Автоматизированные системы весогабаритного контроля с фотовидеофиксацией - это новое слово в контроле за негабаритными грузами и, особенно, за перегруженными автотранспортными средствами, которые, главным образом, разрушают отечественные дороги. Астрахань стала одним из лидеров в установке такой системы. Однако не все так радужно, как того хотелось.
Перегруженные большегрузы продолжают курсировать по нашим дрогам, находя обходные пути и минуя весогабаритный контроль, нанося непоправимый урон дорожному покрытию. Также недобросовестные водители используют экран (поднимающиеся шторки) для скрытия госномера автомобиля при приближении к рамке весогабаритного контроля. ГИБДД пока не в силах пресечь эти массовые нарушения.
Как часто это у нас получается, страдают добросовестные водители.
25 ноября комиссия в составе представителей министерства строительства и дорожного хозяйства Астраханской области, министерства сельского хозяйства региона, ГИБДД, «Ростелекома», ОНФ выехала на контрольный замер весогабаритов грузовых автомашин, водителям которых пришли постановления с непомерными сумами штрафов. Самый большой оказался у водителя, перевозящего сено. Якобы он нарушил габариты груза по ширине. За один месяц ему насчитали штрафов на 6 миллионов рублей! Другие перевозчики сена получили штрафные квитанции на сумму от 150 тысяч до одного миллиона рублей.
Тюки сена укладываются, как положено, в два ряда. Ширина одного тюка 1м 20 см. Итого: 2 м 40 см. Разрешенный габарит 2 м 55 см. Вроде все в порядке. Но, оказалось, что нет.
Заготовка и перевозка сельхозпотребителю сена в Астрахани является традиционным и незаменимым видом деятельности. Из одних районов, где можно заготовить качественное сено, предприниматели перевозят в другие районы области, где его заготовить нельзя. Поэтому корм (сено) для сельскохозяйственных животных является привозным, и потребители рассчитывают на бесперебойную поставку. Если поставка срывается, то животные голодают, что наносит непоправимый урон сельхозпроизводителям.
В чем же причина, что столь важная часть для сельскохозяйственной отрасли стала невозможной из-за автоматического весогабаритного контроля? На этот вопрос ответил член регионального штаба ОНФ, координатор проекта «Дорожная инспекция ОНФ/Карта убитых дорог» Игорь Сухов: «Просто диву даешься, как чиновники смогли испортить хорошее дело! Весогабаритный контроль безусловно нужен, он помогает сохранить наши дороги. Перегруженный тяжеловесный транспорт неминуемо разрушает дорожное покрытие, и мы никогда не сможем привести все дороги в порядок. Однако введение этой системы должно было быть планомерным и осмысленным. Но этого не получилось. В 2018 году были запущены рамки весогабаритного контроля в тестовом режиме с января до 1 сентября. За это время должны были ознакомиться с новой системой, и водители, и ГИБДД, и сами эксплуататоры системы. По здравому смыслу, «письма счастья» должны были бы приходить водителям в течение этого пробного периода, как информационный материал. Тогда большинство водителей за 9 месяцев тестового режима смогли бы освоиться и внять требованиям весогабаритного контроля. Но этого сделано не было. С 1 сентября просто начали начислять штрафы и присылать водителям реальные «письма счастья», причем не по отдельности, а сразу все за 1, 5 месяца в один день. Так получилась сумма 6 миллионов у одного из водителей. Также, при контрольной прогонке нагруженных сеном машин, комиссия увидела, что весогабаритные рамки не зафиксировали нарушения габаритов, хотя за этот же груз водители ранее получили штрафы. Также не работали табло, которые должны информировать водителей о зафиксированном нарушении. Было выяснено, что автоматическая система срабатывала на отдельные, торчащие из рулона, стебли травы. Другими словами аппарат срабатывал на незначительные фоновые помехи. Повторяю, что если бы в тестовый период рассылались пробные «письма счастья», то такого кризиса можно было бы избежать, например: правильно отрегулировать аппаратуру с учетом помех, которые не подлежат учету или выдавать разрешения на перевозку данного груза. Водители заявили, что если проблема не будет решена, то они не смогут доставлять сено сельхозпотребителям. Надеюсь, что собственник системы весогабаритного контроля («Ростелеком») обратится к ГИБДД с заключением о сбое в работе системы, чтобы была осуществлена отмена вынесенных постановлений по этим машинам, перевозящим сено. Либо принято какое-то иное решение в пользу перевозчиков. В любом случае ОНФ продолжит контроль за функционированием аппаратных комплексов весогабаритного контроля».