ШАРОМ-ДАРОМ-НАРАСХВАТ

Мы живём одновременно в очень богатой, и очень бедной стране. В России разбазариваются и разворовываются миллионы и миллиарды долларов на весьма и весьма сомнительные проекты, но экономятся жалкие рубли на собственном нищем народе. Это можно наблюдать и на федеральном, и на местном уровне.

Представьте: астраханская семья попала в страшную беду — сгорел дом. Помогут ли этой семье из областного бюджета? Если и помогут, то каким-нибудь пустяком, на который можно только напиться с горя. На это, вероятно, и рассчитана подобная «помощь»... А как же — бюджет-то не богатый, не хватает на самое необходимое.

Но хватает, оказывается, на многое, и в том числе на Губернаторский ансамбль песни и пляски, созданный чаяниями самого губернатора А. А. Жилкина в январе 2008 года. В Астраханской области, как говорится, всё есть, не хватало только песен и плясок в исполнении нескольких десятков мастеров сплясать и спеть.

Чем-то это напоминает театры из крепостных холопов, создаваемые в России XVIII-XIX веков помещиками-эстетами. Только крепостники тратили на театры из своего кармана, а Александр Александрович — из бюджетного.

Но может быть, Александр Александрович задумал этот проект, чтобы зарабатывать для области на гастролях этого чудо-ансамбля? А вот и нет. Ансамбль гастролирует во всю, но ни копейки не зарабатывает, а только тратит около 50 миллионов рублей в год.

Оказывается, по задумке, рожденной в чьей-то светлой головушке, Губернаторский ансамбль песен и плясок призван стать визитной карточкой нашего региона. Вот, мол, какие мы астраханцы во главе со своим губернатором развесёлые и разудалые. Визитная карточка, конечно, немного дороговатая для наших нищих степных просторах, на которых богатеют исключительно Газпром и Лукойл, да многочисленная чиновничья армия, но, как говорится, у видного Сеньки должна быть и богатая шапка. Надо давно забыть такие «визитные карточки» Астраханской области, как черная икра, вобла, арбузы, помидоры — всё это в далёком прошлом. Теперь главное направление - танцующие и поющие казаки и казачки.

Ансамбль за бюджетный счет разъезжает по России и даже побывал в солнечном Азербайджане, в городе Сумгаит, о чём и торжественно и особой помпезностью преподнесли в СМИ деятели пресс-службы губернатора в начале октября, выдав сей выезд за великое достижение местного ансамбля. Везде якобы шумный успех, но чем еще можно похвастаться, устраивая дармовые концерты?

Конечно, если учесть, что Астрахань - это будущий туристический рай для всего мира, то такая визитная карточка очень уместна. Можно даже петь на казачий манер: «Приезжайте в гости к нам — ко горячим ко блинам...». В этом случае, кстати, можно было бы прислушаться к совету одного астраханского блогера. Совет заключается в том, что Астрахани лучше всего стать игровой зоной. Действительно, в Краснодарском крае и Ростовской области развитая промышленность и сельское хозяйство, там не до игровой индустрии. А вот в Астрахани игровой бизнес пришелся бы в пору. Есть уже почти готовой здание для главного казино — пресловутый музыкальный театр. Его главный зал с самоубирающимися креслами вместит столы для карт, рулетки и множества всевозможных игровых автоматов. Дальнейшее расширение игровой территории можно производить за счет сноса допотопного жилфонда на улицах Чехова и Московской. Астрахань прекратится в российский Лас-Вегас и станет действительно привлекательной даже для международного туризма — к нам будут приезжать азартные казахи и узбеки...

В этой картине совершенно не лишним будет Губернаторский ансамбль песни и пляски, репертуар которого будет обогащен песнями об азарте и игровом риске...

Но этого, естественно, никогда не будет. Нашей областной элите больше импонирует пустой и дорогой для бюджета области музыкальный театр с унылыми песнями и плясками нищих народностей, населяющих унылую Астраханскую область.

