Беженцы, переселенцы, приспособленцы. Трагедия Косово никого ничему не научила
В Европу снова хлынул поток мигрантов нелегалов из стран Африки и Ближнего востока. Люди бросают места привычного проживания в поисках безопасной жизни.

Скажу сразу: речь пойдёт не о бегущих беспомощных стариках, детях и других беззащитных людях, оказавшихся на грани между жизнью и смертью. Разговор о молодых, крепких, пышущих здоровьем мужиках, которые, прихватив с собой всё свое, рванули на европейские просторы. Посмотрите удручающие кадры потоков африканских и азиатских нелегалов. Вглядитесь, сколько среди них активных, плотного телосложения мужчин с суровыми лицами? От кого же бегут эти молодцы, бросая свою землю? На кого оставляют родину?

Это не пафос, это как раз тот случай, когда понятие Родины обретает истинный сакральный смысл. А патриотизм из штатной болтовни в реальное святое чувство. Но они бегут и бегут сотнями, тысячами, покидая свою родину в беде…

Прежде чем осудить кого-либо, я стараюсь примерить обстоятельства на себе. Как бы поступил, если бы, упаси Господи, кучка религиозных или иных экстремистов узурпировала власть в стране и развязала гражданскую войну? Уехал бы в благополучные края или попытался защитить свою Родину? Трудно сказать, за плечами не двадцать и даже не сорок лет. Но оставлять свою землю активным ублюдкам никак нельзя. Нет, не сбежал бы. Точно остался бы.

Конечно, не моё вроде бы это дело советовать европейцам. Они сами разберутся с волной нелегальных беженцев. А то ненароком кто-то подумает, вот, смотрите, ещё один блогер свихнулся (как российский телевизор). Вокруг море своих нерешённых проблем и срочных дел, а он о европейском кризисе рассуждает. Ну, точно как телеканалы про демократию на Украине, неприятности в Америке и победы в Сирии. Нет, не свихнулся, теленовости давно не смотрю. Просто нашествие беженцев-мигрантов только кажется чисто европейской трагедией. О ней там тоже никто не думал двадцать лет тому назад…

Если кратко и на обычном языке, без политологии, философии и метафизики, то европейская трагедия с беженцами мигрантами-нелегалами не такая уж неразрешимая. Для примера. Чтобы сделал простой русский мужик, но мудрый и толерантный, если бы на его усадьбу зачастили незваные гости? Пугало и двухметровая ограда тут не поможет. Стрелять нельзя, это люди – а мужик-то толерантный. Выход один: чтобы вернуть спокойную жизнь и не погубить пришельцев, надо помочь обустроить им проживание на месте их обитания. Это, конечно, недёшево. Но не дороже стен вдоль европейских границ и заботы о коренных жителях, об их комфортной и, главное, безопасной жизни. Кто гарантирует, что поток беженцев сократится в ближайшие годы и среди них не продолжат пробираться в Европу потенциальные террористы? Там и своих-то отморозков хватает.

Как ни крути, а европейцам придется серьёзно заняться налаживанием нормальной жизни в неблагополучных воюющих регионах – поставщиках беженцев. Как и в какой форме будет оказываться такая помощь, сказать трудно. Одно понятно: бесконечный, измотанный и обозлённый поток нелегалов разрушит нормальную устоявшуюся жизнь местного населения. И европейцы уже меняют свою знаменитую толерантность на осторожный и даже жёсткий подход к проблеме беженцев. Мигрантам больше никто не рад. Последние выборы в европейских государствах наглядно показали резкий правый поворот в настроении избирателей.

Даже канцлер Меркель, заявившая в прошлом году, что «Германия готова принять беженцев-нелегалов» на последнем предвыборном митинге вынужденно признала: «Такого больше никогда не повторится». Её слова вызвали шквал аплодисментов. Меркель победила на прошедших выборах. Пример из соседней Англии. Островное государство – одно из основателей европейского Союза, вдруг решило отгородиться от Европы, заполнившейся мигрантами. Всё это, конечно, не случайно. Это результат ошибочной политики «распахнутых дверей», которая и привела Европу к трагедии с нашествием беженцев.
Стихийные волны мигрантов могут резко осложнить не только криминальную обстановку «осваиваемых» территории. Есть и другая более серьёзная опасность, отложенная на какое-то время. Перспектива потерять и саму территорию.
Печальная история Косово никого ни чем не научила. Точнее, не Косова, а Космета, что в переводе – Старая Серия. Со дня провозглашения независимости в 1878 году этот регион был частью Сербии. Он считается колыбелью сербской национальной культуры, местом нахождения основных православных святынь сербов. И где теперь Старая Сербия (Косово)?

