22 мая в стране прошла акция против поправок в закон об ОСАГО (обязательном страховании автогражданской ответственности). Автомобилисты всё активнее заявляют о себе как о социальной группе, с которой уже нельзя не считаться. К тому же на личном примере можно убедиться, что автомобилистам есть против чего протестовать и в Астрахани.
Для начала коротко о том, что же собой представляет закон об обязательном страховании автогражданской ответственности и зачем он вообще нужен.
Суть в том, что абсолютно каждый водитель в стране не может выехать на дорогу без обязательного страхования своей ответственности перед другими участниками движения. То есть, страхует он не себя, а тех, кто может пострадать в результате его действий. Это, кстати, соответствует общему настроению правил дорожного движения, весь смысл которых сводится к фразе «с собой можешь сделать что угодно, главное, чтобы никто другой не пострадал».
Закон, казалось бы, сделан для удобства тех, кому принесёт вред страхуемый. В теории (и на практике, но в других странах) всё смотрится красиво. Вместо долгих разборок между водителями – разборки между страховыми агентами. Вместо возни с оплатой ущерба – быстрая оплата со стороны страховой компании. Всё отлично, все довольны. Но это – в теории. Так было бы, если бы в нашей стране народ хоть что-то решал. Но народу этого права никто не даёт, в итоге выходит то, что выходит.
Лично я поначалу сам наивно верил, что деньги, заплаченные за полис ОСАГО, не уходят просто так, что раз страховым компаниям хватает на джипы для своих сотрудников и красивые офисы, их должно хватать и на выплаты клиентам… Я тогда даже и не предполагал, какими мелочными могут быть эти самые компании. Казалось бы, у них и так сверхприбыли, можно на мелочах не зацикливаться и просто выполнять свою работу. Но не тут-то было.
Началось всё банально. В мою машину с разгона въехал некий водитель, якобы её не заметивший. Как можно было не заметить припаркованную по всем правилам машину –так и осталось секретом. Скажу лишь, что, оценив по приходу к месту ДТП силу удара, я был сильно рад, что в этот момент всё-таки был на расстоянии от него.
Поначалу всё складывалось более-менее нормально, если это можно применить к данной ситуации. Вызвали инспекторов ДПС, те приехали достаточно быстро, общались вежливо, чем вызвали реальное уважение, которое редко инспектора от водителей получают. Составили протокол о ДТП и разъехались.
И тут в дело вступило то самое ОСАГО. Если бы его не было, можно было бы достаточно быстро договориться с виновником ДТП, который, естественно, вину свою признавал. Но закон уже действовал в полную силу, и мне пришлось заниматься бюрократией, чтобы получить свои законные средства.
Первое, что мне сразу не понравилось – когда я приехал в страховую компанию, мне сразу же сказали, что я должен сам отвезти запрос на получение документов об аварии в ГИБДД, а потом привезти сами документы. Казалось бы, я – пострадавшая сторона, клиент страховой компании нанёс мне прямой вред и в их интересах, по логике, сделать всё, чтобы я не переживал особо по этому поводу. Но логика компании была совсем другой. Отремонтированная машина нужна тебе – значит ты и бегай с бумажками.
Ладно, поехал в ГИБДД. На все эти процедуры ушло ровно 10 дней, справки собрал, что дальше делать? В страховой сказали – везти машину на оценку ущерба.
Приехал на оценку. Там оказалось, что у эксперта вообще нет своего оборудования, кроме фотоаппарата, а, так как у моей машины имеются не только внешние, но и внутренние повреждения, для нормальной оценки всё-таки нужна смотровая яма, которую я и должен предоставить эксперту. Опять я, а не страховая компания.
Ладно, нахожу место для осмотра, звоню эксперту, говорю, приезжайте. Но, оказывается, у эксперта транспорта своего тоже нет, а автобусом он не пользуется. Не того полёта птица, как говорится. Его нужно отвезти.
Иду в страховую, рассказываю им всё это, спрашиваю, что делать. И тут натыкаюсь на совершенно хамское поведение. Вместо того, чтобы просто нормально объяснить, что вот такие у нас законы, мне прямым текстом говорят, что им совершенно безразлично моё мнение, что они вообще могут мне ничего не платить.
И ведь в чём причина такого поведения. Как раз в основной мысли закона – что страхуется не человек, а его ответственность. То есть, я застраховался в той компании, которая мне больше нравится. Но, при этом, когда я пострадал – я вынужден общаться с компанией, в которой застрахован виновник. Иными словами, мне, по сути, вообще без разницы, где страховаться, так как со своей страховой я не соприкоснусь в любом случае. Это, в итоге, приводит к тому, что страховые компании могут вести себя так, как им больше нравится, поскольку общаются не со своими клиентами и, соответственно, ничего не теряют. Так бы можно было подобных хамов наказывать рублём, оформляя следующий полис в другой компании и оставляя их без прибыли, но при текущем раскладе такой способ не действует.
Получается, страхование из меры для удобства, превращается в обузу. Причём в такую обузу, которая ещё и содержится на деньги тех, кто от неё страдает. Самим страховым компаниям интересы клиентов совершенно безразличны, хотя, казалось бы, именно от интересов клиентов они должны отталкиваться в своём поведении. По крайней мере, в других странах почему-то всеми вопросами занимаются именно страховые агенты, а не сами водители, которые уже заплатили деньги. А у нас получается как всегда – за счёт людей содержится масса сотрудников, которые, при всём этом, не имеют никакой благодарности к тем, кто их содержит.
И что мы имеем в итоге. По нашим законам, которые, естественно, делались исключительно для людей, если кто-то пострадал в аварии, то он сам должен: съездить в другой конец города (на ул. Рождественского), чтобы собрать документы в ГИБДД; найти место для осмотра автомобиля и катать по городу эксперта; всё время, пока будут делаться справки (10 дней), происходить расчёт ущерба (2 недели), пока будут идти деньги – ходить пешком. И абсолютно неважно, насколько нужен автомобиль. Даже если он – единственный источник доходов, это никого абсолютно не волнует. Если не нравится - не обращайся в страховую компанию и чини автомобиль за свои собственные деньги. На это, видимо, вся система и рассчитана.
Самое обидное, что никуда от такой ситуации не денешься. Нравится тебе это или нет, а оформлять страховку обязан. И страховаться за довольно ощутимую сумму, которую всё повышают и повышают… Получая взамен поводы для головной боли и всё более урезаемые выплаты, в которых страховые компании учитывают всё, лишь бы платить меньше. Например, по какой-то неведомой логике они списывают проценты от выплат за износ деталей. То есть, мало того, что машина и так теряет в цене, как пострадавшая в аварии, ещё и с выплат за запчасти снимут некоторую сумму, так как машина была не новой. И никого не волнует, что машина после ремонта стать лучше всё равно не сможет.
Будут ли в нашей стране когда-нибудь законы для людей – большой вопрос.
Артем Хорьков,
"Факт и компромат" №15, 28.05.10.