Гужвина почему-то называют «хозяйственником». Но как губернатор-хозяйственник может спокойно смотреть, как его область теряет завод стоимостью $500 млн? Чем это объяснить: глупостью или корыстью?
Добыча нефти на Каспии в самом разгаре. Для разработки новых месторождений необходимы буровые нефтеплатформы. Только в ближайшие годы у металлургов и машиностроителей закажут нефтеплатформ на $1,3 млрд, а всего на Каспии потребуется платформ и оборудования на $15 млрд. На побережье нефтеносного Каспийского моря есть всего пять судостроительных заводов, способных заняться производством морских буровых платформ, из них лишь бакинская судоверфь CSC и астраханские Морской судостроительный завод (МСЗ) и «Красные баррикады» имеют опыт в их сооружении. Именно среди них и должны быть разыграны те самые $15 млрд. МСЗ стал лакомым кусочком, на который многие в предвкушении разинули свои рты!
Но вот задачка: как заполучить МСЗ? Скупать акции – невыгодно, дорого и долго, тем более что надо оплачивать долги завода перед кредиторами (задолженность в 2000 году составляла 80 млн рублей). Как же забрать завод бесплатно и законно? Была придумана схема, которую впоследствии председатель Российского фонда федерального имущества Малин назвал случаем «циничного, но весьма характерного по технике вывода активов».
ПРОТОКОЛЫ АСТРАХАНСКИХ МУДРЕЦОВ
Жарким летом 2000 года совет директоров МСЗ признал: завод стал банкротом – долги перед кредиторами погашать нечем. И тут представитель губернатора в совете директоров, начальник управления промышленности обладминистрации Терсков предлагает: а давайте-ка приобретем акции АО “Астраханский корабел” (это общество на тот момент не имело практически никаких активов), расплатившись основными фондами завода! Это, мол, поможет сохранить производство, рабочие места…
Уже тогда член совета директоров, председатель облкомитета по управлению имуществом Юрий Попов выражал сомнение, «не окажутся ли акции «Астраханского корабела» стоимостью по цене бумаги, на которой они будут напечатаны». Попов предупреждал весь совет директоров: «Если государство одобрит этот путь, будем делать. А так мы нарушаем все законы, совершаем уголовное преступление. Давайте все делать правильно». Не послушали Юрия Петровича…
Для начала все фонды завода были оценены в… 120 млн рублей! Эта смехотворная сумма была названа оценщиком Казаченко «рыночной стоимостью». Если сдать все имуществом МСЗ на металлолом, то выручить можно минимум в 100 раз больше! Правда, оценщик Казаченко указала, что ее отчет по оценке имущество действует всего 1 день – 17 апреля 2000 года. Пример: стапельная тележка была оценена Казаченко в 16 рублей. А другие оценщики оценили эту тележку в 2500 рублей – и это только по цене металлолома! Впоследствии именно эта сумма – 120 миллионов – и станет роковой для завода, его акционеров и кредиторов.
Несколько членов совета директоров не согласились с подобной оценкой – и лишь чиновник Терсков – подчиненный Гужвина - не интересовался, почему оценка занижена. Он торопил весь совет директоров, пугая банкротством, подталкивая всех к «реальной схеме сохранения предприятия» - обменять все имущество завода на акции «Астраханского корабела». Стоимость сделки – 120 млн рублей.
Однако совет директоров не стал спешить. Решение об обмене «шила на мыло» решили отложить. Но закон писан не всем…
Губернатор Гужвин, «Астраханский корабел», МСЗ и финская компания Aker Raumna Offshore (ARO) 18 июля 2000 года подписывают соглашение «О совместных мерах по развитию судостроительной отрасли Астраханской области», по которому МСЗ обязуется приобрести пакет акций «Корабела» в обмен на собственные основные производственные фонды в размере 120 млн рублей. (Между прочим, это соглашение почти секретно: «стороны договорились о строгом соблюдении конфиденциальности настоящего соглашения». Надо думать, Гужвин опасается, что астраханцы не поймут его странных мер «по развитию судостроительной отрасли»)
КСТАТИ: на том же заседании совета директоров МСЗ с нарушением гражданского кодекса, Закона «Об акционерных обществах» и устава МСЗ голосованием совета директоров (вместо положенного голосования общего собрания акционеров) был назначен новый директор завода. Им стал депутат облдумы Абдулгазиев, известный своей чрезвычайной лояльностью к обладминистрации. В необходимости его назначения всех убеждал Терсков. Абдулгазиев был нужен для окончательной реализации хитроумного плана “реструктуризации” завода.