Рафик Идиатуллин

ПРО КОРОВУ...

Жила была корова. Обыкновенная корова, мясомолочной породы. И, как водится, была у коровы дочь – телка и муж – бык. Родилась и жила корова в колхозе. Утром дойка, вечером дойка, днем в стаде на лугах. Но была у коровы мечта. Хотела она стать артисткой больших и малых коровников. Наслушается, как дружно доярки удивительные песни поют, и давай сама звучно мычать. Песни были разные - и современные и старинные и на непонятном языке. И решила корова свою фонотеку собрать, но больше ей старо-румынские и старообрядческие песенки нравились. Шибко ладно у нее мычать под них получалось.

Заметил этот «коровий» феномен фермер один и пригласил к себе корову работать. Фермер был продвинутым в нанотехнологиях и выращивал свиней, но не для мяса, а для уникального топлива, которое давали свиньи - дерьмо. В стране наступал энергетический кризис, и фермер из свинячьего дерьма добывал газ. Газ известно топливо полезное. Вот и заметил фермер - как корова замычит звонко, так свиньи гадить сильнее начинают, и у него соответственно дерьма больше и прибыли. Да такая прибыль, что фирму его (ОАО «Свинпром») по всему миру узнавать стали. Даже лозунг у фирмы появился - «Свинячьи мечты сбываются»!

А для того, чтобы корова дальше развивала свой музыкальный талант, фермер собрал для нее группу хорового пения «Свиндивье». Но не тут-то было - у коровы были свои амбиции, своя мечта! Ничего не оставалось делать фермеру, как идти к председателю местного колхоза на поклон и просить, чтобы коровку его «музыкальную» назначили директором местного ДК (дом культуры). Председатель долго думал, ведь отказать такой фирме нельзя, да и нынешний директор ДК не очень хорошо себя вел. После долгих консультаций с главой района решили назначить корову директором.

И стала наша корова официально называться «Музыкальной Коровой» - МК. Такую деятельность МК развила в местном культурном сообществе, что аж пыль столбом пошла. В первую очередь разогнала она всех замов и бухгалтерию: «Вы ребята, «творцы», но что творите - сами не ведаете. Нет у вас концепции колхозного музыкального развития, нет подхода ко всему животноводческому сообществу». Собрала МК всех руководителей подведомственных кружков: «Козьи филармонии», «Куриные пляски», «Народно-баранье творчество», «Музейно-заповедные басни», «Музыкально-театральное выкобыливание», «Национально-верблюжьи лягания», «Цирковая дойка на лугу» (только «Главный районный ансамбль кукареканья» побоялась позвать) и говорит: «Мычать теперь будете в разрезе музыкального кластера, и мычать будете все». Слово кластер - было модное, и председатель колхоза и глава района подумали, какая МК продвинутая и как удачно, что она теперь у нас культурой ведает! Но мычать под одно музыкальное вымя никто не хотел, да и смысл всем мычать? Ежели мычать начнет весь колхоз, то от свинячьего дерьма жития не будет, все отравятся (не забыли, почему корову в «ОАО Свинпром» взяли работать?). Вот и начались животноводческие интриги.

Корова не дурой была, стала собирать свое стадо. Бычка, который бы за ремонт и реставрацию ДК отвечал, взяла у главного колхозного ассенизатора (местный ЖКХ). В замы пригласила старую потрепанную курицу, которая когда-то нашу «музыкальную корову» спасла от редкой болезни и посоветовала корове на местном курорте (живой родник) водицы попить (Петушок-то у курицы районным магнатом был - и золотишко, и курортик у него свои были). Ну а поскольку юридических дел теперь у МК было много, взяла она к себе еще в замы одну индюшку с юридическим образованием, та прислуживала всем (и нашим и вашим за три рубля спляшем). Да, было много у коровы секретарей, пресс-секретарей, советников, бухгалтеров, помощников и т.д., но они долго мычать не могли - кому совесть не позволяла, кому стыдно стало, а кого просто забодала эта МК.

