В судебном споре между мэрией и перевозчиками чаша весов склонилась пока в сторону последних. Недавно мэрия проиграла первый иск в областном арбитражном суде с требованием к владельцам «Газелей» с маршрутов №№ 1с, 63с и 64с прекратить «опасную деятельность» по перевозке пассажиров.

А Федеральный арбитражный суд Поволжского округа (г. Казань) вернул на повторное рассмотрение дело по искам перевозчиков, в которых они требуют признать конкурсы, в результате которых лишились своих маршрутов, недействительными.

НЕ ХОТЯТ СОКРАЩАТЬСЯ

В мэрии не скрывают, что намерены убрать часть «Газелей» с улиц города. Поэтому и в конкурсах на пассажирские перевозки приоритет отдается большим автобусам. Теоретически никто не препятствует владельцам тех же «Газелей» принимать в них участие. Если бы не одно «но»: согласно типовой конкурсной документации, предприниматели, имеющие договор на пассажирские перевозки, не могут выставлять на конкурс машины, которые уже задействованы на маршрутах.

Таким образом, когда в конце прошлого года были объявлены конкурсы на маршруты №№ 1с, 63с и 64с, единственным претендентом стала волгоградская компания «Омни-Транс», с которой и был заключен договор. Вслед за чем мэрия направила местным предпринимателям уведомления о расторжении с ними договоров.

Не желая сокращаться, с конца прошлого года перевозчики подали несколько десятков исков в арбитражный суд о признании типовой конкурсной документации недействительной и противоречащей Конституции РФ, Гражданскому кодексу и федеральному закону «О защите конкуренции», которые впоследствии были объе-динаны в одно дело. Главным моментом, который оспаривали владельцы «Газелей», стал пункт, который не допускает к участию в конкурсе действующих перевозчиков. «Нас просто лишили возможности участия в конкурсах, — считает Александр Гужеля, представляющий интересы предпринимателей с маршрутов № 63с и № 64с. — Конечно, мы можем приобрести дополнительные единицы. Но для этого придется брать кредит. А выплатить его можно лишь в том случае, если есть уверенность, что будешь работать на маршруте по крайней мере пять лет. А где гарантия, что мы вообще выиграли бы конкурс?».

В конце апреля областной арбитражный суд вынес решение по этому делу. Часть пунктов, которые оспаривали перевозчики, были признаны не соответствующими ГК РФ и закону о конкуренции, но пресловутый пятый пункт суд признал законным. Однако недавно дело вновь вернулось в областной арбитраж: высшая инстанция — Федеральный арбитражный суд Поволжского округа (г. Казань) — вернула его на повторное рассмотрение. Причем, в связи с грубым нарушением процессуального права — в другом составе суда.

ПЕРВЫЙ ТАЙМ МЫ УЖЕ ПРОИГРАЛИ?

Между тем, на маршрутах продолжается холодная война: «Газели» по-прежнему курсируют на линии, отнимая «хлеб» у ООО «Омни-Транс». В связи с чем мэрия направила в областной арбитражный суд более 70 исковых заявлений, в которых потребовала от перевозчиков «прекратить потенциально опасную деятельность по оказанию услуг по перевозке пассажиров».

Первое решение по этим искам было принято 17 августа. Суд не нашел в представленных материалах доказательств того, что деятельность перевозчиков опасна для пассажиров. Как и оснований для расторжения в одностороннем порядке договоров на пассажирские перевозки.

В мэрии не согласны с решением суда. «С 2011 года при установлении признаков потенциальной опасности для пассажиров со стороны перевозчиков управление транспорта в каждом случае стало обращаться в арбитражный суд Астраханской области с исками о запрете такой деятельности, — сообщил начальник управления городского транспорта и пассажирских перевозок Евгений Ковалев. — Всего в 2011-2012 году было подано 93 таких иска». По словам Евгения Ковалева, судебная практика показывает, что такие требования судами признаются обоснованными. Примеры — иски в отношении перевозчиков с маршрутов №№ 46, 85, 43, 73, 62 и др., по которым суд встал на сторону мэрии. «Действительно, 17 августа арбитражным судом Астраханской области по делу № А06-3903/2012 принято решение об отказе в удовлетворении исковых требований администрации города Астрахани к предпринимателю-перевозчику по аналогичному делу, — говорит Евгений Ковалев. — Поскольку данное решение суда, по мнению администрации Астрахани, необоснованно и противоречит сложившейся правоприменительной судебной практике, в настоящее время подготовлена апелляционная жалоба, решение обжаловано».

Тем временем 8 августа мэрия объявила новые конкурсы на 13 маршрутов. На четырех из них (№№ 27, 33, 35, 18), согласно извещению, предполагается замена «Газелей» на автобусы средней вместимости.

ЕСТЬ МНЕНИЕ

Дамир БУЛАТОВ, вице-президент Региональной ассоциации автотранспортников (РАСА):

— Когда региональное министерство промышленности и транспорта проводит конкурсы на межмуниципальные маршруты, они проводятся открыто, число необходимых документов и критериев ограничено и направлено только на безопасность пассажирских перевозок. После проведения конкурса договор заключается на десять лет, поскольку есть кредитные, лизинговые обязательства. То есть у перевозчиков есть возможность рассчитать свои экономические риски. По итогам конкурсов, прошедших с конца прошлого года (на маршрутах №№ 113, 116, 117, 190), порядка 95% перевозчиков-членов ассоциации остались на своих маршрутах.

В городе ситуация иная. Федеральное законодательство, которое четко регулировало бы все нюансы взаимоотношений органов власти и перевозчиков, отсутствует. Поэтому власти на местах принимают решения, которые им выгодны.

Евгений КОВАЛЕВ, начальник управления городского транспорта и пассажирских перевозок:

— Целями и задачами конкурса являются удовлетворение потребностей населения в пассажирских перевозках, определение из числа претендентов перевозчиков, максимально соответствующих предъявляемым требованиям на основе объективной оценки их квалификации, повышение безопасности дорожного движения, укрепление транспортной дисциплины перевозчиков, вовлечение их в активную профилактическую работу по предупреждению ДТП, повышение культуры и качества обслуживания пассажиров.

Кроме того, при реализации новой маршрутной сети решатся проблемы оптимизации работы пассажирского транспорта, вывода на наиболее востребованные маршруты автобусов повышенной вместимости, недостаточности пассажирского транспорта на окраинах города, разгрузки улиц от запредельного количества автобусов особо малой вместимости «Газель» — самого опасного вида общественного транспорта.

Вероника Иошко,

"Горожанин" № 34, 29.08.12.