Ранее мы публиковали обзор, касающийся истории развития сотовой связи в нашем регионе. Теперь пришло время разобраться – кто есть кто на рынке данного вида услуг. Ведь ни для кого не секрет, что за годы функционирования сетей стандарта GSM в нашей области, у каждого оператора среди пользователей уже давно сложился какой-либо образ. Причём, по большей части, черты этого образа у операторов неприглядные. Хороши ли сотовые операторы на самом деле так, как нам об этом рассказывают в рекламе?

Билайн

До определённого момента был вполне себе неплохим оператором, сочетающим в себе приемлемые цены с более-менее качественной связью по стране в целом. И даже в нашем регионе, несмотря на то, что лицензию Билайн получил предпоследним (позже оказался только МТС) и, соответственно, частоты занял не самые лучшие, особых жалоб по качеству связи у людей к ним нет.

Однако если бы всё было хорошо – это, наверное, была бы какая-нибудь другая страна, да только не наша. Билайн стал ориентироваться в первую очередь на корпоративных клиентов, оставив частных как-то в стороне. В итоге Билайн стал единственным оператором в нашем регионе, не предоставляющим ни одного тарифа с реально посекундной тарификацией. Везде либо поминутная, либо якобы посекундная, но с платой за соединение (что ещё хуже поминутной, так как платить за короткие разговоры вообще приходится почти в два раза больше, чем это указано в описании тарифного плана). Почему люди должны платить за совершенно непонятные вещи – в Билайне не комментируют. В данный момент именно такая особенность тарифных планов является главным недостатком сотового оператора, начисто перечеркивающая любые достоинства.

А вот к достоинствам многие опрошенные абоненты относят хороший сервис. В принципе, для оператора, ориентированного на юридических лиц, такое положение дел совсем не удивляет, только вот всё-таки хотелось бы побольше внимания к обычным людям. И дали бы, в конце-концов, возможность платить реально за то, что наговорили, а не приплюсовывать разные дополнительные платежи.

С этой платой за соединение вообще отдельная история. Если кто-то забыл – ввели её наши сотовые операторы после того, как их обязали не брать денег за входящие звонки. Но потом практически все операторы ввели тарифы без платы за соединение, а Билайн всё никак на ситуацию на рынке не отреагирует. Интересно, с чем бы это могло быть связано? Билайну нет разницы до своих абонентов, или знает, что его абоненты уже и не к такому привыкли?

Сразу вспоминается заря GSM, когда посекундная тарификация считалась самым передовым и честным обращением с клиентами. Прошли годы, и теперь, оказывается, даже не стыдно вводить фактически поминутную.

Мегафон

Судя по результатам опроса – самый неоднозначный оператор региона. Мнения разделились буквально в противоположные стороны.

С одной стороны – преданные абоненты, которые с этим оператором давно. Они позиционируют Мегафон как одного из лучших операторов в нашем регионе, ссылаясь на качество связи. Оно, кстати, трудно поспорить – неплохое. Всё-таки, лицензию в нашем регионе Мегафон получил вторым (после СМАРТС), частоты, соответственно, занял хорошие, да ещё и вроде бы обслуживает их нормально. По крайней мере, при замерах в городе уровень сигнала был достаточно высоким.

С другой стороны – те, кто перестал пользоваться услугами этого оператора, либо использует его как дополнительного. Тут уже хорошего было услышано мало, и даже качество связи не аргумент, поскольку сейчас не начало 2000-х, операторы уже сети наладили насколько можно и, соответственно, в городе особое преимущество никто не имеет – за исключением некоторых «мертвых зон», разговаривать можно везде с любым оператором.