ЧАС ПШИК
И через полгода директор Абдулгазиев начинает подписывать один за другим семь договоров мены, по которым МСЗ передает все свое имущество – помещения, плавкраны, плавдок, автотранспорт – все в обмен на акции «Астраханского корабела», всего на 120 млн рублей (те самые 120 млн, в которые был оценен завод). Таким образом «Корабел», напечатав акции, обменял их на завод, практически ничего не имея!
ИНТЕРЕСНО, почему именно «Астраханский корабел» - малоизвестная компания, снимавшая скромный кабинетик по ул.Ленина, 20, стала ключевым звеном в деле передела собственности МСЗ? «Корабел» - готовое предприятие, связанное с обладминистрацией: к примеру, бывший руководитель «АК» Клементьев работал в отделе промышленности администрации Астраханской области.
Завладев заводом, «Корабел» выступает подрядчиком строительства судов для Венгрии. Заказчиком является МСЗ.
ИЗ ДОСЬЕ «Факт и комментарий»: Правительство России обязалось построить суда для Венгрии в счет долгов СССР перед этой страной. Москва поручила строительство МСЗ под гарантии астраханской обладминистрации.
И теперь самое интересное: за такую действительно «медвежью услугу» завод расплачивается с «Корабелом»… акциями «Корабела»- теми самыми, которые МСЗ получил за свое имущество, оцененное в 120 млн. Это при том, что «Астраханский корабел» получает за работы по строительству этих судов около $1,5 млн от госпредприятия «Судоэкспорт»!
Ловко? Настолько ловко, что не только акционеры и кредиторы завода остались с носом, но даже государство! 31% акций МСЗ принадлежит Минимуществу России. Для отчуждения имущества предприятий с такой долей государства необходимо согласие Минимущества. А как свидетельствует письмо замминистра Минимущества Гусева от 5 апреля с.г., «разрешение на отчуждение имущества ОАО «Морской судостроительный завод» Минимущество России не давало». Год назад МСЗ был признан банкротом и на заводе было введено внешнее управление. Внимание:
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ КОМБИНАЦИИ
Акции «Астраханского корабела», в мгновение ока ставшего собственником МСЗ передаются в номинальное держание банку «Петрокоммерц» (банку нефтяной компании «ЛУКойл») по соглашению, подписанному также «при строгом соблюдении конфиденциальности» МСЗ, «Корабелом», обладминистрацией, банком «Петрокоммерц» и финской ARO. Сегодня «Петрокоммерц» является номинальным держателем 80% акций «Корабела» - и значит, МСЗ.
Номинальный держатель – не значит собственник. По словам президента «ЛУКойла» Алекперова, «Петрокоммерц» лишь дал согласие некой «группе частных лиц» на приобретение акций «Корабела». Как только эти частные лица рассчитаются, говорит Алекперов, акции «Корабела» станут их собственностью.
Кто же они, реальные владельцы «Астраханского корабела»? Список нынешних акционеров «АК» хранится в строжайшей тайне. Остается лишь догадываться, что это за частные лица. Не исключено, что это – руководительиадминистрации Астраханской области, так активно продвигавшие «схему реструктуризации» МСЗ.
Передача производственных мощностей МСЗ в «АК» незаконна – это говорят столичные издания («Ведомости» от 18 сентября с.г.), акционеры завода, авторитетная российская группа компаний «Минфин», в этом уверен депутат Госдумы РФ Арефьев.
Акционеры МСЗ с цифрами и документами в руках до хрипоты доказывают в судах, что вывод активов завода незаконен, однако на самом деле это никого не волнует. Что там доказательства каких-то акционеров, когда в этой игре заинтересован сам губернатор! Хотя никто никогда не докажет, что местные власти оказывают давление на суд…
Прокуратура Астраханской области и УБЭП облУВД при содействии депутатов Госдумы Астраханской области обязаны в кратчайшие сроки провести проверку законности “реструктуризации” ОАО “Морской судостроительный завод”. Мы должны вернуть Астрахани нашу гордость!
Глеб Иванов, "Факт и комментарий" № 52, 17.12.2002.