Поначалу руководители «подведомственных кружков» войну затеяли, стали в районные и областные газеты письма писать, на поклон к председателю колхоза ходить, но не тут-то было. Корова бодливая оказалась (при этом вымя у нее было большое и на всех хватало), вот и стала она выгонять по очереди всех «кружководов». Выгнать-то она их выгнала, а новых никак не соберет, то слух не тот, то мычать не могут, то старой курице (заму) не нравятся, а то и председатель колхоза не доволен. Вот так ДК потихоньку стал «сыпаться». Корова мычит - нет, мол, у нее творческих личностей в стаде, нет профессионалов животноводческой культуры, нет креативных пастухов и «филармонистов», все пропало, да и заметили в последнее время, что корова похрюкивать стала, видимо «ОАО Свинпром» берет свое. Вот только председателю колхоза не до этого, а главе района вообще не до того! Последнее, что отмочила корова, взяла кружководом в «Музейно-заповедные басни» любимую гусыню главы района. Гусыня может и грамотная, но в «музейно-заповедных баснях» не сведущая, зато по части зерна и агрономии спец. Придется, видимо, кружок переименовывать в «Ржано-пшеничные заповедные басни»!

Павленко, экс-директор музея

ОТКЛИКИ НА СТАТЬЮ "НЕ ТАК СЕЛИ" («Факт и компромат» № 28, 10.09.10.)

- Прочитал статью «НЕ ТАК СЕЛИ», опубликованную в «Факте» от 10 сентября. Вся правда о нашем новом министре культуры Тарасовой и о министерстве культуры Астраханской области. Разве можно оставаться на таком посту, когда знаешь, что тебя ненавидит вся интеллигенция города и области, за исключением, пожалуй, работников сельских домов культуры и менеджеров разного рода ресторанов и суши-баров? Позорно вести такую кадровую политику, госпожа Ирина Тарасова!

- Под статьёй стоит подпись, что эта публикация взята из августовского номера московской газеты «Музыкальное обозрение». Это, действительно, так. Но попробуйте найти его в местных библиотеках! Его там нет. На официальном сайте этого издания номер со статьей долго не появлялся. А когда появился – то без этой статьи! Какие комментарии еще нужны? Все и так понятно…

- Ирина Тарасова узкий специалист от культуры. Спеть, сплясать она сможет, а вот насчет всего остального… Увы, только лишь приятельские отношения с губернатором позволили ей занять такой важный пост в региональном министерстве.

- 22 сентября в минкульте области г-жа Тарасова проводила совещание в своем обычном командно-хамоватом стиле. В конце его она вдруг заявила примерно следующее: «Кстати о статье, вышедшей в газетах. У меня очень хорошие отношения с министром Авдеевым, замечательные отношения с губернатором, пусть пишут, что хотят». Неужели вести себя так грубо и непрофессионально ей позволяют «замечательные отношения»!?

- Спасибо за регулярные публикации в вашей газете об этой г-же министерше. Долбите постоянно власть, давайте побольше мнений людей, а то чиновники думают, что все у них в шоколаде.

- Обращаюсь через вашу газету к губернатору Жилкину! Александр Александрович, скажите, пожалуйста, за что Марисову Тарасова увольняет? Или действует та же схема, что и с директором краеведческого музея, где на место кандидата исторических наук она поставила сантехника, который начал увольнять опытных сотрудников и ставить своих людей. Сколько же бед женщина-министр принесла за столь короткий срок министерству.

- Интеллигенция города с большим одобрением встретила эту статью. Может эта публикация откроет нашему губернатору глаза на деятельность злополучной г-жи министерши. Вот ругают прежние времена. Но подбирали в то время кадры куда как тщательней. Изучали, советовались с людьми, проверяли. А нынче? Впрочем, чего удивляться, сегодня мнение общественности власть не интересует.