В Косовской трагедии, конечно, целый клубок противоречий и причин, которые привели к отторжению части Сербии. Но основная причина одна: албанские переселенцы стали активно осваивать сербские земли ещё во времена турецкого владычества, местное население постепенно вытеснялось, пока не оказалось в меньшинстве. Дальше требование независимости, вооружённая борьба за права человека, обращение к мировому сообществу о притеснении большинства, референдум. Всё.

Внутренняя массовая миграция никак не регулируемая и ни кем не контролируемая – тоже серьёзная отложенная проблема для коренного населения любой территории. В том числе и нашей. Неудобства и дискомфорт могут принести с собой даже соотечественники соседних областей. А если это, как окрестили их острословы – «понаехавшие»? Да ещё в большом количестве и со своей культурой, обычаями, укладом жизни. И дело тут не в национальности или вероисповедании (эти темы у нас деликатно замалчиваются, и, как правило, широко не обсуждаются). А зря. Их не надо обходить стороной, в открытом обществе не может быть закрытых тем. Любая ситуация способна резко обостриться и выйти из-под контроля, если она долго искусственно загоняется в темный угол. И тогда действительно будет уже не до дискуссий. Вот пример из реальной сегодняшней жизни. Соседи, переселившиеся с горной местности, стали обустраивать своё жилье с таким шумом и грохотом, как будто осваивали опушку леса на необитаемом острове. Никто и не подумал предупредить окружающих. Не слишком любезно они реагировали они и на замечания. И это всё в спальном районе старой Астрахани! Причём гремели всеми видами инструментов именно в выходные и праздничные дни (хотя в шумной семье никто никогда официально не работал и не служил). К кондовым патриотам себя не отношу, но 8 марта, 9 мая и 12 июня усердно тарахтеть молотками с первыми лучами солнца всё-таки неприлично.

Потом они развесили на самодельном балконе свежеразделанные куски говядины с потрохами. Зрелище, скажу вам, не самое приятное. Особенно, если балкон соседи соорудили напротив ваших окон. Нам приходилось бы любоваться экзотическим «натюрмортом» до самой весны; помогли местные вороны, учуявшие калорийную добычу. Атаковали шумно и бесстрашно. Мясо соседям пришлось убрать.
Скажете, простые бытовые мелочи жизни? Возможно, тут ведь даже до административки не дотягивает. Но бывают такие раздражающие неудобства по чьей-то глупости или тупости (ведь нет же особой необходимости стучать именно в национальные праздники или по ночам, или обязательно развешивать мясо на всеобщее обозрение), что они похлеще иных стихийных бед.
Дело, подчеркну ещё раз, не в национальности или в вероисповедании мигрантов (легальных или нет). Проблема в культуре и образованности людей, в их просвещенности. Вот корень всех бед, и не только миграционных. И ещё в уровне организации контроля за соблюдением общих правил и законов совместного процветания людей с разным цветом кожи и другими различиями. А это уже прямая обязанность и ответственность местной власти, которую горожане (или сельчане) нанимают на работу.

Президент Путин не раз заявлял, что приезжающие граждане должны уважать законы и традиции коренных жителей, не обосабливаться, а интегрироваться со средой нового места жительства. Если же приезжие (не важно, кто и откуда) ведут обособленный образ жизни, демонстративно отказываются соблюдать установленный порядок, извините, отправляйтесь тогда на свою родину.

В слове «приспособленцы» по большому счёту нет ничего ругательного. И в природе, и в любой реальной жизни все приспосабливаются друг к другу и к складывающимся обстоятельствам. Растения – к сезону дождей, животные к обилию кормов и т.д. Люди – тоже не исключение, если они стремятся мягко влиться и приспособиться к другой, более комфортной и благополучной жизни, а не пытаются изменить чужую.

Николай Василич, журналист
Астраханский областной общественно- политический еженедельник «Факт и компромат», № 46 (756), 2017 г.