Без рук вон плохо. О трудовой миграции из Астрахани и не только

Астраханские фермеры год от года бьются за какие-то рекорды по надою лука и сбора коров или наоборот – не важно. Каждый год у нас вдруг выясняется, что есть дефицит рабочих рук в деле работы с землей, а мигрантов не хватает. Фермеры не знают где взять людей, а старый рынок мигрантов потихоньку перекочевал в другие регионы и страны. 

Ну вот вы бы на месте гражданина Узбекистана поехали бы трудиться в Южную Корею или в Астраханскую область, при том, что условия труда, зарплата и условия жизни в Южной Корее лучше? Выбор очевиден. Как только курс рубля поплыл в родную гавань вслед за Крымом, мигрантам с каждым годом становилось и становится всё невыгоднее трудиться здесь и они либо уехали обратно, либо не приезжают сюда. Долгие годы воспевания трудовых мигрантов в качестве дешевой рабочей силы в местах, где не будут работать местные, сыграло свою фатальную роль: сельские жители переехали в города области, в Астрахань или вовсе сменили место жительства и перебрались работать в другие регионы.

Вы давно были в астраханских сёлах? В некоторых из них до недавнего времени до 80% жителей составляли мигранты, которые не добрались до крупных регионов и вообще безо всякого знания языка без трудовых патентов и медицинских книжек осели в Астраханской области. С изменениями на валютном рынке они просто исчезли. И этот выжженный демпинговыми ценами рынок труда оказался пустым: фермеры привыкли платить копейки за труд, контролирующие органы привыкли к нетрудовым доходам (средняя такса на мигранта в Астраханской области – 500 рублей в месяц местному шерифу, при этом в одном селе их может быть до нескольких тысяч), а местные работяги либо работают вахтовым методом, либо предпочитают не работать вовсе, занимаясь рыбалкой.

Как переломить перетекание рабочих рук из Астрахани в другие регионы? Для ответа на этот вопрос нужно ответить самим себе прежде всего на другой вопрос: а нужны ли вообще здесь кому-то астраханцы? Или скорее так: за сколько денег лично вы готовы участвовать в эксперименте, когда электронный термометр показывает температуру земли в поле +64 и в этом эксперименте вам необходимо работать целый день? Городские предприятия давно перепрофилированы в торговый центры и жилые комплексы со всеми вытекающими последствиями. Поэтому можно и нужно смелее сворачивать все программы по мотивации людей оставаться здесь, ибо это бессмысленна трата времени: люди могут остаться здесь, но остаться это не значит идти работать в поле.

В советское время на поля загоняли молодых балбесов во имя всякой чушни типа коммунизма и работы ради работы. Сегодня этот фокус не проходит, да и закон о тунеядстве так и не приняли. Платить же достойную плату за труд в адских астраханских условиях никто не торопится, а работать за идею здесь могут только единицы. Вот и увозят вереницы автобусов людей отсюда в более благоприятные климатически и финансовые условия. И если раньше внутреннюю миграцию останавливал хоть как-то скепсис людей и нежелание что-то менять, боязнь нового и неизвестного, то сегодня отсюда валят стар и млад семьями и домами. Кто-то подальше от климата, другие – за деньгами, а третьи – за компанию. Самые смешные и пухлые – это четвертая категория. Это чиновники с грустными лицами, годами бьющиеся за то, чтобы астраханцы жили здесь и трудились здесь, «потому что Астрахань это наша родина, рыбалка, кремль, ну и где родился – там и пригодился». И эти же товарищи через некоторое время пишут в интернете в социальных сетях такую дичь: «сделал для Астрахани и астраханцев всё, пришло время помогать региону из федерального центра». В переводе с астраханского на русский это на самом деле выглядит так: «с детства я всегда был активистом, старостой группы в школе и институте, всегда был за, участвовал во всех днях Победы, делал умное лицо и фотографировался с руководством, а потом решал проблемы молодых, обеспечивал их работой, а потом все эти молодые оказались сплошь моими родственниками и меня предупредили: либо едешь на повышение в Москву, либо едешь за хищения в особо крупном размере на Белый Лебедь».

Но пока последний астраханец не свалит из города, толпа суетящихся чиновников будет до последней копейки выжимать из бюджета средства на «обеспечение расширения трудового фонда области и качественного повышения уровня условий труда». Такие формулировки – это всё, что создают чиновники от трудоустройства. Вместо них я бы нанял мигрантов. Им и платить придётся в разы меньше, и есть абсолютный плюс – они не умеют говорить. А те, что умеют, никогда не смогут составлять витиеватые фразы в духе наших вечно грустных чинуш с блестящими от балычка щеками.

Никита Кефиров