- А про колледж культуры забыли? Директора Михайлову Н.И. с огромным опытом, заслугами перед городом и областью просто тихо подвинули в августе с должности... А кого поставили? Как новый директор начал "мести" по-новому? Сколько преподавателей уволилось? На днях ещё несколько опытных специалистов написали заявление об уходе. Это что - новая кадровая политика такая? А мы, наивные, думали, что губернатор не в курсе!

- Из Картинной галереи увольняется её директор Наталья Дмитриевна Марисова -

потрясающий педагог и искусствовед. При ней Галерея ожила, стала интересна для детей и молодежи. Какие в ней стали интересные акции и образовательные программы проводиться! И вот руководство областного минкульта подвело её к увольнению по собственному желанию.

- Напрасно вы считаете, что министр нашей "типа культуры" театры не трогает.

Трогает - трогает! Мало никому не кажется! А то, что взяли интервью в поддержку Тарасовой у Кочеткова в газете «Волга» - вполне понятно. Человек пенсионного возраста 15 лет назад достиг, а ТЮЗ как театр, простите, тихо загнивает. Если поставить уже ничего не можешь, так хоть статью хвалебную напиши - хоть какая-то польза министерству от такого "работника культуры".

- Уважаемая интеллигенция Астрахани! Надо что-то делать, что-то предпринимать! Нельзя смиряться с полным непрофессионализмом, исходящим от госпожи И. Тарасовой. Может, стоит взяться за письма президенту и премьер-министру, указывая, в частности, и на ситуацию с новым Музыкальным театром?

- А вот того, кого давно надо было бы увольнять - это Шишкину Е.М.. И закрывать созданный ею ансамбль "Астрахано-немецкая песня", поющий 20 лет одно и тоже. Но, скорее всего, рука руку греет в данном случае.

- Кто нам преподносит такие ценные кадры в качестве министров? Предыдущий товарищ (торговец музыкальными инструментами) в качестве министра культуры был не лучше.

Еще один пример - министр спорта и туризма, против которого вся спортобщественность восставала. Кто его держал на этом месте вопреки всему? И кто назначил подобных господ на должности министров?

- Как ужасно осознавать, что культура рушится в Астраханской области. И так бала не фонтан… Спасибо Ирина... Панки тебя не забудут.

- А как вам такое? п.3 приказа № 218 от 30 августа 2010 года: «Дежурному проверять крупногабаритную ручную кладь (в том числе пластиковые пакеты) всех входящих и выходящих сотрудников музея-заповедника. В случае обнаружения дежурным музейных предметов у входящих и выходящих сотрудников музея-заповедника, а также возникновения подозрений, что вносящиеся (выносящиеся) предметы являются музейными ценностями (в том числе документация), немедленно сообщить об этом администрации музея-заповедника». Подписался под фамилией директора Кузнецова некто Фоменко. Выходит все воры, кроме администрации? Только интересно, как можно входящему успеть что-нибудь вынести?!

- Было бы очень интересно услышать какие-либо комментарии на статью "Не так сели" от руководителей областного минкульта А то, впрочем, как обычно, г-жа Тарасова "со товарищи" предпочитают отмалчиваться и при этом продолжать делать всё по-своему. Что ж, равнодушие и непрофессионализм - есть не самые лучшие качества. Ну, и конечно у госпожи «культур-мультур» ведь есть дела поважнее, к примеру в области еще столько Домов культуры, директора которых так хотят жить и творить колхозное творчество в городе... А сколько еще ресторанов в городе - надо же все обойти, присмотреться.

- Хотелось бы поговорить и о зарплатах бюджетников. Рядовые сотрудники не живут, а выживают. Для большинства тема «Хороший художник – голодный художник» - не приемлема. Профессионализм - это хорошо, но плохо когда его не ценят. Говорю обо всей бюджетной сфере.

