставила.

То, что на море волнение, причём не менее двух баллов, стало ясно, когда десантные катера вышли за пределы уютной бухты. Впрочем, чувствительная качка нисколько не повлияла на высокий боевой настрой личного состава десанта. Сказывалась хорошая морская закалка десантно-штурмовой роты, составлявшей костяк сил высадки.
– Надеемся, что дшр нашей части по итогам года вновь подтвердит почётное наименование ударной, – сказал в разговоре со мной командир батальона подполковник Владимир Володин. – Главное – успешно выполнить задачу по высадке…

Хотя ракетные и артиллерийские корабли Каспийской флотилии перед началом десантной операции успешно провели ракетную и артиллерийскую подготовку в районе намечаемой высадки, тем не менее отряд десантных кораблей продолжал действовать скрытно, умело применяя тактические приёмы по введению «противника» в заблуждение относительно своих намерений. Например, была проведена имитация высадки ложного десанта в направлении одного из прибрежных районов. В этом месте десантные катера типа «Серна» под прикрытием плотной дымовой завесы, поставленной катерами отряда спецназа по борьбе с подводными диверсионными силами и средствами (ПДСС), имитировали сближение с берегом.

Однако настоящую высадку на плав колёсной техники катерам предстояло произвести несколько южнее на трёхкилометровом фронте, где уже успели хорошо поработать подводные пловцы спецназа по борьбе с ПДСС, очистившие прибрежную акваторию от «фугасов» и «взрывных устройств». Слаженно действовали отряд гидрографической службы, выставивший створы (указатели), и высадившееся там подразделение сапёров, проделав проходы в минно-взрывных заграждениях. Кроме того, для огневой поддержки десанта авиационные наводчики вызвали боевые вертолёты и штурмовики Су-25.

Высадка основных сил батальона происходила в составе нескольких тактических групп, каждая из которых действовала в своей полосе самостоятельно, вводя тем самым «противника» (в его роли выступала рота морской пехоты Черноморского флота) в заблуждение относительно направления главного удара десанта. Что в общем-то лишало противодесантную оборону возможности оперативно совершать манёвр огнём и силами.

Наконец открылись аппарели десантных высадочных средств, первая боевая машина вышла на плав и, подхваченная крутой каспийской волной, пошла к берегу…
8 октября в Каспийске командование ЮВО подвело итоги масштабного КШУ с группировками войск на Прикаспийском направлении. Отмечалось, что в период этого учения большое внимание было уделено оценке умения командиров всех уровней принимать нестандартные решения в учебно-боевой обстановке, действовать с применением боевого опыта современных вооружённых конфликтов. Этим требованиям командования ЮВО вполне отвечают действия Каспийской флотилии. Командный состав КФл показал высокую оперативную и тактическую выучку и в общем справился с поставленными на период КШУ задачами. Тем не менее в ходе их проведения штаб флотилии не избежал отдельных ошибок. Например, была допущена неточность при оценке волнения моря в ходе планирования действий сил высадки, что создавало предпосылки для нарушения требований безопасности при преодолении личным составом на колёсной технике водной преграды.

Шамиль ХАЙРУЛЛИН, «Красная звезда»

Загрузка...
comments powered by HyperComments