Безграмотные бюрократы
Сейчас модным стало писать диктанты. Видно, совсем плохо с великим и могучим русским языком стало. Как же его, этот великий и могучий, коверкают в речах и докладах своих чиновники наши. В эпистолярном жанре и вовсе плохо. Ошибка на ошибке сидит и ошибкой погоняет.

Письма «счастья»
Как-то жильцы нашего дома написали в соответствующую инстанцию письмо с просьбой сменить высохшие до самого корня деревья. Инстанция, куда мы письмо посылали, разослала наше же письмо сразу в несколько других инстанций, которые, по её мнению, должны нам отвечать, потому что они ближе к проблеме, касающейся сухих деревьев. И надо сказать, что все инстанции, а их оказалось целых три, прислали нам ответы. Суть ответов сводилась к одному: всё, что в их силах, они сделают.

От восторга хотелось нам хлопать в ладоши. Ещё бы! Столько инстанций готовы были помочь нам. А вот помогли или не помогли – это уже другой вопрос. Скажу прямо: не помогли. Всё получилось, как в той русской пословице: «Иван кивает на Петра, а Петр кивает на Ивана!»

Помощь, правда, не в том объёме, какого хотелось нам, пришла случайно. И совсем не оттуда, откуда ждали. Подоспела предвыборная кампания, и один из кандидатов в депутаты напросился сам опилить несколько деревьев. Так ему хотелось стать народным избранником… А мне хочется снова вернуться к письмам, которые нам пришли из разных инстанций.

Безграмотен и стар и млад
Читать их было интересно. А над канцелярским языком хотелось смеяться. Об ошибках речь особая. Среди нас оказалась учитель русского. По обыкновению она сразу же стала отмечать ошибки красной пастой. Ошибок оказалось непростительно много. Оценка тянула на двойку. Много ошибок, как отмечают аналитики, и в диктантах, которые сейчас пытаются сделать тотальными. Ладно, что ошибки допускают пожилые люди. Ещё больше ошибок у молодых, которые в данный момент учатся в старших классах. А это, как говорится, никуда не годится.

Но, так или иначе, много упущений было допущено в последние годы в вопросах обучения и просвещения населения. Вспомните дебаты по учебникам истории. Какие только авторы не фигурировали на обложках учебников? Какие только идеи и выводы они не делали в угоду кое-кому «за бугром»? Сколько лет прошло, а мы всё никак не можем найти научную, а главное – истинную, правдивую трактовку событий советского периода. И особенно событий ВОВ. Столько мути, столько лжи и явных подтасовок не знали другие науки, а вот история узнала об этом сполна. Слава Богу, постепенно, всё это позади. И не удивительно, что теперь и историю станут проверять каждый год, как проверяют правила русского языка в ежегодных диктантах.

Историю знать надо всем
Тест на знание истории прошли 83717 россиян. Инициаторами такой акции выступили члены молодёжного парламента при Госдуме. Вопросы для теста были разработаны в Уральском федеральном университете им. Ельцина. Сдавать тесты можно было как на открытых площадках, так и в режиме текущего времени. Самое интересное, что в тестах участвовали в основном молодые люди 18-19 лет. Но тематика тестов была близка и взрослым. Чтобы охватить как можно больше людей, организовали 1323 площадки. Из 40 вопросов правильные ответы были получены на 23.

Знание собственной истории позволит противостоять разного рода фальсификациям фактов, а то ведь фальсификаций становится с каждым годом больше. В связи с этим планируется историю сдавать на ЕГЭ.

С историей разобрались!
Теперь можно взяться и за литературу. Так решили педагоги Ленинградской области на встрече со спикером парламента Нарышкиным. А то ведь литература, как русский и история тоже оказались в загоне, считают они. И вот уже разрабатываются стандарты и новые учебники для проблемных предметов. В том числе литературы, из которой «вычеркнули» произведения классиков.

История, литература, русский язык… О грамотности человека судят как раз о знании этих предметов. Как разговаривает чиновник, большой ли у него словарный запас – по этому судят люди о власти, её компетенции.

Некоторое время назад лингвисты провели исследования. Они подсчитывали во время телепередач количество ошибок, сделанных за определенное количество времени чиновником. В числе наблюдаемых оказались министры, губернаторы, мэры, депутаты. Самыми грамотными оказались министры федерального уровня, потом шли депутаты. Мэры заняли третье место, губернаторы – четвёртое. А в общем ошибки делали все. И довольно существенные. Если бы проверялась письменность, ошибки, думаю, были бы намного серьезнее.

Стоит ли драматизировать ситуацию? Скорее всего, не надо. Ну что делать: не Цицероны наши чиновники, не Цицероны. Никто их этому мастерству не учил.

Борис Касаткин, астраханский областной общественно-политический еженедельник «Факт и компромат», № 21 (679)