- Друзья мои, Ирина Вячеславовна, конечно, не сахар, но в рамках своих интеллектуальных возможностей делает, что может: ставит людей, не умнее себя; зарабатывает энную сумму на будущее; шагает в прекрасное далеко уже сегодня, налаживает нужные связи, которые без денег не будут жить и т.п. Это делают многие - от чиновников до элементарных мошенников. Жизнь такая, вы к ней не привыкли? Что ж, вам - минус. Умные люди уже адаптировались.

- Практически все, кто внес огромный вклад в астраханскую культуру, ушел. Это не сигнал "СОС"? Дальше некуда, господа! Просто страшно за тех, кто еще держится. Мы не Москва и не Питер, у нас мастера культуры наперечет и тех уже не досчитываемся! А "главные менеджеры" министерства культуры выдают на юбилеях деятелей культуры забавные перла! Надеюсь, все уже знают, как знаменитая И.О. министры культуры Бондарева сообщила всем на юбилее Кочеткова, что не Маяковский, а Экзюпери написал: "Если звезды зажигают, значит, это...?". Не знаю, как вам, а мне стыдно, что такие малообразованные люди руководят культурой области. А может, мы этого заслуживаем?

- Меня зовут Геннадий Лосев! Много лет связывает меня с нашим краеведческим музеем. Да и не только меня. Многие астраханцы с благодарностью вспоминают благословенное время, проведенное в стенах этого замечательного здания. Музей обладает уникальными коллекциями по биологии, истории, замечательной библиотекой. Множество славных людей потратили годы и годы на создание музейной экспозиции и музейных коллекций. Честь им и хвала.

Я всегда думал и говорил, что министр культуры в стране должен быть один. А вот то, что на уровне области – это всё-таки уровень управления, и не более того. Я лично знаю предыдущего министра АО Бориса Полевого. Это замечательный музыкант, руководитель в прошлом самого известного в области ВИА «Резонанс», замечательный организатор и пр. Был ли он к месту на посту министра культуры – не знаю. Но думаю, всё что он делал на этом посту, он делал от души и как мог. Вот это «как мог», к сожалению, и является зачастую критерием оценки работников министерства культуры уровня области. Давайте без злорадства скажем себе, что не каждый профи в своём деле, может быть руководителем целой отрасли. А вы смоги бы? Это, наверное, касается и сегодняшнего министра, но тут не мне судить, наверное.

Теперь о музее. За последнее время в музее сменилось несколько директоров. Ушла Людмила Караваева - замечательная женщина, но на посту директора стала тормозить современное развития музея. Именно против неё и против методов её работы протестовал в те годы Михаил Головачёв. И его лепта в том, что руководство музея сменилось весьма весомо. Пришедший после Л.М. Караваевой директор Павленко Ю. А.осуществил целый ряд преобразований в коллективе. Не могу судить о его деятельности объективно, но пожалуй главным его завоеванием на посту директора музея стало увольнение хранителя фонда «Редкой книги» Кузьминой Г.А. Люди, не знакомые со спецификой работы музея, даже представить себе не могут, до какого абсурда дошла деятельность этого, мягко говоря, «работника». Даже сотрудники музея не имели доступа в библиотеку, да что там в библиотеку, даже к каталогам (то есть к картотеке). Именно при Павленко библиотека музея стала доступна, как сотрудникам музея, так и историкам и краеведам. Во время его директорствования музей несколько шагнул вперёд. Хотя чехарда с затянувшимся ремонтом могла добить кого угодно.

Следующий директор был на посту совсем недолго, совершенно правильно оценил свои силы и достойно ушёл. Сочувствие и понимание со стороны астраханской общественности, тем не менее, на его стороне. Принять правильное решение и не побояться объявит об этом - тоже дорогого стоит.

Теперь в музее опять новый директор. И опять непрофильный. И опять по закоулкам ползут слухи всякие. А давайте помолчим. Давайте подождём. У госпожи Васильченко богатый опыт административной работы. Может музею как раз и нужен грамотный администратор. Я готов надеяться.

Подготовил А. Корп

"Факт и компромат" № 34, 29.10.10.