Борьба областных властей с наркотиками всё больше напоминает скучный фарс и бессмысленную показуху.
Вот и закончился в Астраханской области конкурс на лучший антинаркотический материал в средствах массовой информации.
Всегда интересно было, на кого же, всё-таки, рассчитана такая реклама? Вот сейчас идёт активное обсуждение этой темы в Интернете, и большинство людей не понимают – неужели есть хоть один наркоман, изначально не осознающий проблемы своей зависимости и бросивший курить/нюхать/колоться исключительно после просмотра какого-нибудь рекламного щита с надписью «наркотики – это плохо»? Наверняка, наркоманы знают о наркомании гораздо больше, чем авторы социальной рекламы все вместе взятые, потому имеют полное право убедить себя никого из окружающих не слушать и продолжать употреблять наркотики.
В принципе, подобная реклама должна быть рассчитана на профилактику, то есть, на то, чтобы не начали употреблять те, кто ещё не пробовал. А теми, кто уже плотно сидит на стимулирующих препаратах, должны заниматься уже совсем не рекламщики, а врачи-наркологи, причём даже они не всегда способны справиться с такой серьёзной проблемой.
Однако из года в год приходится видеть, как социальная реклама явно направлена на самих наркоманов. Примеры можно сейчас видеть по всему городу в виде рекламных щитов с общей темой «без наркотиков жизнь ярче и красивее». Согласитесь, человеку, не употребляющему наркотики, такая реклама не скажет ровным счётом ничего, ведь он же не может сравнивать, какова жизнь без наркотиков и с ними – у него она, судя по рекламе, и так в ярких красках. К тому же верить на слово рекламе нынче не актуально. То есть, реклама ориентирована исключительно на наркоманов, напоминая им, что где-то там, за «системой», тоже есть нормальная жизнь со своими радостями. Но авторы рекламы, скорее всего, наркоманов видели только на картинке и плохо представляют себе, насколько тем безразлична вся эта реклама и тогда, когда необходимая доза есть, и когда её нету. «Система» - штука такая…
Теперь отдельно по поводу профилактики. Она тоже на подобных конкурсах производится как-то с отрывом от реальности. По моему мнению, чем чаще человеку говорить о существовании запретных и плохих вещей и что с этим связываться ни в коем случае нельзя, тем больше ему захочется это попробовать. Особенно, если особой аргументации за словом «плохо» не следует.
Профилактика должна, в первую очередь, заключаться в обеспечении человека наиболее полной информацией по данной теме. Чтобы дать возможность самому понять, почему наркотики – это плохо.
Рассмотрим среднестатистическую социальную рекламу. О чём в ней обычно говорится? Упор делается на две основные темы, что наркотики вредны для организма и что от них возникает физическая зависимость. И начинается – рисуются картины гниющих изнутри наркоманов и загибающихся от ломки. На кого-то, может, и подействует. Ну, кто особо впечатлительный. А вот те, кто начнут дальше задумываться, придут к выводам, которые, наоборот, спровоцируют их начать употреблять наркотики. Например, если задуматься по поводу «ломки». Физическую зависимость вызывают далеко не все наркотики, большая часть вызывает куда более страшную – психологическую, но об этом почему-то говорится меньше, хотя именно из-за неё даже «переломавшиеся» героиновые наркоманы вновь садятся на иглу после нескольких лет неупотребления. Более того, термин «ломка», по большей части, относится только к одной группе наркотиков – опиатам. В итоге, сейчас выросло целое поколение наркоманов, которые себя таковыми не считают, поскольку употребляют не опиаты - соответственно, не чувствуя физической ломки, не ассоциируют себя с героями той самой социальной рекламы.
Теперь про вред организму. Тут та же самая история. Все рассказы о том, что наркоманы живут лишь около пяти лет, активно показываемые в социальной рекламе, тоже имеют отношение преимущественно к опиатам, причём даже не ко всем, а, в основном, к получаемым кустарным способом. А зачастую наркоманы живут в разы дольше, успев хорошенько отравить жизнь себе и окружающим. И при этом, опять же, не ассоциируя себя с тем образом классического наркомана, колющегося в подвале из одноразового шприца многоразового использования, который насаждает социальная реклама.
И что в итоге хорошего? В результате подобной рекламы и создаётся та самая грань между «лёгкими» и «тяжёлыми» наркотиками, которой опасаются противники легализации марихуаны. Таким образом, человек по факту являющийся наркоманом, по примерам из социальной рекламы может легко себя убедить в обратном. Мол, это там вон по телевизору наркоманы, а я так, балуюсь, у меня же ломки нет, да и вроде бы организм пока здоров….
И хоть бы кто коснулся темы психологической зависимости. После приёма наркотиков единственное, чего добьётся начинающий наркоман, это повышение порога удовольствия. То есть, у него может и не быть ломки, у него даже может не быть каких-то особых последствий для организма, если он всё-таки умудрился найти источник относительно чистых веществ. Однако прежним он никогда не будет, и прежнюю радость от жизни получать вряд ли научится. В итоге пойдёт на всё ради новой дозы. В сравнении с этим, физическая ломка – цветочки. Она, максимум, за месяц проходит, можно просто воспользоваться методом приковывания наркомана к батарее, как делали в старые добрые времена, и как бы вылечить его от зависимости. Однако, чем потом заполнить внутреннюю пустоту, когда в жизни не радует вообще ничего? Ну, об этом, как говорится, надо было думать гораздо раньше.
Пример из советского времени. Был такой наркотик под названием «винт», он же первитин. По качеству – что-то вроде дезоморфина, с которым сейчас активно борются. То есть, изготовляемый из совершенно несовместимых с внутривенным введением веществ: кристаллический йод и красный фосфор (это который в спичках). Основное отличие его от дезоморфина и т.п. было в том, что винт не вызывал физической зависимости вообще. Если дезоморфиновые наркоманы сейчас, зачастую, колются исключительно для снятия ломки, то винтовые губили свой организм жуткой смесью совершенно добровольно. Однако, не останавливались. Как вы думаете, почему? Ведь вред заметен невооружённым взглядом, а использование шприца для употребления не давало повода не считать себя наркоманом, в отличие от употребляющих таблетки, ломки не было – бросай – не хочу. А вот психологическая зависимость не давала соскочить с иглы, в результате чего, кстати, наша страна потеряла несколько довольно известных в своё время творческих людей.
Об этом надо людям рассказывать. Может, и опомнятся после таких фактов. Не все, конечно, но хоть один из тысячи – уже достижение. Потому что реальность страшнее самой жуткой пропаганды.
И ещё, что удивляет в проводимом областной властью конкурсе. Конкурс проводится с 8 ноября. Ну, то есть, сам-то он начал проводиться раньше, но именно в тот день был открыт приём заявок. Две недели ничего о нём не было слышно. А когда время приёма заявок стало подходить к концу, началась активизация по всем фронтам. На рекламу этого конкурса, пожалуй, по несколько раз за день стал натыкаться каждый астраханец. Посыпались приглашения всем, хоть как-то имеющим отношение к разработке рекламы. Хотя для разработки социальной рекламы нормального качества времени осталось явно недостаточно. Но это, фактически, стало уже давно не важно, учитывая описанные выше стороны нашей социальной рекламы, которая, наверное, действует только на самих её создателей.
Вадим Окороков,
"Факт и компромат" № 39, 08.12.10.