29 декабря 2008 года Астраханским арбитражным судом признано незаконным бездействие администрации МО «Город Ахтубинск» в части подписания передаточных актов и внесения имущества Центральной части города в реестр МО «Город Ахтубинск. В арбитражный суд с заявлением обратилась администрация МО «Ахтубинский район». Ответчиком являлась администрация МО «Город Ахтубинск».

Суть данного вопроса сводится к следующему: Центральнгая часть города Ахтубинска (военный городок) в течение продолжительного времени (более года) находится как бы « подвешенном состоянии». Т.е., в рамках 131-го Закона, городок должен быть принят в состав МО «Город Ахтубинск». Имеются в виду дома, инженерная инфраструктура и т.д. Об этом уже неоднократно говорилось в СМИ. Тем не менее, исполнение Закона было затянуто, и дело дошло до суда. Кто виноват? В поисках истины за разъяснением мы обратились к председателю Комитета имущественных отношений администрации МО «Ахтубинский район» И.А. Мищенко.

- Игорь Алексеевич, что, собственно, происходит с приемо-передачей жилого городка? Почему возникла необходимость решать этот вопрос посредством арбитражного суда?

- Если не возражаете, я начну с предыстории. Так будет понятнее.

Итак: год назад, 1 января 2008 года вступил в силу Закон Астраханской области 57/2007 ОЗ от 24.09.2007 года «О внесении изменений в Закон Астраханской области «О порядке решения вопросов местного значения во вновь образованных поселениях Астраханской области». До этого действовал Закон 2005 года, который определял общий порядок передачи имущества в связи с разграничением полномочий между муниципальными районами и поселениями. В нашем случае получалось, что Район передавал Городу имущество двумя траншами, Это жилой фонд, нежилой фонд, инженерная инфраструктура и т.д. То есть, все имущество, полномочия по которому от Района переходят к Городу, согласно 131-му Закону.

Основная масса имущества – это, конечно, жилье. Еще раз подчеркиваю: передаче подлежало то имущество, которое необходимо для решения вопросов местного значения отнесенное к городским полномочиям.

- Была ли юридически обоснованная возможность оставить жилой фонд и инженерную инфраструктуру в районе, не передавая это имущество городу? Этот вопрос, кстати, волнует многих ахтубинцев. Может, не было бы всей этой чехарды, не было бы всего этого беспредела со стороны городской власти?

- В тот-то и дело, что нет! Однозначно нет! Так трактует Закон. С момента вступления 131-го Закона в силу Район не имеет права содержать это имущество у себя и, тем более тратить на его содержание деньги. У Района просто нет этих полномочий. Раз полномочия у Города, значит, Район должен имущество передать. Как я уже сказал, передача проходила в два транша. 1-й транш – в 2007 году, согласно Закону, вышедшему в 2006 году, который определил, что передается, а именно: 2 предприятия, как имущественные комплексы, «Ахтубжилкомхоз» и «Центржилкомхоз». Имущественный комплекс подразумевает, что передается все: здания, сооружения, оборудование, штаты и т.д. В отношении первого транша имущества передаточный акт был подписан главой МО «Город Ахтубинск» М.М. Малаховским в феврале 2007 года. Надо отметить тот факт, что, согласно действующему на тот момент законодательству, подписание передаточного акта являлось моментом возникновения права собственности. То есть, можно было не обращаться в Регистрационную палату. Это обусловливалось тем, что имущество передавалось по всей стране, и, естественно, все это пропустить через Регистрационную палату было физически невозможно.

И затягивать с передачей тоже нельзя было, потому что, если имущество (а это, в основном, жилой фонд) не передать, то получаются «ножницы» между полномочиями одной стороны и вопросами, которые необходимо решать ежедневно – у другой стороны. А все вопросы исполнения полномочий связаны с деньгами. Поэтому, например, в нашем случае – направлять деньги на решение имущественных вопросов, в отношении которых нет полномочий, Район просто не имеет права. Это нецелевое расходование средств, за что предусмотрена ответственность, в том числе и уголовная. В сентябре 2007 года вышел Закон Астраханской области в отношении второй части имущества, которая не была в свое время включена в 1-й транш. В этот перечень второго транша вошло подавляющее большинство объектов Центральной части города. Это многоэтажные жилые дома, инженерная инфраструктура и т.д. И тут важно понимать, почему

