В Астрахани много аварийного жилья. Каждый раз, подсчитывая, специалисты сбиваются со счёта. Из части аварийного жилья людей переселили в современное, благоустроенное. Переселить переселили, а аварийные дома, особенно старой, прежде всего деревянной постройки, оставили без присмотра. В них тут же заселяются бомжи и другой, не соблюдающий законы элемент, устраивая фейерверки с кострами.
Только в последнее время от весёлого времяпрепровождения сгорело несколько таких вот освобождённых от жильцов домов.
Горят и те дома, из которых жильцов ещё не выселили. Людям надоело ютиться в «клоповниках» и они, беря грех на душу, пускают «красного петуха, в надежде, что хоть так окажутся в новых домах.
Снос аварийного жилья в Астрахани в данный момент – одна из самых насущных проблем. Об этом знают даже на самом высоком уровне. Как говорится, выше некуда. Побывавший в Москве губернатор Александр Жилкин ещё раз поднял эту насущную проблему с руководителем администрации президента страны Сергеем Ивановым, вице-премьерами Владиславом Сурковым и Дмитрием Козаком во время обсуждения дальнейшего развития нашего региона. И если с руководителем «кремлевской» администрации говорилось в основном о развитии сотрудничества России с прикаспийскими государствами, в котором Астраханская область выступает регионом, способствующим активизации этого сотрудничества, то с вице-премьерами шла речь о самой значимом для нас вопросе – о продолжении программы сноса ветхого и аварийного жилья. А так как региональный бюджет такой большой финансовой нагрузки не выдержит, появилась надежда на помощь федерального центра. Во всяком случае, это было обещано.
Как говорится, поживём-увидим. А пока есть то, что есть. Переселение из непригодного для проживания жилья происходит не так, как хотелось бы.
В микрорайоне «Северный» есть два общежития, которые построили около сорока лет назад. Как за ними за это время ухаживали, думаю, известно многим. Пока ещё существовало государственное управление жильём, за него отвечали предприятия, построившие это жильё. Они ремонтировали, поддерживали в необходимом состоянии. Эти общежития относились к крупному государственному предприятию Главастраханстрою. Оно занималось мелиорацией и обводнением наших степей. Средств у Главастраханстроя было не считано. Государство денег на обустройство засушливых земель не жалело. Тогда и протянулись многокилометровые каналы в степи, а вокруг них жилые посёлки. Так появился микрорайон «Северный» около посёлка Стрелецкий в Трусовском районе. Рядом выросло несколько заводов. На нехватку работы никто не жаловался. Как, впрочем, и на отсутствие жилья. Сначала появились общежития, а потом здесь выросли многоэтажки со всеми удобствами. Были все удобства и в общежитиях. Но за сорок лет, особенно в последние годы, когда Главастраханстрой приказал долго жить, общежития без должного внимания стали хиреть и ветшать на глазах. Осыпались стены, падали балконы, а подвалы, в которых текли трубы, постоянно стояла вода, отравляя жильцам жизнь зловонием. Комиссии, которые обследовали общежития, признавали их аварийными и непригодными для проживания. Шли годы, и вот ровно год назад настал радостный день для общежития, которое, как говорят, было построено первым. Жильцов в срочном порядке стали переселять в новое жильё, которое строится в Военном городке. Жильцы другого общежития пока такого счастья не дождались, но ходят слухи, что их переселят. Только вот когда? Вопрос пока остаётся открытым, хотя и второе общежитие не намного лучше первого.
И вот тут я вернусь к проблеме пожаров в домах, которые остались пустыми. Они горели и будут гореть до тех пор, пока не войдёт в практику сразу же после отселения сносить дом и выравнивать площадку под новое строительство. Так, вообще-то, и должно быть. Так делается в цивилизованных станах. Тогда и не будет пожаров. Тогда и не будет у любителей огня поджигать всё, что плохо, на их взгляд, лежит. Или стоит…. Уж куда бы ни шло, если бы сгорел дом, дышащий на ладан. А то ведь около него ещё несколько домов, в которых живут и которые также могут оказаться в огне.
И ещё. Освобождённый дом можно по частям, во всяком случае то, что пригодится в хозяйстве, продать. Желающие, думаю, найдутся. Многие строят дачи и наверняка могли бы приобрести доски, бруски, брёвна, кирпич и многое другое по сносной цене. Ведь сейчас всё это в магазинах «кусается». Но мы не привыкли поступать, как рачительные хозяева. Лучше пусть сгорит, лучше пусть растащат, чем продать желающим.
Взять, к примеру, общежитие, о котором шла речь выше. Сейчас оно без окон и без дверей. Только ветер гуляет по комнатам. Растащены батареи, трубы. Растащили в основном алкаши. Двери и рамы, которые можно было снять, продали за бесценок, а всё металлическое – сдали в металлолом. А ведь те же, скажем, трубы и батареи можно было использовать коммунальщиками. Трубы, например, на леерные ограждения вокруг домов. Жильцы высадили много цветов. Вот и было бы хорошее для них ограждение. Годные батареи также можно бы было пустить в дело. Но это не было сделано. Чем и воспользовались нечистые на руку люди.
Вот уже год общежитие пугает своей пустотой. В нём хозяйничают только местные пьяницы. По ночам видно, как здесь разводят огонь. Как говорится, недалеко и до беды.
Когда выселяли жильцов из названного общежития, говорили, что будет решаться вопрос о дальнейшей его судьбе: или он попадёт под капитальный ремонт, или на его месте построят новое здание. За год здесь никаких изменений не произошло.
Борис Касаткин,
"Факт и компромат" № 27, 03.08.2012.