Улицу и два переулка, названные фамилией вурдалака, необходимо переименовать.

«Факт и компромат» практически с самого начала своего существования неоднократно обращал внимание в своих публикациях на проблему увековечивания именем вурдалака и убийцы Атарбекова астраханских улиц; в частности, этим темы поднимались в материалах «Уличный бардак» и «Уличная история», вышедшие в 2002 и 2009 годах соответственно.

В своих выступлениях наш еженедельник возмущался тем фактом, что фамилией вурдалака, от действий которого погибли множество астраханцев, до сих пор названа улица в нашем городе. В самом деле, в Ленинском районе есть достаточно длинная улица Атарбекова, насчитывающая несколько десятков домов. Кроме жилых строений, на этой улице находится детский сад, общежитие, участковый пункт полиции и астраханский судоремонтный завод. А неподалёку расположились два одноимённых переулка: просто переулок Атарбекова и даже 1-й переулок Атарбекова. До второго (точнее, третьего) переулка у поклонников этого мясника и живодёра руки не дошли.

Понятно, что улицу Атарбекова надо переименовывать (вместе с обоими переулками), дабы почтить память наших земляков, замученных понаехавшим мясником. Непонятно одно: почему кроме нашей газеты эта тема никем в Астрахани не поднимается? А ведь именно Атарбеков виновен в смерти епископа Православной Российской Церкви, архиепископа Астраханского и Царёвского Митрофана.

Вот что о священномученике Митрофане пишет «Википедия»:

«По инициативе епископа Митрофана в Астрахани 18 февраля был проведён крестный ход по всему центру города. В бывшем губернском саду он отслужил литию на братской могиле погибших во время недавних боёв красноармейцев. Этим архипастырь показал, что церковь с одинаковой скорбью относится ко всем жертвам гражданской войны, независимо от того, к какому они принадлежали лагерю — красных или белых. По словам очевидца: «Это было торжество веры, торжество Православия, которого так боялись творцы новых идей».

Владыка Митрофан выступал против всякого сотрудничества с советскими организациями и в связи с этим, против создания в епархии «Духовного Союза православных христиан», который должен был получить официальную регистрацию: «Лучше, — говорил он, — лишиться храмов и совершать богослужение под открытым небом, чем жертвовать христианскою свободой и христианскою истиною, добиваясь регистрации союза в комиссариатах».

25 марта (7 апреля) 1919 года, в день праздника Благовещения, владыка служил в Благовещенском монастыре, где во время проповеди коснулся «погибших в результате ненужных и бесполезных действий гражданских властей». После литургии им была отслужена панихида по невинноубиенным. После этого клирики епархии, понимая, что владыке угрожает опасность, стали уговаривать его немедленно покинуть Астрахань. На этот архиепископ ответил:

«Вы предлагаете мне побег, и это в то самое время, когда у нас на глазах расстреливают невинных наших братьев. Нет, я никуда не уеду от своей паствы; на моей груди Крест Спасителя, и он будет мне укором в моем малодушии. Хочу спросить и вас: почему вы не бежите? Значит, вы дорожите свой честью больше, чем я должен дорожить своим апостольским саном? Знайте, я совершенно чист и ни в чем не виноват перед своей Родиной и народом».

В ночь на 26 мая (8 июня) 1919 года был арестован чекистами. Архиереи были обвинены в заговоре против советской власти. Верующие астраханцы пытались добиться их освобождения, но получили отказ от начальника ЧК Атарбекова. Архиепископ Митрофан на всех допросах держался очень уверенно, не поддаваясь ни на какие угрозы и уговоры дать против себя и других привлечённых лиц обвинительные показания. Был приговорён к расстрелу.

Когда архиепископа вывели на расстрел, он благословил расстрельную команду. После этого солдаты отказались в него стрелять. Владыку расстреляли чекисты, причём один из них вырвал ему клок бороды. Очевидцы рассказывали, что перед самой кончиной архиепископ Митрофан смог увидеться и помириться со своим викарием — епископом Леонтием, который был расстрелян вслед за ним.

Верующие смогли забрать тела убитых архиереев и совершить погребение. На месте захоронения был поставлен кирпичный памятник, который в 1930 году был разрушен».

Как известно, 14 апреля 2002 года в Покровском кафедральном соборе Астрахани состоялось торжественное прославление священномученика Митрофане. А вот улицу и переулки, названные в честь его убийцы, переименовывать не стали. Хочется верить, что в наступающем году с карты Астрахани исчезнет имя Атарбекова, исчезнув и из памяти большинства наших земляков.

ИЗ ДОСЬЕ «ФАКТА»

В конце 1918 года Атарбеков появился в Астрахани и 1 февраля 1919 года был зачислен в число сотрудников политотдела РВС Каспийско-Кавказского фронта. В конце того же месяца организовали Временный военно-революционный комитет Астраханского края (председатель С. М. Киров), который подчинялся Реввоенсовету фронта.

Злоупотребление властью и служебным положением, провокационные действия Особого отдела, возглавляемого Атарбековым, грубое попрание прав человека, а также многочисленные аресты, как отмечалось в одном из документов того времени, возмущали население. Самоуправство «железного Геворка», которого сравнивали с «восточным царьком», приобрело настолько скандальный характер, что его по ультимативному требованию Ударной коммунистической роты, во главе которой стоял большевик Аристов, отстранили от должности. Постановление об этом приняли в конце июля 1919 года, а 4 сентября того же года чекист под конвоем был доставлен в Москву. Его дело рассматривалось довольно долго. Специальная комиссия ЦК партии установила «преступность Атарбекова и других сотрудников Астраханского Особого отдела». Для окончательного приговора материал следствия передан в ЦК РКП(б). Спасли чекиста от наказания его покровители — Камо, Орджоникидзе и Сталин: они не только оправдали, но и повысили Атарбекова в должности.

И.Данилевский,

Астраханский общественно-политический еженедельник "Факт и компромат" № 47 (557), 06.12.2013 г.