Закон выходит, скажем, в сентябре, а в силу вступает только с первого января. Три месяца отводится для того, чтобы передающая и принимающая стороны утвердили на своих Советах перечень того, что передается и принимается. Процедура эта длительная, вместе с подписанием передаточных актов занимает, как минимум, полгода. Итак, с 1 января 2008 года вступает в силу Закон Астраханской области. Мы письменно обращаемся в администрацию МО «Город Ахтубинск» в январе 2008 года с предложением определиться с формой передачи имущества Городу. В феврале Район получает ответ из Города, в котором говорится, что город не согласен принимать жилой фонд домами, а принимать желает поквартирно. Я, со своей позиции, как юрист, понимаю, что Закон надо исполнять, поэтому, с охотой или без охоты, но настраиваю работу на то, чтобы передавать имущество в соответствии с условиями, выставленными Городом. Район сделал перечень квартир (что вылилось в дополнительные сроки). Город принял данный перечень к рассмотрению и даже назначил сроки подписания актов – 17 апреля 2008 года. Однако без всяких причин и объяснений глава Города М.М. Малаховский акты не подписывает. Потом в очередной раз мы собираемся уже в июне, опять пытаемся решить этот вопрос. Опять обсуждаем, какую документацию готовить, чтобы передаточный акт был все-таки подписан.

Малаховский однозначно заявляет, что вот это делаете, и акт будет им подписан. Район в очередной раз проводит огромную работу, делается поквартирный перечень. Специалисты городской администрации тоже провели большую работу, готовя акты технического состояния принимаемых объектов. Вся эта работа заняла около полутора месяцев. В конце июля все было сделано, как хотел Малаховский, но и после всей проведенной работы подписано ничего не было. Малаховский опять не подписал акты и опять без всяких объяснений. - И Вы, наконец, «созрели» для судебного разрешения вопроса? Да. У администрации МО «Ахтубинский район» в данной ситуации оставался один путь – судебный. Мы были вынуждены обратиться в Астраханский Арбитражный суд. Суд наше заявление рассматривал установленным порядком, и по истечении 2-х месяцев, 29 декабря 2008 года вынес решение «Признать бездействие администрации МО «Город Ахтубинск» в части подписания передаточных актов – незаконным», и обязал городскую администрацию подписать передаточные акты и внести это имущество в реестр МО «Город Ахтубинск».

- Если, соответственно, можно было предугадать результат решения суда, почему, на ваш взгляд, акты не подписывались? В чем причина? Упрямство это? Или уход от ответственности?

- Я не хотел бы давать оценку деятельности городской администрации. Но, в то же время, на лицо неправота в действиях городской власти, на лицо пренебрежение Малаховского к исполнению Закона, не обязательность к собственным же обещаниям и заверениям. На лицо его непонятная и абсолютно неуместная детская капризность, граничащая с бесчестностью. Но, во главе угла все-таки стоит вопрос ответственности.

Вернее, боязнь ответственности в любой ее форме. Ведь существуют вопросы местного значения, которые должны решаться абсолютно конкретными лицами. И вопросы эти, безусловно, порой не простые. Такие, например, как вопросы ЖКХ. Но решать их все равно нужно, нужно находить варианты их решения. Не искать пути ухода от решений, а наоборот – искать пути решения! А в данном случае заложниками боязни ответственности, и других причин о которых я сказал, стали жители города. А нерешенным вопросам свойственно нарастать как ком, и свойственно приводить к очень плачевным результатам и серьезным проблемам. И это тоже надо понимать и учитывать. Ведь страдают от пассивности и некомпетентности людей во власти – простые люди.

- Игорь Алексеевич, суд – судом, но что делать людям, куда обращаться, ведь передаточные акты так и не подписаны?

- Да, к сожалению, не подписаны. Прошел год, как вступил в силу Закон Астраханской области четко определяющий действия городской и районной властей. Район, со своей стороны, сделал все необходимое (и даже сверх того), для исполнения Закона, городская власть до сих пор уходит от решения вопроса и от исполнения Закона. Хочу обратиться к жителям Центральной части города с пожеланием и просьбой понять ситуацию и разобраться в ней. Дело в том, что даже если бы МО «Ахтубинский район» «сидел» бы на золотовалютных запасах, все равно, Район действительно не имеет права участвовать в жизнеобеспечении городка. Нет полномочий, согласно 131-му Закону. А вопросы, повторяю, надо решать каждый день. Горожане обращаются в городскую администрацию, а им говорят, вы, мол, не наши, район городок не передал и т.д. Это обман, и уход от ответственности.

Сегодня, как и в течение всего 2008 года, неподписание передаточных актов по приему-передаче имущества городка из Района в Город, лежит на совести городской власти. И все ссылки города на Район – просто неправомерны и полны лукавства. Досадно, что за год вопрос не решен. Мы рассчитывали на цивилизованное поступательное исполнение Закона, и даже не предполагали, что процедура эта затянется более чем на год. Теперь будем ждать, когда городская власть соизволит исполнить решение Астраханского арбитражного суда. Но точку в этом вопросе ставить надо однозначно!

"Ахтубинская правда", 15 января 2009 г.