Итак, в числе минусов Мегафона, опрошенные назвали следующее. Во-первых, плохое качество обслуживания. Даже складывается впечатление, судя по тому, как это обслуживание ругали, в Астрахани оно если не худшее, то одно из худших. По словам опрошенных, дозвониться в техподдержку очень трудно, помогают там тоже как-то неохотно. Второй, пожалуй, даже ещё более ощутимый минус – ценовая политика. В регионе даже ходит определение ей – «быдломаркетинг». Заключается этот быдломаркетинг в том, что понять, сколько именно нужно платить удаётся с трудом и не с первого раза. То есть, если у других операторов всё более-менее прозрачно и можно легко догадаться, что, сколько стоит, то у Мегафона описания закручены так, что позавидуют некоторые авторы популярных детективов. Непонятно, зачем эти сложности и почему нельзя людям сразу говорить, сколько им нужно платить, всё-таки описания в первую очередь составляются именно для клиентов. А им не очень интересно тратить время на то, чтобы разобраться во всех сложностях.

Ещё одна особенность Мегафона – любовь к частой смене тарифов. Создаётся «море» похожих тарифов, потом они отменяются, делаются новые аналогичные (плюс-минус две копейки и новое название). Такое ощущение, что у компании просто цель всего существования – запутать абонентов.

МТС

К плюсам оператора относят довольно низкие цены, причём низкими они, в отличие от многих других операторов, остаются стабильно. Тарифы обслуживаются годами, многие до недавнего времени сидели на уже подзабытом 007 и проблем не знали. Да и новые тарифы довольно неплохи, по крайней мере, там постоянно есть честная посекундная тарификация.

На обслуживание вроде бы тоже никто не жаловался, МТС одним из первых ввёл полное управление своими услугами через Интернет, через него же можно и с техподдержкой связаться, да и по телефону тоже отвечают вполне адекватно и быстро. Короче, казалось бы, может вот он, идеальный оператор?

Но не тут-то было. Абсолютно в каждом регионе, а, в особенности, в нашем, где МТС получил лицензию последним и взял самые плохие частоты, за этим оператором слава предоставляющего самую низкокачественную связь. Конечно, это не значит, что везде связь будет заикаться, просто количество «мёртвых зон» у него заметно выше. На вопрос, почему это так, технические специалисты оператора пока ответить не смогли, так что не знаем, стоит ли надеяться на лучшее.

СМАРТС

Патриоты нашего региона относят к главным достоинствам данного оператора тот факт, что он является астраханским и, соответственно, налоги платит в наш местный бюджет. Не такие убеждённые патриоты хвалят СМАРТС за качество связи, и тоже вполне оправданно – всё-таки это первопроходец на нашем рынке GSM и, соответственно, было бы странно, если бы за эти годы и с такими частотами СМАРТС бы ещё и умудрился провалить качество связи.

Но главная роль СМАРТС в нашем регионе не в этом. Главное – что он существует как сдерживающий фактор, не дающий «большой тройке» слишком повышать цены. Для того, чтобы понять это, достаточно просто сравнить цены в регионах, где СМАРТС представлен, и где его нет.

Теперь о недостатках. А их у СМАРТС масса. Во-первых, сервис всё-таки не дотягивает до общероссийского уровня, что неудивительно для такого относительно небольшого оператора. Это касается и качества техподдержки и спектра предоставляемых услуг. Второе относится и к проблеме технической оснащённости, всё-таки оборудование у СМАРТС стоит далеко не самое современное.

Во-вторых, абсолютно все жалуются на роуминг. Это тоже неудивительно, так как во многих регионах СМАРТС не представлен, соответственно приходится пользоваться уже межсетевым роумингом, который обходится гораздо дороже, чем внутрисетевой. Да и на внутрисетевой цены тоже не подарок, так что для тех, кто часто ездит по стране – СМАРТС явно не лучший выбор.

Выводы

Какой из всего этого можно сделать вывод? В нашем регионе оптимального сотового оператора, которого можно было бы назвать лучшим среди остальных, нет. У всех есть какие-то скрытые подводные камни, мешающие нормальному пользованию услугами. И это ещё не касаясь высокой стоимости инернет-трафика и его округления по 100 килобайт. Всё-таки в наше время платить по 8-9 рублей за мегабайт – несовременно.

И, что самое печальное, рынок давно поделен, находится в состоянии застоя и ожидать чего-то нового на нём не приходится.

Кирилл Немоляев,

"Факт и компромат" №16, 04.06.10.