Уголовное дело Ольги Курносовой, руководителя петербургского отделения Объединенного гражданского фронта, затягивается. Напомним, в октябре прошлого года ее задержали в поезде «Астрахань — Петербург», обнаружив в вещах политика банку черной икры и не найдя соответствующего чека. Это послужило основанием для возбуждения уголовного дела по ст. 175 УК РФ «Приобретение или сбыт имущества, заранее добытого преступным путем». Данная статья предусматривает наказание в виде лишения свободы сроком до двух лет. За полгода следствия сотрудникам правоохранительных органов так и не удалось установить ни места, ни времени, ни других обстоятельств совершения предполагаемого преступления, но в мае дело было все-таки передано в суд.

В Астрахани так принято

Дело Курносовой продолжает обрастать новыми подробностями. Сторона защиты обжаловала в Приволжском районом суде Астраханской области постановление о передаче дела для рассмотрения мировому судье Ленинского района Астрахани — «по месту совершения преступления». Судья сумел сделать то, что не удалось следствию — установил время и место преступления. По мнению судьи, приобретение икры, заранее добытой преступным путем, произошло прямо в момент досмотра Курносовой сотрудниками милиции в вагоне идущего поезда, а перегон «ст. Астрахань-1 — железнодорожная станция Дельта» и есть место совершения преступления.

— Судья не имеет права выходить за пределы предъявленного обвинения. К тому же отождествление момента совершения предполагаемого преступления с моментом его обнаружения недопустимо. Эти нарушения и послужили поводом для обжалования постановления, — прокомментировал ситуацию адвокат Ольги Курносовой Борис Грузд.

Если постановление удастся изменить, то даже этот успех сторона защиты не будет считать достаточным. На сегодняшний день основной задачей является перенос слушания по месту жительства обвиняемой. «В Астрахани правоприменители даже не задумываются о том, что черная икра не изъята из гражданского оборота, а граждане не обязаны хранить чеки на приобретенные ими товары. Обвинительные приговоры по таким делам выносятся почти автоматически. Именно такие дела составляют значительную часть всех раскрытых преступлений — критерий эффективности работы правоохранителей. Возможно, поэтому и не хотят переносить слушания в Петербург, где неизбежно дело приобретет широкую огласку. Мы надеемся, что здесь дело будет рассмотрено более тщательно», — заявил Грузд. Для переноса слушания есть и медицинские основания — состояние здоровья Ольги Курносовой. Недавно она перенесла операцию, и врачи не рекомендуют ей менять климатические условия.

— Сейчас власть находится в тяжелом положении. Суд не знает, как закрыть дело или в каком направлении его развивать. Они хотели по-быстрому испортить мне репутацию, а теперь всем очевидно, что дело шито белыми нитками, — считает сама Ольга Курносова. По ее словам, если следствие самостоятельно не откажется от обвинения, она готова довести дело до Верховного суда или даже обратиться в Страсбург.

Еще одним важным изменением в этом уголовном деле стала отмена распоряжения главы администрации Астраханской области от 1992 года «О применении указа Президента РФ о свободе торговли на территории Астраханской области». На него в основном-то и ссылалось обвинение. По сути же это распоряжение местной власти корректировало президентский указ «О свободе торговли». Защита обратилась к нынешнему губернатору области с просьбой отменить это распоряжение, что и было сделано. «Теперь мы вообще не видим никаких правовых обоснований для обвинения. Речь идет лишь о правильном толковании закона», — заявил Грузд.

Один в поле — пикет

Участники движения «Солидарность», членом которого является Ольга Курносова, решили привлечь внимание властей к скандальному делу единственным возможным способом. Начиная с 25 мая по будням с 14 до 16 часов возле входа в прокуратуру на Исаакиевской площади дежурит кто-нибудь из активистов движения с плакатами и листовками в руках.

— Я и мои коллеги уверены, что у этого дела одна цель: создать все условия, при которых Ольгу можно будет в необходимый момент «закрыть», — заявила Марина Рошаль. — Ведь ей грозит условный срок, а при любом правонарушении он превратится в реальный.

Именно Марина Рошаль организует одиночные пикеты. Такие акции не нужно согласовывать, и, хотя сотрудники милиции иногда и проверяют документы у пикетчиков, сделать с ними по закону ничего не могут.

Рошаль рассказала, что, когда в июне в Петербург приезжал Владимир Путин, омоновцы старались закрыть пикетирующих широкими спинами, но трогать их не стали.

— Я понимаю, что отчасти меня можно назвать городской сумасшедшей. Но это единственный выход, нужно же что-то делать! К нам подходят люди, спрашивают, узнают об Ольге и соглашаются, что сейчас в нашем распоряжении только такой способ борьбы за справедливость, — рассказала Марина Рошаль.

Пикетировать прокуратору члены «Солидарности» собираются до победного конца. Но уже сейчас участники претендуют на своеобразный рекорд, ведь акция продолжается почти три месяца. Ольга Курносова рассказала, что до сегодняшнего дня на нее не оказывалось никакого давления с просьбой отменить одиночные пикеты. По мнению защиты, сложно просчитать их последствия, но, по крайней мере, они помогут «обратить внимание властей на эту глупость».

Дарья АФОНИНА

Карикатура Виктора БОГОРАДА,

"Новая газета" №59 от 13.08.09.